Обобщающие слова в предложениях с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Климова Надежда Николаевна

План-конспект урока русского языка в 5 классе, технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchie_slova_5_klass.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Обобщающие слова

в предложениях с однородными членами предложения

(Тема урока)

Предмет

Русский язык

Класс

5

Раздел и номер урока в разделе

Раздел «Синтаксис. Пунктуация». Тема «Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения» 

Базовый учебник

учебник «Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс». М.: Просвещение. -  2016.

Цель урока:

- познакомить с обобщающими словами, их ролью в речи.

- умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.

Задачи урока:

Обучающие:

- совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова

Развивающие:

- разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении;

- развивать умение находить обобщающее слово в предложении,

- формировать пунктуационный навык (ставить правильный знак препинания);

- развивать умение графически обозначать обобщающие слова, составлять схемы  предложений с обобщающими словами при однородных членах;

- развивать аналитические навыки работы с текстом;

- развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;

- развивать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативную компетенцию)

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к языку.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся (индивидуальная, групповая (в парах), фронтальная, коллективная)

Оборудование:

  • Оформленная доска
  • Таблица «Знаки препинания при обобщающих словах»
  • Карточки с заданиями
  • Тетради
  • Учебник «Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс», 2016»
  • Аудиозапись музыки (релаксация)

Используемая литература:

- учебник «Т.А.Ладыженская. «Русский язык. 5 класс», 2016».

- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс. – М.: Школа – Пресс. 2015.

- Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка: пособие по методике преподавания русского языка (для учителей). – М.: «Прометей», 2014.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1.

Организационно-мотивированный этап

Приветствие учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

Приветствие учителя.

Записывают число и вид работы в тетрадь.

2 мин

2.

Актуализация опорных знаний, формулировка темы, целеполагание

1. Повторение пройденного материала:

- теоретический опрос

- проверка домашнего задания

2. Создание проблемной ситуации: «Немой диктант»

1. - Вспоминают теоретический материал, отвечают на вопросы.

- Анализируют предложение.

2. Распределительный диктант. Формулируют тему урока.

8 мин

3.

Изучение нового учебного материала

Работа с карточкой.

Работа с таблицей.

Запись алгоритма.

Воспринимают информацию.

Воспроизведение информации.

Совместная работа – запись алгоритма.

15 мин

4.

Закрепление учебного материала

Графический диктант.

 

Объяснительный диктант.

Оказывает индивидуальную помощь

Диагностика уровня освоения учащимися нового знания. Организация самооценки.

Составляют схемы к предложениям. Объясняют расстановку знаков препинания.

Работа в парах: читают предложения,  расставляя знаки препинания. Указывают, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающие слова.

Самостоятельная работа: тестовый контроль - приобретают навыки выполнения тестов ОГЭ. Оценка практической работы (самоконтроль)

15 мин

5.

Рефлексия

Подводит итог.

Оценка деятельности учащихся

Отвечают на вопросы: воспроизводят полученную информацию.

3 мин

6.

Домашнее задание

Учитель объясняет домашнее задание, заостряя внимание на разном объёме.

Учащиеся записывают задание

2 мин

Структура и ход урока

I. Организационный момент, мотивирующий деятельность учащихся.

     Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок русского языка. Откройте тетради, запишите дату – двадцать четвертое октября, классная работа.

     

II. Актуализация опорных знаний.

Опрос по теоретическому материалу:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие условия постановки запятой между однородными членами предложения вы знаете?

Повторение изученного: проверка домашнего задания (2 человека)

Задание: Произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему.

Исчезли в темноте берёзовые рощи, поля, холмы.

Формулировка темы, целеполагание

Создание проблемной ситуации. Планирование деятельности.

Цель: определять обобщающее слово, которое  является общим для предлагаемых для задания слов.

Задание:

     Запишите слова в 3 столбика, распределив их по значениям.

«Немой диктант»

стрекоза

кастрюля

скрипка

бабочка

чашки

барабан

пчела

ложка

гармонь

насекомые

посуда

Музыкальные инструменты

Организация проверки:

Прочитайте записанные вами столбцы слов.

- А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3 столбика?

Ответы запишите в тетрадь.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов? Эти слова называются обобщающими.

     Сегодня нам предстоит познакомиться с обобщающими словами при однородных членах предложения.

- Какова же будет тема нашего урока? (Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения).

Запишем тему урока в тетрадь. Обратите внимание на написание этого трудного слова, запомните его.

А теперь попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

В конце занятия вы должны будете

 знать:

- что такое обобщающее слово

- возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;

уметь:

- находить обобщающее слово в предложении с однородными членами и

- уметь правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.

 В конце урока мы вновь вернёмся к поставленным задачам и посмотрим, выполнили ли мы намеченное.

III. Изучение нового учебного материала

Цель: дать понятие «обобщающее слово».

     Прочитаем 1 часть правила, которое познакомит нас с определением «обобщающее слово».

Читает учитель:

Правило: Обобщающее слово – слово с общим значением для однородных членов предложения.

Обобщающее слово называет группу слов как единое целое.

Пример: Круг, квадрат, треугольник –  геометрические фигуры.

Прочитайте правило ещё раз про себя, 1 ученик вслух, хором. Перескажите.

     А теперь наша задача освоить, какие знаки препинания ставятся  в предложениях с однородными членами при обобщающих словах (Наблюдение по опорной таблице).

Графически обобщающее слово обозначается …

1. Двоеточие ставится перед однородными членами предложения, если обобщающее слово стоит впереди однородных членов. [О: 0, 0, 0 ].

2. Тире ставится после однородных членов предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов. [0, 0, 0 – О].

3. Местоимение всё, все, это все, никто, ничто и наречия везде, всегда, повсюду, нигде, никогда  могут выступать в роли обобщающего слова.

Пример:

Всё залито солнцем: лес, поле и цветущий луг.

В саду, в доме, на улице  всюду чувствовался запах черемухи.

Чтение правила: 2 ученика, про себя. Перескажите.

- Вы узнали о постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Но чтобы правильно выполнять упражнения, нужно не только знать правило, но уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий.

Совместная работа и запись алгоритма.

  1. Найти  однородные члены.
  2. Определю, есть ли обобщающее слово.
  3. Выберу нужный знак препинания.

- От чего зависит выбор знака препинания в предложении с обобщающим словом?

(от места положения обобщающего слова).

У нас получился алгоритм наших действий. Перескажите его.

Физкультминутка.

IV Закрепление учебного материала

Развитие умений – применение нового знания.

Теперь попробуем алгоритм наших действий применить на практике.

Задание № 1.

Цель: Основная теперь наша задача – учиться видеть обобщающие слова в предложении и составлять схемы предложений с обобщающим словом.

Графический диктант. (3 человека работают на доске поочерёдно).

Задание: Прочитайте предложения. Составьте схемы к предложениям. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Всё было мокро от тумана: палуба, чемоданы, перила.

2) Всегда популярны настольные игры: и шахматы, и шашки, и домино.

3) В степи, за рекой, по дорогам – повсюду было пусто.

- Где по отношению к однородным членам предложения могут стоять обобщающие слова? (перед однородными членами и после них).

- От чего зависит выбор знака препинания в предложении с обобщающим словом? (от места положения обобщающего слова).

Вывод: Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.

Выбор постановки знака препинания зависит от места положения обобщающего слово по отношению к однородным членам предложения.

Задание № 2.

Цель: Теперь наша задача – учиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях на изученное правило.

Работа в парах: Объяснительный диктант.

Задание: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающие слова.

  1. На фабриках, на заводах – везде происходили митинги.(обстоятельство)
  2. И лицо и походка и взгляд – всё изменилось в Наташе. (подлежащее)
  3. Егорушка отдыхал на берегу реки: лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал. (сказуемое)
  4. Белка собрала грибы: маслята и подберёзовики. (дополнение)

Организация проверки:  

Зачитайте предложения со вставленными знаками препинания.

- Каким членом предложения являются однородные члены предложения и обобщающее слово в 1 предложении? 2? 3? 4

- Каким членом предложения может быть обобщающее слово?

Вывод: Обобщающие слова бывают разными членами предложения. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Задание № 3.

Цель: А сейчас вы напишите небольшой тестовый контроль, который поможет вам уточнить, поняли ли вы тему нашего занятия.

 Самостоятельная работа.

1) Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;

в) при обобщающем слове знак препинание «двоеточие» отсутствует.

2) С каким суждением вы не согласны:

а) При однородных членах могут быть обобщающие слова;

б) Обобщающие слова могут стоять и впереди, и после однородных членов.

В) Обобщающее слово не является тем же членом предложения, что и однородные члены.

3) Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Дни стояли синеватые пасмурные.

б) Нити осенних паутин блестели на траве на соломинках на былинках.

в) В начале лета появилось много цветов колокольчики ночные фиалки голубые незабудки.

4) Укажите слово, которое не может быть обобщающим:

а) одуванчик

б) животные

в) растения

г) вредители

5) Укажите предложение, в котором знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно:

а) Всегда хорош русский лес зимой и летом, осенью и зимой.

б) В лесах, в поле -  всюду стали распускаться первые цветы.

в) Всюду чувствовался запах черёмухи в саду, в доме, на улице.

Организация проверки:  Самопроверка (ответы записаны на доске)

Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5- б

Вывод: Критерии оценки:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок

V. Рефлексия.  Итог урока.

- Какая была тема урока?

- Что нового вы узнали на уроке?

/сегодня я узнал…/

- Чему научились?

/ я научился… /

- Что такое обобщающее слово?

- Каким членом предложения является обобщающее слово?

- Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах.

VI Домашнее задание

Основной целью вашей работы дома будет – усвоить условия выбора нужного знака препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. Для этого необходимо:

  • выучить правило о знаках препинания при обобщающем слове
  • выполнить письменно упр. 201
  • придумать предложения с обобщающими словами везде, писатели.

Спасибо за работу на уроке. Успехов в выполнении домашнего задания.

Приложение №1

Обобщающие слова

в предложениях с однородными членами предложения

Обобщающее слово – слово с общим значением для однородных членов предложения.

Обобщающее слово называет группу слов как единое целое.

Пример: Круг, квадрат, треугольник –  геометрические фигуры.

Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом:

1. Двоеточие ставится перед однородными членами предложения, если обобщающее слово стоит впереди однородных членов. [О: 0, 0, 0 ].

2. Тире ставится после однородных членов предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов. [0, 0, 0 О].

3. Местоимение всё, все, это все, никто, ничто и наречия везде, всегда, повсюду, нигде, никогда  могут выступать в роли обобщающего слова.

Пример:

Всё залито солнцем: лес, поле и цветущий луг.

В саду, в доме, на улице  всюду чувствовался запах черемухи.

Приложение № 2

Задание № 1.

Задание: Прочитайте предложения. Составьте схемы к предложениям.

Объясните расстановку знаков препинания.

1) Всё было мокро от тумана: палуба, чемоданы, перила.

2) Всегда популярны настольные игры: и шахматы, и шашки, и домино.

3) В степи, за рекой, по дорогам – повсюду было пусто.

Задание № 2.

Задание: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания.

Укажите, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающие слова.

1) На фабриках на заводах  везде происходили митинги.

2) И лицо и походка и взгляд  всё изменилось в Наташе.

3) Егорушка отдыхал на берегу реки лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал.

4) Белка собрала грибы маслята и подберёзовики.

Приложение № 3

Тест

Обобщающие слова

в предложениях с однородными членами предложения

1) Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;

в) при обобщающем слове знак препинание «двоеточие» отсутствует.

2) С каким суждением вы не согласны:

а) При однородных членах могут быть обобщающие слова;

б) Обобщающие слова могут стоять и впереди, и после однородных членов.

в) Обобщающее слово не является тем же членом предложения, что и однородные члены.

3) Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Дни стояли синеватые пасмурные.

б) Нити осенних паутин блестели на траве на соломинках на былинках.

в) В начале лета появилось много цветов колокольчики ночные фиалки голубые незабудки.

4) Укажите слово, которое не может быть обобщающим:

а) одуванчик

б) животные

в) растения

г) вредители

5) Укажите предложение, в котором знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно:

а) Всегда хорош русский лес зимой и летом, осенью и зимой.

б) В лесах, в поле -  всюду стали распускаться первые цветы.

в) Всюду чувствовался запах черёмухи в саду, в доме, на улице.

Критерии оценки:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Типология обобщающих слов в предложениях с однородными членами

Доклад Типология обобщающих слов в предложениях с однородными членами...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Методическая разработка урока Тема: « Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» 5класс

Предмет, класс: урок русского языка в 5 классеТип урока: урок изучения новых знанийЦель:А) (образовательная ) сформировать знания об обобщающих словах, выработать умение правильно писать предложения с...

Пунктуация в предложениях с однородными членами при обобщающем слове. Введение. 5 класс

Урок построен на знании детьми  понятия "Однороодные члены предложения" и понимании пунктуации в предложениях с однородными членами. Обращение к жизненному опыту ребят при построении пр...