"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий"
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
- Презентационная аннотация методической разработки учителя
Показатель | Текст презентационной аннотации методической разработки |
Презентационная аннотация методической разработки учителя | «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий» "… Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению". В.А.Сухомлинский Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения. Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Длительность работы над опытом - 3 года. 1 этап (2014-2015 г.) – возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач; знакомство с современными педагогическими технологиями. 2 этап (2015-2016 гг.) – активное внедрение методов развития критического мышления в образовательный процесс; разработка и внедрение системы уроков и внеурочных занятий по русскому языку и литературе с использованием методов критического мышления; определение методов и критериев оценки творческой активности учащихся; 3 этап (2016-2017, 2018 гг.) – систематизация и оформление результатов динамики развития творческой активности учащихся, которая отражает результативность опыта работы. Область применения опыта – уроки русского языка и литературы, внеклассные мероприятия. Вся работа по теме опыта была направлена на развитие творческой личности школьника. Новизна опыта заключается в систематизации и рациональном практическом применении форм, методов и средств развития творческой личности учащегося Актуальность современных образовательных технологий неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Цель: развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы Задачи: 1. повышение мотивации обучения 2. развитие познавательной активности учащихся 3. развитие исследовательских умений 3. стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам После изучения литературы и знакомства с различными технологиями остановила свой выбор на следующих педагогических технологиях. Инновационные технологии:
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются: - технология перспективно-опережающего обучения; - индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; - технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); - проблемное обучение; - модульные технологии; - игровые технологии; - интерактивные методы в обучении и воспитании. Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии разноуровнего обучения на уроках русского языка. За методологическую основу я взяла две модели: «Внутриклассная дифференциация» (Н.П. Гузик) и «Технология индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков). На начальном этапе передо мной стояла задача разработать систему упражнений в процессе использования методики дифференцированного обучения русскому языку на различных этапах урока. Насколько эффективна эта работа, и в частности такой вид контроля, как дифференцированный зачёт, можно судить, во-первых, по результатам работы в 8 классе. Во-вторых, по результатам сдачи учащимися ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе. В-третьих, по имеющимся призовым местам на предметных олимпиадах и творческих конкурсах В чем сущность инновационного опыта? 1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся. 2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных. 3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики. 4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному. 5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне. Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников. Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу. Преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому использую в работе таблицы, схемы. Представление системы учебных знаний Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом: 1) уроки общего разбора темы; 2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся; 3) уроки-практикумы; 4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты). Критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:
В процессе обучения определяю меру дозированной помощи для каждого ученика. Важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики. В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса «Русский язык». Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся. Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Опыт работы за 5 лет...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий Из опыта работы учителя русского языка и литературы пер...
Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»
Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самост...
Семинар «Развитие творческих способностей учащихся на уроках украинского языка и литературы с использованием современных технологий в обучении»
24 февраля 2016 года в МОУ «Школа-коллегиум» (директор Противенская О.Г., зам. директора Горбачёва Н.А.).) состоялся семинар для учителей украинского языка и литературы. Тема семинара «Развитие творче...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через метод проектов
В работе представлена типология проектов по русскому языку и литературе (научно-исследовательские,информационные,творческие,творчески-информационные) и основные моменты в работе над ними. Среди творче...
- Мне нравится (1)