Программа элективного курса по русскому языку «Сдам ОГЭ без проблем» (8-9 класс)
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
по русскому языку
«Сдам ОГЭ без проблем»
(8-9 класс)
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 15-16 лет
Разработчик:
Киселева Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Смоленск, 2017
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по подготовке к ОГЭ для 8 и 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ «СШ №25» города Смоленска на 2017-2018, 2018-2019 гг.
В соответствии с учебным планом основной общеобразовательной программы основного общего образования на изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Нормативно-правовая и документальная основа курса
- Конституция РФ (ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации));
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Национальная доктрина образования;
- Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г.,
- «Всеобщая декларация прав человека»,
- ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Устав МБОУ «СШ № 25»;
и другие законодательные акты и нормативные документы, касающиеся сфер образования и культуры
Цели: подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку; обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
Задачи:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Формы работы:
- Работа с текстом (чтение, пересказ)
- Ответы на вопросы по тексту.
- Анализ цитат.
- Монологическое высказывание.
- Устный ответ-рассуждение по предложенной проблеме
- Решение тестовых заданий
- Написание сочинений и изложений
- Прослушивание аудиозаписи текстов
Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Содержание курса.
8 класс.
Блок 1. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (12 часов): чтение и пересказ текста с включением в текст предложенной цитаты, описание картины, составление монологического высказывания, рассуждение по проблемному вопросу.
Блок 2. Подготовка к изложению (6 часов)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Блок 3. Подготовка к сочинению (6 часов)
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Блок 4. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (8 ч)
1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)
2.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
4.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте (Задание 8.)
Блок 5. Заполнение бланков. Контроль знаний (2 часа)
9 класс.
Блок 1. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (12 часов): чтение и пересказ текста с включением в текст предложенной цитаты, описание картины, составление монологического высказывания, рассуждение по проблемному вопросу. Работа с демоверсиями устного собеседования
Блок 2. Подготовка к изложению (6 часов)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Блок 3. Подготовка к сочинению (6 часов)
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Блок 4. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (6 ч)
1. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)
2. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)
3.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)
Блок 5. Контроль знаний (4 часа)
Тематическое планирование
8 класс
№п/п | Дата проведения | Тема | Примечание |
Знакомство со структурой экзаменационных работ (устное собеседование и письменная часть). | |||
Чтение и пересказ предложенных текстов | |||
Чтение и пересказ предложенных текстов | |||
Работа с цитатой. Рассуждение по предложенной цитате | |||
Работа с цитатой. Рассуждение по предложенной цитате | |||
Включение цитаты в текст. Связь текста и цитаты | |||
Включение цитаты в текст. Связь текста и цитаты | |||
Описание картины | |||
Составление монологического высказывания | |||
Составление монологического высказывания | |||
Составление текста – рассуждения по предложенному проблемному вопросу | |||
Ответы на вопросы по поставленной теме | |||
Проведение пробного устного собеседования | |||
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования | |||
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. | |||
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац | |||
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | |||
Прослушивание аудиозаписей. Восприятие текста на слух. | |||
Написание изложения. | |||
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | |||
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | |||
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Оформление вступления и концовки сочинения. | |||
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. | |||
Корректировка текста. | |||
Написание сочинения по предложенному тексту | |||
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения (Задание 2.) | |||
Выполнение тренировочных упражнений по заданию 2. | |||
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.) | |||
Выполнение тренировочных упражнений по заданию 4. | |||
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) | |||
Выполнение тренировочных упражнений по заданию 5. | |||
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте (Задание 8.) | |||
Выполнение тренировочных упражнений по заданию 8. | |||
Написание заданий 2, 4, 5, 8 |
Тематическое планирование
11 класс
№п/п | Дата проведения | Тема | Примечание |
Структура устного собеседования. Работа по заполнению бланков | |||
Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе. | |||
Тренировочное чтение небольшого текста (150-170 слов) вслух | |||
Тренировочное чтение небольшого текста (150-170 слов) вслух | |||
Пересказ текста с включением цитаты. | |||
Пересказ текста с включением цитаты. | |||
Построение монологического высказывания по одной из выбранных тем с опорой на план. | |||
Построение монологического высказывания по одной из выбранных тем с опорой на план. | |||
Устное рассуждение по проблемному вопросу | |||
Устное рассуждение по проблемному вопросу | |||
Диалог (интервью). Диалог по заданной теме. | |||
Диалог (интервью). Диалог по заданной теме. | |||
Структура письменной части экзаменационной работы | |||
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. | |||
Прослушивание аудиозаписей текстов изложений. Анализ и обработка услышанного. | |||
Работа над компрессией полученного текста. Способы сжатия текста. | |||
Компрессия теста разными способами. | |||
Практическое занятие. Написание сжатого изложения под аудиозапись | |||
Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. | |||
Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | |||
Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки | |||
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста | |||
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта | |||
Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения 9.1, 9.2, 9.3 на выбор | |||
Анализ написанных работ. Работа над ошибками | |||
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.) | |||
Выполнение тренировочных упражнений по заданию 3. | |||
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6) | |||
Выполнение тренировочных упражнений по заданию 6. | |||
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.) | |||
Выполнение тренировочных упражнений по заданию 7. | |||
Написание заданий 3, 6, 7 | |||
Написание пробного экзамена (письменная часть) по русскому языку | |||
Работа над ошибками. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Русский язык. 9 класс: промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова.- Волгоград: Учитель, 2011.
ОГЭ-2019: Русский язык: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ / Л.С.Степанова. – Москва: Издательство АСТ, 2018.
Я сдам ОГЭ! Тематический практикум. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В трёх частях / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, О.И.Александрова. – Москва: «Просвещение», 2018.
Устный ответ по русскому языку. Новое задание на ОГЭ / Гринкевич Е.В. – Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2018.
5. Русский язык. 9 класс: промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: ГИА (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2015 г.
7. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Программа элективного курса "Русская словесность" в 9 классе
Цель курса - подготовка учащихся 9 класса к успешной сдаче ГИА по русскому языку. Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, учебно-тематический план и требования к...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание:пунктуация" в 11 классе
Рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: пунктуация» в 11 классе. Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова &laq...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определяем и формулируем проблему текста" (11 класс)
Представлены материалы: конспект урока подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Определяем и формулируем проблему текста" (11 класс); презентация к уроку; дополнительные источники информации и рабочи...