Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Презентации "ЗАДАНИЕ 16" и "ЗАДАНИЕ 25".
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Тимофеева Светлана Валентиновна
Презентации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задания 16 и 25

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БИСКАМЖИНСКАЯ СОШ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 16 Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. Подготовила учитель русского языка и литературы ТИМОФЕЕВА С. В.

Слайд 2

Формулировка задания: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Слайд 3

Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи. Горел яркий костёр и дорогу заносило дымом. Ответ _______________ Вероятно – 15 ? !

Слайд 4

Что следует знать Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И . Пунктуация в сложносочинённом предложении с обобщающим второстепенным членом.

Слайд 5

Помните: За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.

Слайд 6

1. П унктуация в простом предложении с однородными членами Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И , запятая не ставится. Я был ошеломлён глубиной и разнообразием жизни.

Слайд 7

Запятая не ставится Примеры Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО. [О и О]. [О да О]. [О или О]. [О либо О]. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. Однажды Лебедь, Рак , да Щука везти с поклажей воз взялись. Сегодня либо завтра отправлю письмо. Приеду сегодня или завтра . 2 . В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: ни свет ни заря, ни то ни сё, ни шатко ни валко, и туда и сюда, и так и сяк, ни себе ни людям, ни жив ни мёртв и др. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. 3. Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка). Пойду посмотрю расписание занятий. Взял да и сделал наоборот.

Слайд 8

2. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И – И, запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемые при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд: Горный поток и шумел , и пенился , и бился о скалы. [ и О , и О, и О ].

Слайд 9

3. Но! Запятая ставится и перед первым повторяю-щимся союзом И , если однородный ряд был уже начат перед первым союзом И : Горный поток шумел , и пенился , и бился о скалы. [ О , и О, и О ].

Слайд 10

4. М ежду однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ–НИ, И-И, ИЛИ-ИЛИ, ЛИБО–ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО-НЕ ТО, ТО ЛИ-ТО ЛИ, запятая ставится но не перед первым союзом. Перед первым , повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами. используемыми при перечислении:

Слайд 11

[ни О, ни о, ни О ]. [и О, и о, и О ]. [или О, или о, или О ]. [либо О, либо о, либо О ]. [то О, то о, то О ]. [не то О, не то о, н е то О ]. [то ли О, то ли О, то ли О ]. Примеры: Либо сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости. Не то мама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

Слайд 12

5. Запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом , если однородный ряд был начат без этого союза. Примеры: Сегодня , либо завтра , либо послезавтра приеду к тебе в гости. М ама , не то папа , не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

Слайд 13

6. между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая. [О, а О]. [О, но О]. [О, да О]. [О, зато О]. [О, однако О]. Примеры: Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

Слайд 14

7. Перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая. Не только… , но и … как … , так и … хотя и … , но … если не … , то … не столько … , сколько …

Слайд 15

Примеры: Сегодня на улице не только прохладно , но и ветрено. [ не только О , но и О]. Пушкин создал замечательные произведения как в стихах , так и в прозе . [ как О , так и О]. Туристы хотя и устали , но продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.[ хотя и О , но О]. Он ощущал если не скуку , то некоторую усталость. [ если не О , то О]. Его речь была не столько о политике, сколько об отношениях между людьми.[ не столько О , сколько О].

Слайд 16

Обратите внимание: Запятая ставится не перед началом двойного союза, а только перед его второй частью. Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как … , так и …» являются постоянными. Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только … , а также …» (вместо «не только …, но и …»), «как … , а также …» (в место «как… , так и …» ).

Слайд 17

Пунктуация в сложносочинённом предложении, части которого соединяет сочинительный союз И Если сочинительный союз И соединяет части сложносочинённого предложения , то мы ставим запятую перед союзом И. Пример: Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога , и первым по ней кинулся бежать остроухий пёс. (М. Булгаков) (В предложении сочинительный союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого (две грамматические основы: «протянулась дорога», «кинулся бежать пёс»), поэтому мы ставим запятую перед союзом И.)

Слайд 18

Отсутствие запятой перед союзом и в ССП Если части сложносочинённого предложения объединены каким-либо общим для них элементом, запятая перед союзами И, ДА (=И), ЛИБО не ставится.

Слайд 19

Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях: Общий второстепенный член предложения. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Горький) [ Общий второст.чл .- =] и [= -]. Общая придаточная часть сложноподчинённого предложения. Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём. (А. Чехов) Общее вводное слово или вводное предложение . Как это часто бывает, вспоминается плохое и з абывается хорошее.

Слайд 20

4. Вопросительные предложения. Когда состоится родительское собрание и какова повестка дня? 5 . Побудительные предложения. Пусть кончится зима и наступит весна! 6. Восклицательные предложения. Как ярко светит солнце и как ласков летний ветерок! 7. Неопределённо-личные предложения. В соответствии с иерархией чинов видели перед собой почти пустые блюда и дорогими винами их вообще иногда обносили. (по Ю. Лотману) Безличные предложения, имеющие синонимичные сказуемые: Необходимо внимательно вычитать рукопись и нужно внести все авторские поправки. 9. Назывные предложения: мороз и солнце… (А. Пушкин)

Слайд 21

Если части сложносочинённого предложения объединены общим второстепенным членом предложения, запятая перед союзами И, ДА (= И), ИЛИ, ЛИБО, соединяющими простые предложения в сложносочинённом предложении , не ставится.

Слайд 22

Алгоритм выполнения задания 16: Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция): простое предложение (в нём одна грамматическая основа); сложное (в нём две и более грамматические основы). 2 . Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого: если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает ОДНО лицо; если предложение является сложносочинённым, то в нём РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

Слайд 23

3. О пределите, нужна ли запятая перед союзом И : запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И; запятая нужна, если предложение сложносочинённое; запятая не нужна, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член. 4. Н айдите в предложении однородные члены. Определите, какие союзы их соединяют: если это одиночный союз и, или, либо, да ( =и ), запятая перед ним не ставится; если это двойной союз (как, так и…, не столько…, но и…, хотя, но…), запятая ставится только перед второй частью двойного союза; если это повторяющиеся союзы и… и , да… да , то..то, ли..ли, или… или , запятая в первый раз ставится перед вторым союзом; если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами. 5. П роверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами.

Слайд 24

Задания для самостоятельной работы Задание №1 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. Ночью ветер злится да стучит в окно. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться. Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.

Слайд 25

Задания для самостоятельной работы Задание №2 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. Многие литературоведы и историки вновь спорят о тайнах шекспировского творчества. На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца. Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Слайд 26

Задания для самостоятельной работы Задание №3 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспомнился зимний день в горах Алатау. Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах. В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину. Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень и одухотворённости. Сверкнула молния и послышался удар грома.

Слайд 27

Задания для самостоятельной работы Задание №4 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы. Туман редел и становилось темнее. За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами. Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить! Наука Х V І века стремились как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

Слайд 28

Задания для самостоятельной работы Задание №5 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад. Ученица не отвечала и пауза затянулась. Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Слайд 29

Задания для самостоятельной работы Задание №6 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. Ночью ветер злится да стучит в окно. Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Слайд 30

Задания для самостоятельной работы Задание №7 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями. Вода расступилась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики. К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.

Слайд 31

Задания для самостоятельной работы Задание №8 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Художники конца ХХ века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси. А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки. Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

Слайд 32

Задания для самостоятельной работы Задание №9 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Земляникой да черникой полны наши леса! Учебник М. В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды. С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов. Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом. По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.

Слайд 33

Задания для самостоятельной работы Задание №10 . Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями. Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды. Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю. Причастия способны как образно описывать предмет или явление так и представить его признак в динамике .

Слайд 34

ответы Задание № Ответ 1 25 2 35 3 25 4 25 5 14 6 24 7 24 8 14 9 25 10 35

Слайд 35

Список литературы Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина , Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»). Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов , С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов , Л. А. Чешко ).- учебник для 7-8 классов .- М.: Просвещение, 1982.

Слайд 36

Успехов на ЕГЭ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ ЗАДАНИЕ 25 Средства связи предложений в тексте Подготовила учитель русского языка и литературы ТИМОФЕЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА МБОУ Бискамжинская СОШ 2019 г.

Слайд 2

Формулировка задания: Среди предложений 14 – 17 в тексте Н. Коршуновой найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Слайд 3

Текст № 1

Слайд 4

Ответ: 17 (это предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора «зоны» и указательного местоимения «этой »).

Слайд 5

Что следует знать для правильного выполнения этого задания: Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи, среди которых выделяют лексические морфологические и синтаксические.

Слайд 6

Лексические средства связи предложений в тексте Лексические повторы Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д. С. Лихачёв.) Синонимы В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. К онтекстные синонимы Особое значение для развития русского языка имело творчество А. С. Пушкина . Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Слайд 7

Лексические средства связи предложений в тексте Описательные обороты Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф. Абрамов.) Антонимы У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше. Однокоренные слова ( слова , имеющие один и тот же корень, но в одном из этих слов есть приставка или суффикс, которого нет в другом ) Зимний день короток. Неслучайно зимой многие люди так ждут солнечной погоды, чтобы хоть какое-то время порадоваться яркому свету. Формы одного и того же слова (как правило, разные падежные формы одного и того же имени существительного или прилагательного ) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими звёздами . Такие звёзды бывают только осенью. (В. Астафьев.)

Слайд 8

Морфологические средства связи предложений в тексте Сочинительные союзы Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». (Д. С. Лихачёв.) Подчинительные союзы Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. (Д. С. Лихачёв.) Личные местоимения (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л. Леонов.) Притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ, ИХ) Иван неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и напугал мать.

Слайд 9

Морфологические средства связи предложений в тексте Указательные местоимения (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ; ТОТ, ТА, ТО, ТЕ; ТАКОЙ, ТАКАЯ, ТАКОЕ, ТАКИЕ) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б. Зайцев.) Наречия Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». ЗДЕСЬ вступает в с илу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д. С. Лихачёв.) Имена прилагательные или наречия в форме сравнительной степени Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Частицы Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Слайд 10

Синтаксические средства связи предложений в тексте Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений ) Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура . (Д. С. Лихачёв.) Парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения ) Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. ПОЭТОМУ в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. (Д. С. Лихачёв.) Неполные предложения Знаете о чём мы спорили? О литературе, музыке, живописи. Вводные слова Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. (Д. С. Лихачёв.)

Слайд 11

Разряды местоимений № п / п Разряд местоимения Примеры 1. Личные Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения склоняются: Я – у меня – мне – со мной, мною – обо мне; Ты - у тебя – тебе – с тобой, тобою – о тебе; Он – его, у него – ему, к нему – с ним – о нём; Она – её, у неё – ей, к ней, с нею, с ней – о ней; Мы – нас – нам – нами – о нас; Вы – вас – вам – вами – о вас; Они – их, у них – им, к ним – ими, с ними – о них. Запомните: Только личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ и их падежные формы используются для связи предложений в тексте. Трудно дать определение любви. О ней можно лишь сказать, что для души это жажда властвовать, для ума – внутреннее сродство… ( Ларошфуко Франсуа де.)

Слайд 12

Разряды местоимений № п / п Разряд местоимения Примеры 2. Возвратное Себя. не имеет именительного падежа, рода и числа. Каким бы тяжелым позором мы себя ни покрыли, у нас почти всегда остаётся возможность восстановить своё доброе имя. (Ларошфуко Франсуа де.) 3. Вопросительные Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков? Который? Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак. Кто будет участвовать в соревнованиях? 4. Относительные Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который. Относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложноподчинённого. Счастлив тот, кто , услышав критику в свой адрес, может ею воспользоваться для исправления. (Вильям Шекспир.)

Слайд 13

№ п / п Разряд местоимения Примеры 5. Неопределён-ные Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-либо и др. ПОМНИТЕ: С приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь неопределённые местоимения пишутся через дефис . Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в три слова : кое-кто и кое у кого . В неопределённых местоимениях приставка НЕ - всегда находится под ударением . 6. Отрицатель-ные Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. В отрицательных местоимениях приставка НИ- пишется в безударном положении , а под ударением – НЕ . Отрицательные местоимения употребляются с НЕ и НИ раздельно, если при них есть предлог . Никем, ни с кем , некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему.

Слайд 14

Разряды местоимений № п / п Разряд местоимения Примеры 7. Притяжательные Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Запомните: Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте . У природы много друзей. Её недругов значительно меньше. 8. Указательные Тот, этот, такой, таков, столько. 9. Определительные Весь, (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Слайд 15

Частица Формообразующие частицы Смысловые частицы Служат для образования форм: А) условного и повелительного наклонения глагола: хотел бы прочесть книгу; да здравствует солнце, да скроется тьма; Б) степеней сравнения имен прилагательных и наречий: более аккуратный человек. Служат для того, чтобы А) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен? Б) выразить чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь.

Слайд 16

Разряды частиц по значению: 1. Указательные Вот (А вот) Вон (А вон) Вот мой дом родной Вон там стоит мой дом 2. Уточняющие Именно Как раз Точно Ровно ИМЕННО это я и хотел сказать. КАК РАЗ эту книгу я и хотел купить себе сам. Это был ТОЧНО Вадим Петрович, но как он изменился. Завтра РОВНО в 12 часов отъезжаем. 3. Выделительно-ограничительные Лишь Только Исключительно Единственно Только лишь Почти Разве лишь ЛИШЬ это задание я не смог выполнить в ходе теста. Хочу ТОЛЬКО предупредить тебя. Я это делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради тебя. Это ЕДИНСТВЕННО правильное решение. Она ТОЛЬКО ЛИШЬ о нём и говорит. Он ПОЧТИ ничего не ест. Он ничего полезного не делает , РАЗВЕ ЛИШЬ молчит.

Слайд 17

4. Усилительные Даже Же Ведь Всё-таки Ни Всё Всё же Вы ДАЖЕ представит себе не можете! Скажите ЖЕ что-нибудь! ВЕДЬ вы ничего не выучили! Она ВСЁ-ТАКИ не любит его. Куда НИ глянь, везде мусор. Как волка ни корми, он ВСЁ в лес смотрит. Но ВСЁ ЖЕ я постараюсь хорошо закончить полугодие. 5. Утвердительные Да Так Ага -Он сам тебе об этом сказал?– ДА, я слышал эту историю от него. -Посмотри, я правильно нарисовал? - Верно , ТАК. -Напишешь письмо? – АГА! 6. Вопросительные Ли Разве Неужели Да Да ну Прочитали ЛИ вы эту повесть? РАЗВЕ ты не будешь обедать? НЕУЖЕЛИ ты совсем не хочешь есть? -Ты с нами поедешь? ДА ? -Она уже вернулась из поездки. – ДА НУ ?

Слайд 18

7. Отрицатель-ные Не Нет Ни НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его! НЕТ , я не сдамся! Вокруг НИ души! Не видно НИ кустика! 8. Частицы, выражающие сомнение Вряд ли Едва ли ВРЯД ЛИ это возможно. ЕДВА ЛИ мы успеем. 9.Восклицательные Что за Как ЧТО ЗА прелесть эти сказки! КАК жаль её слёз! 10.Формо-образующие А) пусть, пускай, давай, давайте, да, которые образуют форму повелительного наклонения. Б) Бы , которая образует форму условного наклонения. ПУСТЬ всегда будет солнце, ПУСТЬ всегда будет мама, ПУСТЬ всегда буду я! ДАВАЙТЕ жить дружно! ДАВАЙ пожмём друг другу руки! ДА здравствует солнце, ДА скроется тьма! Ты хотел БЫ поехать в Китай? 11. Смягчение требования -КА Скажи- КА , сколько времени.

Слайд 19

СОЮЗЫ Сочинительные союзы Подчинительные союзы Служат для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, сложносочинённого. (ССП) Служат для связи простых предложений в составе сложного, сложноподчинённого. (СПП )

Слайд 20

Сочинительные союзы Соединительные Разделительные Противительные И, ДА (в значении И) НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ ИЛИ, (ИЛЬ), ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ А, НО, ДА (в значении НО ), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ Выражают отношения перечисления Выражают значение взаимоисключения, чередования, выбора Выражают отношения сопоставления, противопоставления, различия

Слайд 21

Сочинительные союзы Соединительные Разделительные Противительные Учитесь на своих ошибках, признайте их И двигайтесь дальше (Стив Джобс). Только тот по-настоящему счастлив И велик, кому не нужно НИ подчиняться, НИ приказывать для того, чтобы представлять собой что-то (Иоганн Вольфганг Гёте). Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – ТОЖЕ проявлять истинную человечность ( по Конфуцию). Вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас большую веру, ТАКЖЕ сильнейший страх (Цезарь Гай Юлий). В следующий раз сделай ИЛИ лучше, ИЛИ по-другому (китайская мудрость) . Ты ЛИБО разобьёшься, ЛИБО у тебя за спиной вырастут крылья … (Мария Эбнер-Эшенбах). Душа взвинтилась, напряглась, ждёт душа удара, и неизвестно, откуда занесён удар: ТО ЛИ из тучи молнией судьба грозит, ТО ЛИ кто-то незнакомый смотрит ей в спину сзади (по В. Шишкову). Бабушка занята своим делом – НЕ ТО штопает, НЕ ТО шьёт (Ю. Олеша ). Старайтесь стать не успешным, А ценным человеком (Альберт Эйнштейн). Чудеса иногда случаются, НО над этим приходится слишком много работать (Хайм Вейцман). Конец жизни печален, середина никуда не годится, ДА начало смешно (по Вольтеру) . Тысячи путей ведут к заблуждению, ДА к истине – только один (по Жан-Жаку Руссо) . Многие люди считают, что у них доброе сердце ОДНАКО на самом деле у них просто слабые нервы… ( по Марии Эбнер-Эшенбах). Великий человек совершает великие дела, ЗАТО хороший человек делает дела на века ( по Марии Эбнер-Эшенбах ). Огонёк интеллигентности надо поддерживать, чтение ЖЕ является её топливом ( по Д. С. Лихачёву).

Слайд 22

Подчинительные союзы Временные Когда, пока, в то время как, после того как, как только. Едва, с тех пор как и др. Условные Если, коли, ежели, раз и др. Причинные Ибо, так как, потому что, поскольку, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что и др. Уступительные Хотя, несмотря на то что, пускай и др. Следствия Так что Целевые Чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы и др. Сравнительные Как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как и др. Изъяснительные Что, чтобы, как

Слайд 23

Алгоритм выполнения задания Помните, что вы должны определить связь данного предложения с ПРЕДЫДУЩИМ, то есть рассматриваемое Вами предложение должно быть связано с тем, что ВПЕРЕДИ, - с тем, которое находится до этого предложения. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.

Слайд 24

Список литературы Драбкина С. В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] /С. В. Драбкина , Д. И. Субботин. – М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2019. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс.-2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. Кравчук И. П. Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (1-2 полугодие): пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И. П. Кравчук. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. (Серия «Из опыта работы»). Русский язык 7 – 8 класс. (С. Г. Бархударов , С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов , Л. А. Чешко ).- учебник для 7-8 классов .- М.: Просвещение, 1982.

Слайд 25

Успехов на ЕГЭ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...