Урок-путешествие "Страна частиц".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок-путешествие "Страна частиц" предполагает закрепление знаний обучающихся по теме "Разряды частиц" методом фронтального опроса, тренировочных упражнений и творческих заданий при дифференцированном обучении материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_strana_chastits.docx | 42.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание частиц
Урок-путешествие.
Класс: 7
Цель: обобщить знания по теме «Частица», закрепить навыки написания частиц, отработать умения правильного написания частиц.
Цель:
- Ученик научится раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки
- Ученик получит возможность применять правило в различных ситуациях.
Задачи:
- Актуализировать знания учащихся о разрядах частиц бы, ли, же, -то, -ка, -таки посредством использования приема “снежный ком”.
- Обеспечить условия для понимания учащимися правила написания частиц через наблюдения и выводы.
- Проверить знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.
Деятельностные единицы учения:
– правило о раздельном написании частиц же, ли, бы и дефисном написании -то, -ка;
– понятия (частица, разряды частиц, дефис).
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Время |
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь назад и поприветствуйте их. Проверяем готовность к уроку. На парте у вас лежат: дневник, рабочая тетрадь, учебник, пенал. Я желаю вам успешной работы на уроке. Садитесь. | Дети кивают, садятся | 2 мин |
Реализация домашнего задания | Мы продолжаем знакомиться частицами. Начну урок с пословицы: «Мал золотник, да дорог» Как вы понимаете значение этой пословицы? А почему я начала разговор с этой пословицы? Я предлагаю совершить увлекательное путешествие в страну частиц (указываю на оформленную доску). Но чтобы попасть в эту удивительную страну, нам необходимо продемонстрировать свои знания о частице. Итак, ворота знаний. Фронтальная беседа по теме «Частица» + Самостоятельная часть речи. - Имеет грамматическое значение. + Не изменяются. - Являются членом предложения. + Вносят различные оттенки значения. + Служат для образования форм слова.
(Слайды 1,2) Заполнение пропуска (Приложение 1) Самооценивание степени владения актуальным опытом. Представьте, что за воротами нас встречает хозяйка. Предлагаю построить монологическое высказывание от 1 лица «Я-Частица». Монологическое высказывание от 1 лица «Я - частица» с элементами театрализации (Гукосьянц С.) | - Смысл в том, что дело не в размере, а в его ценности, неважно насколько большой или дорогой предмет а то насколько от важен. - Частица, хотя она мала, тоже важная часть речи. (работа с сигнальными карточками: «да»- зеленая, «нет»-красная) Ученики самостоятельно заполняют таблицу, потом ее сравнивают со слайдом. Ученик строит монолог (индивидуальное задание) Дети анализируют монолог. Затем учащиеся формулируют определение частицы: Служебная часть речи. Не имеют грамматического значения. Не изменяются. Не являются членом предложения. Вносят различные оттенки значения. Служат для образования форм слова. | 5 мин. |
Актуализация знаний Мотивационный этап | (Слайд 3) Посмотрите, ребята, перед вами предложения, сколько ошибок допустил ученик? (Записано на доске, чтобы в конце урока вернуться)
Какая тема нашего урока? Определите её. Что мы должны узнать и чему должны научиться? Какова цель нашего урока? Цель: изучение правописания частиц. (Слайд 4) Учитель обобщает: “Цель урока научиться раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки; научиться применять правило в различных ситуациях.” Какие задачи ставим для достижения этой цели? Задачи: - Познакомиться с правилом написания частиц. - Научиться писать слова с частицами. (Слайд 5,6) |
Учащиеся высказываются.
| 7 мин |
Изучение нового материала | Итак, дальше идем в беседку Мудрости Работа с учебником У: В нашей речи мы постоянно используем частицы и поэтому важно знать, как они пишутся. На уроке мы узнаем, какие частицы пишутся раздельно, а какие – через дефис. Для этого поработаем с учебником. Откройте учебник стр.211, параграф 37. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится 2 мин. Что вы узнали? (Слайды 7,8) Реализация индивидуального задания - В учебнике представлены не все частицы, которые могут вам встретиться. Послушаем сообщение, которое подготовил ваш одноклассник. А в какой форме удобней представить новый материал Создайте таблицу «Правописание частиц». Какую информацию вы должны занести в таблицу? (Слайд 9, 10) (Выключить проектор) |
Ответ детей по параграфу. 1.Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно. 2.Частицы – кА, - таки-, -то пишутся через дефис.) Частица –таки пишется через дефис с глаголами (успел-таки, опоздал-таки) остальных случаях раздельно, например: Я таки полагаю. Пётр таки не пришёл. Сообщение заранее подготовленного ученика (Ткаченко Д.) Частицы -тка, -с, -де присоединяются к словам посредством дефиса, например: смотри-ка, ну-тка, слушаю-с, он-де говорил, книгу-то прочёл. Запомните! Есть такие частицы неужели, ужели, даже. В виде таблицы. Ответ: Написание частиц, частицы и примеры употребления частиц. |
5 мин
|
Физ.минутка | Звучит фоновая музыка. Встаньте ровно, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Садимся за парты, и снова за дело! | Проводит подготовленный ребенок (Гончаренко Д.) | 2 мин |
Закрепление изученного материала | (музыка 3, вода) Работа у доски (3 человека) Ребята, на нашем пути встретилось озеро. Вылавливаете рыбку-частицу и составляете с ней предложение (не забудьте указать морфологические признаки частицы!) Работа с учебником (остальные ученики) Чтобы научиться писать слова с частицами откроем учебники и выполним упр. 453. Что будете выполнять? (Запишите частицы в столбик, примеры употребления частиц прочитайте, их записывать не надо! Запишите аналогичные свои примеры. (Включить проектор) (Слайды 11,12) Работа с раздаточным материалом (Приложение 2). Ребята, Частица предлагает нам посетить полянку доверия «Проверь свои знания», чтобы проверить как вы усвоили изученный материал. Внимательно читайте и выполняйте задания. После выполнения поднимите ручку вверх. Поменяйтесь работой с соседом по парте и проверьте написанное. Оцените работу по следующей таблице "5" - ставится если верно выполнено 8 "4"- ставится если верно выполнено от 6 "3"- ставится если верно выполнено от 5 Поставьте оценку карандашом внизу листа. Верните лист автору. Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, у кого “5”.., “4”.., “3”... Передайте листочки учителю на счет «три».
Сможем ли теперь мы исправить ошибки нерадивого ученика? (Выключить проектор) | У доски: Устинов (ж) Склярова (кр) Гнатковский (зел) С места: Тржцин, Горчакова, Сатова Открывают тетради. Отвечают на вопрос учителя. Записывают в столбик частицы, читают примеры в учебнике, пишут свои примеры.
Взаимопроверка. Оценивают свою работу Исправляют ошибки в предложениях. |
7 мин
7 мин |
Рефлексия | Работа у доски. Заполнение таблицы «Слитно или раздельно» Ребята, посмотрите, что оставила нам Частица. Это Волшебная шляпа с заданиями. Приглашаю поработать у доски желающих. Закрепляем полученные на уроке знания. Надо распределить слова по колонкам. Остальные дети работают в тетрадях. Слова: Все (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот (же), ну(ка), он (де) сказал, слушаю (с). Какую цель мы ставили? Достигли? Что делали для достижения цели? |
Изучение правописания частиц. Да. Мы выполняли упражнение, записывали в таблицу новый материал. |
4 мин |
Подведение итогов
| Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» в исполнении учащихся. ? Какая частица используется в этой песне? - Пусть. ? Что это за частица? - Формообразующая. Учитель. Пусть этот урок ещё раз напомнит вам о том, что русский язык – это ваш родной язык, и его надо любить. Пусть частицы не будут для вас сложной частью речи. | Дети поют 1 куплет и припев. | 2 мин |
Д/з | Упр. 454. Творческое задание по желанию (на дополнительную оценку) – сказка про частицы | Записывают дз | 2 мин |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Самооценивание степени владения актуальным опытом.
Задание: заполнить (дополнить) таблицу.
Разряды | Примеры частиц |
_________________________ | |
Усилительные |
|
| Вряд ли, едва ли, авось |
Отрицательные |
|
| Разве, неужели, ли (ль), что ли, что |
Восклицательные |
|
| Именно, как раз |
Выделительные, ограничительные |
|
| Это, вон, а вон, вот, а вот |
____________________________ | |
| Пусть, пускай, да, давай, давайте |
Форма сослагательного наклонения глагола | |
Более, менее. |
Разряды | Примеры частиц |
Смысловые | |
Усиление | Даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то, ещё, ну |
Сомнение | Вряд ли, едва ли, авось |
Отрицание | Не, ни |
Вопрос | Разве, неужели, ли (ль), что ли, что |
Восклицание | Что за, как, ну и, вот так |
Уточнение | Именно, как раз |
Выделение, ограничение | Только, лишь, лишь только, исключительно, почти |
Указание | Это, вон, а вон, вот, а вот |
Формообразующие | |
Форма повелительного наклонения глагола | Пусть, пускай, да, давай, давайте |
Форма сослагательного наклонения глагола | Бы, б |
Сравнительная степени прилагательного или наречия | Более, менее. |
Приложение 2
Взаимооценивание.
Задание: записать предложения, раскрывая скобки. Найти частицы и указать их разряд.
1 | Вы (же) спешили | |
2 | Давай (ка) решать задачу. | |
3 | (Не) пришел вовремя. | |
4 | (Разве) уже зима? | |
5 | Ушла (таки) лиса! | |
6 | Сделали (бы) хорошо. | |
7 | Мы (таки) выступили. | |
8 | (Не) (уже) (ли) ты пришел? |
Приложение 3
Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Припев:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 7 класс Частицы. Разряды частиц
Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...
Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....
Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"
Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Повторение изученного по частицам (Всякая всячина о частицах)
Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы по теме урока, сказки, стихи о частицах, тесты, работа с текстами, викторина - всё это есть в конспекте урока....
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...