Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chastic._chastica_ni.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание частиц. Частица НИ.
Цели урока:
Образовательные:
Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать навыки орфографической зоркости.
Развивающие:
Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.
Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.
Попутное повторение: знаки препинания в СП.
Оборудование: индивидуальные карточки, презентация
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, у нас сегодня необычный урок. На нем присутствуют гости. Сегодня нам с вами предстоит показать, что мы многое знаем и умеем. Пусть удача сопутствует нам, как говорится, ни пуха ни пера! Садитесь. Проверьте свои принадлежности
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.
(запись даты)
-Вспомните, над изучением какой части речи мы работаем?
-Частица
2. Повторение
1). Вы уже знаете о правилах употребления частиц не и ни. Расскажите:
- В каких случаях пишется частица не?
- Когда употребляется частица ни?
2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.(3 мин.)
У учащихся на столах раздаточный материал. Каждый работает самостоятельно. Одного из учащихся вызываю к доске для проверки.
Вариант 1
На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.
(1)зверь, (2) птица,(3) одно деревце (4) осмеливались нарушить молчания первого зимнего утра.
- 1,3,4
- 3,4
- 2,3
- 1,2,3
Вариант 2
На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.
(1) петухи, (2) лай собаки, (3) скрип ворот (4) могли вывести его из столбняка.
- 1,3,4
- 1,2,3
- 2,3
- 3,4
Вариант 3
На месте каких(-ой) цифр(ы) пишется НИ? Выберите один вариант.
Я (1) мог (2)сколько раз (3) улыбнуться, хотя (4) понял (5) слова из этого странного письма.
- 1,3,4,5
- 3,4,5
- 5
- 4
(Тесты из мультимедийного диска к учебнику Разумовской, 7 класс по теме «Правописание частиц», упражнение 3, варианты 1-3)
3). Постановка учебной задачи.
Если учащийся, работавший у доски, выполняет задание без ошибок, спрашиваю у ребят, также хорошо они справились с заданием или нет?
Если отвечавший допускает ошибки, вместе с ним находим правильный вариант, обращаем на него внимание учащихся.
-Почему при выполнении этого задания возникли затруднения?
-Хотя и знаем теорию, на практике еще это правило не отработано.
Частицы не и ни очень похожи.
Какая цель нашего урока?
Научиться различать частицы не и ни.
Что нам для этого необходимо?
Знать, в каких случаях употребляются.
Выполнять практические задания, не лениться, быть внимательными
Послушайте!
НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
- Итак, какова тема урока? (Правописание частиц) Запись темы
3). Построение проекта выхода из затруднения. Работа в парах.
Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их. (Гильманов Рома)
Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
Проверка
- Какие вы нашли устойчивые словосочетания?
- Все записали именно эти? Почему получилось больше или меньше? Надо ли нам знать подобные сочетания и употреблять их?
- Конечно, они помогают сделать нашу речь выразительной, образной.
С какой частицей написали?
Сделайте вывод об употреблении частицы НИ.
-Частица НИ входит в состав фразеологических оборотов, внутри которого не ставится знак препинания.
Проверка (1 слайд)
Защита проекта
- Назовите ещё фразеологические обороты с ни, которые вы знаете. Расскажите об их значении.
3-4 учащихся выходят к доске с результатами проекта «Значение, употребление в речи фразеологизмов с ни». После сообщения прикрепляют листки на магнитную доску.
- Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?
- Конечно, в разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.
- Что вы знаете об этом празднике? Интеграция с уроком мифологии.
Ролик «Поздравляю с Масленицей» http://www.youtube.com/watch?v=Lw4sq9nCf4A
Разбор предложения у доски:
А славяне, не знавшие ни Пасхи, ни постов, праздновали Масленицу в конце марта, когда день становился равен ночи, и просыпалось все живое.
Делаем вывод об употреблении частиц не и ни. Обращаем внимание на постановку запятой при употреблении частицы ни.
4. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:
Вы сегодня не устали? встают
Сели-встали, сели- встали! приседания
Вам неймётся на уроке? поворот головы
Так уприте руки в боки! Руки в боки
Поворот туда-сюда! Поворот туловища
Не болят ваши бока? Поворот головы
Вы не дёргайтесь, не надо!
Расслаблять нам руки надо! Взмахи руками
Никогда не бойтесь сами
Вы подпрыгивать с хлопками! Прыжок с хлопком
Ни слова, ни жеста, ни взгляда! Замереть на месте
Мы делаем вдох – выдыхаем! Вдох-выдох, усаживаются
- Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.
5. Работа с текстом.
- Возьмите карточку. Прочитайте текст.
- Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.
- Какое устойчивое сочетание вы встретили?
- Что оно обозначает?
6.Выполнение практического задания.
- Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.
(дифференцированное обучение) В тетрадь выписываются словосочетания с не и ни)?
Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.
Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.
Карточка № 5
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Карточка № 4
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Карточка № 3 Карточка- подсказка
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
Проверка самостоятельной работы по ключу
В конце работы учитель выдает текст без пропусков.
Критерии оценки. 0 ошибок «5», 1-3 ошибки «4», 4-6 ошибок «3», больше …
Диагностика
7. Подведение итогов урока
- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянув в мастерскую чешского мастера.
Домашнее задание. Упр. 457. Составить тест из 5 вопросов «Правописание частиц не и ни»
Рефлексия
Ребята, проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"
Открытый урок русского языка и литературы проводился в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
конспект урока русского языка в 7 классе "Частица как часть речи"
Цели урока:1. Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями;2. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Частица как часть речи"
Данный конспект урока русского языка построен в соответствии с ФГОС ООО, с применением современных технологий в обучении....
Урок русского языка по теме "Отрицательные частицы"
Технологическая карта, конспект и презентация открытого урока по теме "Отрицательные частицы"...
Комментарии
Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"
Мне посчастливилось присутствовать на этом уроке и своими глазами увидеть все действие. Прекрасный урок, очень эрудированный учитель, заинтересованная работа учащихся. Спасибо, Лариса Васильевна.
Спасибо за поддержку и помощь
Спасибо за поддержку и помощь, Ольга Муратовна!