МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме
Данная методическая разработка урока поможет учителям биологии заинтересовать учащихся предметом, творчески разнообразит урок, научит школьников работать с различными источниками информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока биологии с икт | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»
Абанина Диана Петровна, учитель биологии
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 19» города Братска
Данный урок является одним из системы уроков, проводимых с применением ИКТ. Для его проведения необходимы компьютеры, медиатека, ресурсы Интернет. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет учителю применять информационный и иллюстративный материал, экономит время, развивает интерес учащихся к предмету, учит их коллективно и самостоятельно работать с источниками информации, логически мыслить, делать выводы, т.е. формирует ключевые компетенции.
Класс 7
Раздел программы: «Хордовые»
Тема урока: «Происхождение и многообразие Земноводных»
Урок 40 минут
Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Технология обучения: ИКТ
Формы работы: индивидуальная, работа в группах
Цель урока: дать представление о мире Земноводных.
Задачи урока:
- Определить и сформулировать характерные признаки отрядов класса Земноводные, используя различные источники информации.
- Изучить роль земноводных в природе и жизни человека.
- Через работу в группах формировать чувства взаимопомощи, взаимоконтроля.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация в программе Power Point, таблица «Земноводные», энциклопедия «Жизнь животных», Красная книга, иллюстрации животных, энциклопедия «Библиотека Кирилла и Мефодия», контрольные тесты.
Оформление доски: на доске тема урока, иллюстрации, таблица, записан проблемный вопрос урока.
Планируемые результаты: школьники узнают о происхождении, особенностях строения и жизнедеятельности, значении земноводных, а главное, научатся работать с разными источниками информации, такими как энциклопедия, Красная книга, Интернет.
Структура и ход урока
Вводная часть. Учитель приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока (2 минуты).
Проверка домашнего задания: предлагается тест в двух вариантах, которые раздаются на столы каждому ученику.
Постановка проблемы: учащимся предлагается назвать известных им земноводных. Каковы особенности строения, образ жизни земноводных в связи с условиями обитания? Как приспособлены эти животные к климатическим условиям планеты?
В беседе выясняются ответы на вопросы. Далее следует демонстрация презентации: (слайд 1).
Презентация
Изучение нового материала: (20 минут).
1. Происхождение земноводных (слайды 2-4).
Учитель знакомит школьников с происхождением земноводных, демонстрирует слайды презентации.
В беседе с учащимися решается проблема: как и почему земноводные приспособились на Земле? Каковы особенности строения и образа жизни земноводных в связи с условиями обитания (слайд5).
2. Современные земноводные.
При изучении этого вопроса в процессе беседы обобщаются знания об особенностях строения современных земноводных, полученные на предыдущем уроке темы. Ребята пытаются сформулировать выводы с уточнениями учителя.
Демонстрация слайдов 6-7.
Характерные признаки современных земноводных.
- есть веки, кожа влажная, голая;
- два круга кровообращения, трёхкамерное сердце, головной мозг снабжается артериальной кровью, а тело – смешанной кровью;
- дыхание легочное и кожное;
- есть барабанная перепонка, формируется среднее ухо;
- появляется пятипалая конечность;
- размножение и развитие связано с водой.
Организация исследовательской работы в группах
Для этого учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает задания для работы.
Задание 1 группы
1. В сети Интернет на сайте http://www.proanimal.ru, найдите информацию о древних земноводных, их происхождении, используя фрагмент ролика «Тайны природы. На волю из икринки».
2. Охарактеризуйте особенности строения этих животных в связи со средой обитания.
Задание 2 группы
1. Найдите информацию на сайте http://www.zooeco.com «Мир животных» или в энциклопедии «Библиотека Кирилла и Мефодия» (CD-диск) о представителях отряда Бесхвостые, их приспособленности к среде обитания.
2. Отметьте особенность их образа жизни в связи со средой обитания.
Задание 3 группы
1. Найдите информацию на сайте http://www.noevkov4eg.ru «Ноев-Ковчег» или в энциклопедии «Жизнь животных» о представителях отряда Хвостатые, приспособленности к условиям обитания.
2. Сравните образ жизни и особенности строения этих животных в связи со средой обитания.
Задание 4 группы
1. В Красной книге найдите информацию о редких и исчезающих видах отряда Безногие.
2. Как вы считаете, почему возникла проблема исчезновения видов земноводных на Земле.
Учащиеся всех четырёх групп работают с разными источниками информации на бумажных и электронных носителях, найденные данные об отрядах заносятся в таблицу.
Общая характеристика земноводных
Отряд | Характерные признаки | Представители | Значение |
Бесхвостые | |||
Хвостатые | |||
Безногие |
Выступления представителей групп учащихся (15 мин).
1. Представители групп знакомят с результатами своей работы, школьники заполняют графы таблицы, проверка по слайдам 9-12.
2. Учащиеся пытаются сформулировать ответ на проблемный вопрос:
Каковы особенности строения и образа жизни земноводных в связи с условиями обитания? Отмечают приспособленность этих животных к климатическим условиям.
Закрепление знаний: работа по вопросам презентации (слайд 13).
Рефлексия:
Что мы узнали нового на уроке?
С каким чувством вы уходите с урока?
Изменили ли вы своё отношение к земноводным животным? Почему?
Что человек может сделать, чтобы сохранить амфибий на Земле?
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов (5 минут).
Учащиеся формулируют проблему, отмечают её значимость в современной жизни. Выставляются оценки.
Домашнее задание: §24, стр. 115-120, термины, подготовить сообщение об экзотических представителях амфибий.
Литература и ресурсы Интернет:
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, Москва, Дрофа, 2010год.
Красная книга России, Москва, 2011 год.
СD Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Москва, 2010 год.
Энциклопедия «Мир животных», Москва, 2011 год
Приложение 1.
Тест для проверки знаний
1 вариант
1. Амфибии произошли от:
а) древних кистеперых рыб
б) древних земноводных
2. Все амфибии дышат:
а) только легкими
б) легкими и кожей
в) только кожей
3. Сердце амфибий состоит:
а) из предсердия и желудочка
б) из двух предсердий и желудочка
в) из двух предсердий и двух желудочков
4. В шейном отделе земноводных:
а) 2 позвонка
б) 4 позвонка
в) 8 позвонков
5. Скелет передней конечности состоит из:
а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа
6. Скелет задней конечности состоит из:
а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа
7. Каким образом расположены конечности лягушки:
а) под туловищем
б) сбоку под углом к туловищу
2 вариант
1. Имеется ли грудная клетка у лягушки:
а) да;
б) нет
2. Сколько отделов различают в каждой конечности лягушки:
а) 2
б) 3
в) 4
3. Кровеносная система состоит:
а) из одного круга кровообращения
б) из двух кругов кровообращения
4. Пояс передних конечностей состоит из:
а) лопатки, ключицы, вороньей кости
б) плеча, предплечья, кисти
в) бедра, голени, стопы
5. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:
а) внутреннее оплодотворение
б) наружное оплодотворение
6. Назовите тип развития характерный для рептилий
а) прямое развитие
б) непрямое развитие
7. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:
а) толстая прозрачная студенистая оболочка
б) скорлупа
в) кожистая оболочка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"
Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...
Методическая разработка урока биологии 7 класс
Технологическая карта урока биологии "Значение хвойных растений в природе и жизни человека"...
Комментарии
Интересная разработка
Интересная разработка