Типология обобщающих слов в предложениях с однородными членами
статья по русскому языку на тему

Мартыновских Галина Вячеславовна

Доклад 

Типология обобщающих слов в предложениях с однородными членами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Типология обобщающих слов в предложениях с однородными членами

        Данная работа посвящена рассмотрению обобщающих слов и словосочетаний в простом предложении в контексте общих вопросов синтаксиса современного русского литературного языка. 

        На обобщающие слова при однородных членах ученые обратили внимание давно. Но в то же время по целому ряду вопросов высказываются самые противоречивые мнения. Не получило еще общепринятого решения важнейшее положение о том, что представляет собой обобщающая единица. Например, в учебнике Н. В. Валгиной утверждается, что при препозиции обобщающих слов устанавливаются отношения пояснительные, а при постпозиции – собственно обобщающие[1].  В. В. Бабайцева считает, что обобщающие слова и однородные члены являются одинаковыми членами предложения и одновременно указывается, что однородные члены могут относиться к обобщающему слову как приложения[2]. В русском языкознании по традиции утверждается, что обобщающее слово может не только следовать за однородными членами, но и предшествовать им. А в работах Е. М. Галкиной-Федорук высказывается другая мысль, что обобщающими словами «можно назвать лишь общие обозначения итогового характера, замыкающие ряд однородных членов предложения»[3].

        Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития языка проблема, связанная с однородными членами предложения, еще до конца не разрешена. Трудности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами и обобщающими словами, при расстановке знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах и др.

        Цель работы: обобщить лингвистический и методический материал об обобщающих словах при однородных членах предложения, классифицировать обобщающие слов и словосочетания, описать их в структурном и семантическом аспектах, иллюстрируя самостоятельно подобранными примерами.

        Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать понятие об обобщающих словах и словосочетаниях;
  • рассмотреть позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения;
  • изучить семантико-стилистические функции обобщающих слов;
  • обратить внимание на знаки препинания.

        Объектом исследования стали обобщающие слова. 

        Предметом исследования избрано простое предложение с однородными членами.

        Одна из важнейших задач уроков русского языка - формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Здесь важно придерживаться принципа «от слова — к тексту; от редактирования — к сочинению», помогающего последовательно осмыслять и самостоятельно употреблять единицы языка в речи.

        В литературе нередко встречаются перечисления слов, относящихся к одной и той же категории. Для того чтобы их обобщить и определить, в чем они схожи, в речь вводятся обобщающие слова. Что это за слова, и почему так важно уметь их распознавать в тексте?

        Обобщающие слова являются самым общим (самым абстрактным) выражением семантики однородных членов. Они занимают обычно актуализирующие позиции: или открывают сочиненный ряд, или закрывают его. Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные, поэтому любые однородные члены могут в принципе иметь обобщающее слово. Однако чаще обобщаются слова с предметным значением, очень редко — со значением действия. По-видимому, это можно объяснить отсутствием местоименных глаголов. Обобщающие слова редко встречаются при однородных глагольных сказуемых.[4]

        Между обобщающим словом и однородными членами чаще всего устанавливаются смысловые отношения ближайшего или более отдаленного родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой их выражения являются однородные члены). Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, соек (Пришвин). На залитых лугах островками стали обозначаться самые высокие места: холмики, бугорки, древние татарские могилы(3акруткин).

        Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также отношения целого и части. А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами (Шолохов).

        Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выраженного обобщающим словом, поэтому между ним и однородными членами существует пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов а именно, как-то, то есть и др. Острогою бьется крупная рыба, как-то; щуки, сомы, жерехи, судаки(Аксаков). Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил у денъжонку, ладил с барином и прочими властями (Тургенев).

        Грамматически однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с ним в падеже. Все прощал Куликов товарищу: и жалкую душу, и мокрые слезы, и плохую дружбу (Горбатов).

        Обобщающие слова вносят дополнительные стилевые оттенки, помогают выразить мысль автора более ярко и точно.

        Обобщающие слова могут быть любым членом предложения. Но они всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что они выполняют одну и ту же синтаксическую функцию: В корзине была дичь: два тетерева и утка (дичь, два тетерева, утка — подлежащие). Разница между ними заключается только в том, что они обозначают понятия разных объёмов.

        Обобщающее слово чаще всего представляет собой родовое понятие, а однородные члены — видовое, например: В палисаднике перед домом поражали своей красотой садовые цветы: роскошные чайные розы, лилии и неприхотливые ромашки с желтыми глазами в белых ресничках.  

        Часто в роли обобщающих слов используются слова, обозначающие понятия с широким объемом, например: Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды (Т.).

        В качестве обобщающих единиц употребляются:

        а) отдельные слова: Зима чувствовалась во всем — в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях (Пауст.); 

         б) подчинительные словосочетания: По большому двору... нескладно раскидались дворовые постройки: флигель, людская, баня, конюшня, птичник и коровник, длинный амбар, каретник (Шол.); 

         в) сочинительные ряды слов: В ночной темноте проплывают мимо деревни и села: Васильевка, Кучино, Глухово, Анцифирово, Нажерово, Борисово, Шуново... (Сол.);

        г) фразеологические выражения: Ковтун и Левашов сидели в посадках у наблюдательного пункта и, свесив ноги в окоп, завтракали чем Бог послал: черствым хлебом, вареными яйцами и взятой с собой брынзой (Сим.);

        д) синтаксические конструкции с предикативной или полупредикативной поясняющей частью: А может быть; ему просто помогали те своеобразные черты характера, которые он привез с собой из недр провинциального юга: хитрость, наблюдательность, безмятежный и открытый тон речи, природная склонность к юмору (Купр.).

        В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое логическое основание заложено в перечислении, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозначенные однородными членами: В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали...

        В роли обобщающих слов особенно активны местоименные слова со значением всеобщности: всё, все, всюду, нигде: Весна чувствуется всюду: и в городе, и в лесу, и на реке. Нужной мне книги не было нигде: ни в магазинах, ни в библиотеках.

        Обобщающее слово может находиться впереди однородных членов или следовать за ними. Иногда однородные члены находятся между подлежащим - обобщающим словом - и сказуемым, например: Толпа строений: людских, амбаров, погребов - наполняла двор (Г.).

        В целях усиления перед обобщающим словом ставится одно из подытоживающих слов: словом, одним словом, и др., например: Ложки, вилки, миски, - словом, все то, что необходимо в походе, было уложено в рюкзаки.

        Обобщающие слова при однородных членах предполагают соблюдения некоторых правил пунктуации.

        В итоге изучения темы «Обобщающие слова» учащиеся должны, во-первых, научиться распознавать однородные члены в предложении как при наличии союзов, их связывающих, так и без них; во-вторых, находить обобщающие слова при однородных членах предложения; в-третьих, научиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. И самое главное, они должны уметь составить предложение с однородными членами и обобщением и применить его в своей речевой практике.

Список использованной литературы

  1. Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация: в 3 ч. М.: Просвещение, 1987. Ч. 3. 256 с.
  2. В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др., под ред. Е. И.Дибровой. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / [В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.] ; под ред. Е. И.Дибровой. — 3-є изд., стер. — М.,2008. — 624 с.. 2008
  3. Валгина Н. С.  Современный русский язык: Синтаксис: Учебник/Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с
  4. Галкина-Федорук, Е. М., Шанский Н. М. Современный русский язык (синтаксис). М.: Изд-во МГУ, 1958. 343 с.
  5. Чуглов В. И. Обобщающие слова и однородные члены // Русский язык в школе. 2003. № 6. С. 83–86.
  6. Словарь лингвистических терминов. 2012

Одним из самых оригинальных лингвистов был Александр. Матвеевич. Пешковский (1878—1933). Он много лет работал в московских гимназиях и, желая познакомить своих учеников с настоящей, научной грамматикой, написал остроумную, полную тонких наблюдений монографию «Русский синтаксис в научном освещении» (1914), в которой как будто беседует со своими учениками. Вместе с ними он наблюдает, размышляет, экспериментирует. Пешковский первый показал, что интонация является грамматическим средством, что она помогает там, где другие грамматические средства (предлоги, союзы, окончания) не способны выразить значение. Пешковский неустанно и страстно разъяснял, что только сознательное владение грамматикой делает человека по - настоящему грамотным. Он обращал внимание на огромную значимость языковой культуры: «Умение говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно - государственной машины и без которого она просто остановилась бы». Увы, этот урок Д. М. Пешковского остался не усвоен многими.

Шахматов

Абакумов

работы по изучению однородных членов предложения Н.С. Валгиной, В.В. Бабайцевой, М.Р. Львова.

Д.Э. Розенталь отмечает, что ошибки в предложениях с однородными членами могут носить логический и грамматико-стилистический характер.

Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов. Например: Режиссер сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь» (название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).

        
Основные виды упражнений при изучении темы:

Наблюдение и анализ языковых фактов (нахождение в тексте предложений с однородными членами).

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

Лингвистический эксперимент.

Конструирование предложений с однородными членами.

Составление схем предложений с однородными членами.


[1] [3, 512]

[2] [1, 256]

[3] [4, 343].

[4] В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами

План-конспект урока русского языка в 5 классе, технологическая карта...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Методическая разработка урока Тема: « Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» 5класс

Предмет, класс: урок русского языка в 5 классеТип урока: урок изучения новых знанийЦель:А) (образовательная ) сформировать знания об обобщающих словах, выработать умение правильно писать предложения с...