Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ" для 10-11 классов
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс)
Рабочая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ" для 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_dlya_10-11.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку для 10–11-х классов
«Готовимся к ЕГЭ»
Пояснительная записка
Единый государственный экзамен проводится в форме тестирования.
Экзамен в такой форме показал плюсы и минусы ЕГЭ. К положительным сторонам можно отнести следующее:
- ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене, следовательно, способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;
- повышается качество знаний;
- задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:
- знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
- специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
- орфографическую и пунктуационную грамотность;
- владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
- умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.
Но наряду с плюсами есть и минусы ЕГЭ:
- необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.
- малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д.
Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на два учебных года.Вводится дополнительное время 0,5 часа в неделю для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников.
У учащихся появляется возможность дополнительно освоить курс русского языка, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.
Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе (все-таки тесты не так давно появились в школе), и до сих пор такие задания вызывают затруднения у многих учащихся. Необходимо научить алгоритму выполнения тестовых заданий.
Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).
Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.
Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ЕГЭ.
Место курса в образовательном процессе.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Готовимся к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в старших классах общеобразовательного уровня на изучение русского языка отводится 1 час; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Курс рассчитан на два учебных года по 0,5 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 36 часов.
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачами курса являются:
- Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
- Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
- Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
- Научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
- Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
- Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
- Углубленное изучение отдельных тем курса.
Основные компоненты содержания курса.
В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
лексика; фонетика; морфемика и словообразование; орфография и морфология; синтаксис;пунктуация; языковые нормы.
А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).
Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь) и т. д.)
Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
Анализ таблицы (например, при повторении темы «Н и НН в различных частях речи»).
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Результаты изучения курса.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.
Критерии оценки. Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет, незачет.
Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например,
Лист контроля
Название темы
Кол-во заданий
Макс. балл
Набран. баллы
Оценка
ЗАЧЕТ
В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе задания оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – за содержание,5 баллов – за грамматику). Пробные работы оцениваются согласно критериям ЕГЭ.
Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.
Дополнительный обучающий материал.
В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:
Тесты по русскому языку. Репетитор.
Тренажёр по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2012. / Репетитор.
Учебник по русскому языку под ред. Гольцовой.
Учебное пособие для учащихся.
В качестве учебного пособия на занятиях «Готовимся к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку 2014-2016 г Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.
При изучении элективного курса «Готовимся к ЕГЭ» учащиеся используют две тетради:
Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и т.д.).
Тетрадь ЕГЭ. Тренировочные тесты по русскому языку. В этой тетради ребята работают дома. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3 раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля).
Программа элективного курса по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ»
10 класс
Содержание курса.
Вводное занятие. Что такое ЕГЭ? Структура, нормативные документы. Часть С. – 1 час.
Что такое текст? Связь предложений в тексте. Составление текста. – 1 час.
Стили текста: публицистический стиль –1 час.
Стили текста: художественный стиль –1 час.
Типы текста – 1 час.
Зачетная работа №1 – 1 час.
Тема и основная мысль текста. Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы). Как правильно понять исходный текст – 1 час.
«Расшифровка» информации текста – 1 час. (Приложение 5)
Зачетная работа №2 – 1 час.
Роль вступления в сочинении-рассуждении – 1 час. (Приложение 1)
Роль заключения в сочинении-рассуждении – 1 час.
Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментируем основную проблему текста – 1 час. (Приложение 2), (Приложение 4)
Зачетная работа №3 - 1 час.
Позиция автора и способы ее выражения. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции – 1 час.
Общие средства выразительности. Специальные средства выразительности – 1 час.
Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления) – 1 час.
Типы аргументации в изложении собственной позиции. Экспертная оценка сочинения – 1 час.
Итоговая зачетная работа – 1 час.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения . ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).
Программа элективного курса по русскому языку
«Готовимся к ЕГЭ»
11 класс
Тематическое планирование.
Вводное занятие. (Что такое КИМы, ЕГЭ. Требования к их выполнению). Оформление бланков ЕГЭ. (Приложение 6), (Приложение 7) - 1 час.
Языковые нормы. (Орфоэпические нормы Морфологические нормы) - 1 час.
Языковые нормы. (Синтаксические нормы Лексические нормы) – 1 час.
Морфемика и словообразование. (Разбор слова по составу и словообразовательный разбор) -1 час.
Орфография и морфология – 2 часа.
Зачетная работа №1. – 1 час.
Синтаксис. (Синтаксическая характеристика предложения) – 1 час.
Синтаксис. (Вводные слова и вставные конструкции) – 1час.
Пунктуация – 1 час.
Зачетная работа № 2 – 1 час.
Языковой анализ текста. (Задания В1-В8) – 1 час.
Анализ изобразительно-выразительных средств – 1 час.
Зачетная работа № 3 – 1 час.
Комплексный анализ текстов разных стилей (по выбору) - 1 час.
Оценочные слова и речевые клише. Написание рецензии. (Часть С) – 1 час.
Тестовая работа – 2 часа.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
Листы контроля знаний учащихся для 10-11 классов см. в Приложении 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе
Это программа для тех, кто изучает математику, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены....
Рабочая программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение»
Рабочая программа по английскому языку в 10 классе можно использовать на элективных курсах...
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"
Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьном...