Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Причастный оборот»
Цель урока: формирование понятия о причастном обороте и правилах его обособления.
Задачи:
Образовательные:
-дать определение понятию "причастный оборот";
-сформировать умение видеть причастные обороты в тексте и правильно определять его границы;
-выявить особенности обособления причастного оборота.
Развивающие:
-создать условия для развития логического мышления, наблюдательности, памяти;
-формировать умение правильно обобщать данные и делать выводы.
Воспитательные:
-обеспечить условия для формирования познавательного интереса к предмету;
-формировать навыки контроля и самоконтроля;
-способствовать воспитанию культуры общения.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте! Рада приветствовать вас! Сегодня на уроке мы расширим знания о причастии, узнаем, что такое причастный оборот, научимся находить причастные обороты в тексте и правильно их обособлять.
II. Актуализация знаний
Но сначала давайте повторим уже известный материал.
а) Фронтальный опрос
- Что такое причастие?
- В чём особенность этой части речи?
- С помощью каких суффиксов образуются причастия в русском языке?
- Что такое причастие?
- В чём особенность этой части речи?
- С помощью каких суффиксов образуются причастия в русском языке?
б) Графический диктант
А теперь давайте проверим ваши знания на практике. Сейчас я буду зачитывать словосочетания. Ваша задача - на слух определить, есть ли в составе данного словосочетания причастие или его нет. Если есть - в тетради ставим плюс (+), если нет - минус (-).
Гибкая ветка, бегущий по стадиону, изящный прыжок, прочитанная книга, исправленная ошибка, смелый поступок, обаятельный человек, зеленеющие луга, опавшие листья.
III. Изучение новой темы.
- Итак, мы с вами вспомнили, какая часть речи называется причастием, и пришло время разобраться, что такое причастный оборот.
- Как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Чего мы должны добиться к его завершению? (обучающиеся формулируют цель урока)
Давайте запишем в тетрадях предложение:
Ночь, павшая на город, спрятала следы уставшего дня.
- Есть ли в этом предложении причастия? Назовите их.
- Выпишите словосочетания, в состав которых входят причастия. Обозначьте главное и зависимое слово в каждом из них, определите, чем они выражены.
- Таким образом, мы видим, что причастие может быть как главным, как и зависимым словом в составе словосочетания. Словосочетания, которые состоят из причастия и зависимого от него слова (слов), называются причастными оборотами.
- Обратите внимание, что в предложении причастный оборот подчеркивается как один член предложения (определение), ведь к нему можно задать общий вопрос.
Ночь (какая?) павшая на город
-Давайте подкрепим и расширим наши знания информацией в учебнике. Откройте стр.173, прочитайте правило.
-Что вы узнали из учебника? Как выделяется на письме причастный оборот?
Давайте еще раз посмотрим на предложение, с которым мы работали, найдём определяемое слово и расставим знаки препинания.
- Очень важно правильно определять границы причастного оборота, ведь от этого зависит правильность расстановки знаков препинания. Внимательно задавайте вопросы от причастия; все слова, к которым можно задать от него вопрос, будут входить в состав причастного оборота.
IV. Закрепление новой темы.
а) Индивидуальная работа
- Записываем предложения, находим причастные обороты, расставляем знаки препинания и объясняем их постановку или отсутствие.
Растрёпанные на ветру волосы были непослушными и всё время падали на глаза.
Тучи, собравшиеся к вечеру, предвещали ночную грозу и прохладу.
б) Работа с упражнениями учебника
- Давайте попробуем выполнить упр.404 (стр.174 учебника). Вам необходимо выполнить следующее задание: заменить выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончить предложения.
- Упражнение 406 (стр.175)
V. Контроль знаний (см. тест)
VI. Домашнее задание (дифференцированное)
Уровень А: самостоятельно подобрать и выписать из художественной литературы 10 предложений с причастными оборотами (в разных позициях), обозначить причастные обороты
Уровень В: упражнение 407
VII. Подведение итогов урока, рефлексия
-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
-Что вызвало затруднения? На что следует обратить внимание?
- Как по пятибалльной шкале вы оцениваете свою степень освоения изученного на уроке материала?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...