Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.
Реализация программы возможна в форме дистанционного обучения, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Цель: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Задачи:
- обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;
- более глубокое осмысление полученных ранее сведений по орфографии и пунктуации;
- обучение умелому пользованию информацией при выборе правильного написания;
- создание условий для развития учащихся;
- привитие интереса к изучению родного языка.
- форма организации: групповая
- уровень освоения программы: базовый
Адресаты программы – обучающиеся 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_trudnye_voprosy_russkogo_yazyka.odt | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области
«Согласовано» Зам. директора ____________ /Панова С.В./ «31» августа 2020 г. | «Утверждено» Директор школы ___________ /Безбородова Н.Л./ Приказ № 131 от «31» августа 2020 г. |
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Трудные вопросы русского языка»
Срок реализации программы: полугодие
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Автор-составитель:
Панова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей-предметников
Протокол №1 от «31» августа 2020 г.
Руководитель МО ___________________ /О.В. Романова/
д. Мушковичи
2020 год
Пояснительная записка
Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности.
Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, с ограниченными возможностями здоровья, находящегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося, проживающего в сельской местности.
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс обеспечивает условия для успешной социализации и создания равных стартовых возможностей обучающихся.
В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, программа содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Цель: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Задачи:
- обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;
- более глубокое осмысление полученных ранее сведений по орфографии и пунктуации;
- обучение умелому пользованию информацией при выборе правильного написания;
- создание условий для развития учащихся;
- привитие интереса к изучению родного языка.
форма организации: групповая
уровень освоения программы: базовый
Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных методов в работе .
Педагогическая целесообразность программы обусловлена практической направленностью, т. е. программа предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков,содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения заданий ОГЭ.
Адресаты программы – обучающиеся 9 класса.
Объем программы:17 часов.
Формы организации учебного процесса: очная
Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, обобщающих занятий. На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум.
Виды промежуточного контроля:
• текущий (в процессе изучения темы);
• промежуточный (в конце изучения темы);
• итоговый (в конце изучения раздела)
Формы промежуточного контроля:
• тест;
• анализ текста;
•сообщения;
• самостоятельная работа;
• контрольная работа.
Итоговый контроль проводится в форме итогового теста.
Срок освоения программы: полугодие.
Режим занятий: один раз в неделю.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 2 3 4 5 6 | Построение сжатого изложения Средства выразительности речи Трудные случаи русской орфографии Трудные случаи русской пунктуации Построение сочинения-рассуждения Итоговое тестирование Итого: | 3 2 3 3 5 1 17 | 1 1 1 1 1 5 | 2 1 2 2 4 1 12 |
Содержание учебного плана
1.Построение сжатого изложения (3 часа)
Построение сжатого изложения. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Основные правила работы с текстом. Редактирование изложения.
Лекция, беседа, практическая работа.
2.Средства выразительности речи (2 часа)
Лексические средства выразительности. Паронимы. Синонимы. Словообразовательные средства выразительности. Стилистически окрашенные суффиксы и приставки. Метафора.
Лекция, беседа, практическая работа
3.Трудные случаи русской орфографии (3 часа)
Правописание Н – НН в прилагательных, образованных от существительных; в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание некоторых иноязычных слов с удвоенными согласными. Основные грамматические правила написания суффиксов наречий. Дефисное написание наречий. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений в современной деловой речи. Правописание производных предлогов, союзов.
Беседа, лекция практическая работа.
4.Трудные случаи русской пунктуации (3 часа)
Предложения с однородными членами, вводными и вставными конструкциями. Знаки препинания при однородных членах предложения, в предложениях с обобщающими словами. Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособлений приложений.
Особенности обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении. Прямая и косвенная речь. Пунктуация в предложениях с прямой речью
Практическая работа, беседа, лекция.
5.Построение сочинения-рассуждения (5 часов)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Лекция, беседа, практическая работа.
6. Итоговый тест (1 час)
Календарный учебный график
№ п\п | Месяц | Форма занятия | Кол-во | Тема | Форма контроля |
1 | Январь | Лекция. | 1 | Построение сжатого изложения. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Основные правила работы с текстом. | Опросный лист. |
2 | Январь | Практическое занятие | 1 | Написание изложения. Редактирование изложения. | Изложение |
3 | Январь | Практическое занятие | 1 | Написание изложения. Сжатое изложение. | Изложение |
4 | Февраль | Практическое занятие | 1 | Лексические средства выразительности. Паронимы. Синонимы. Словообразовательные средства выразительности. Стилистически окрашенные суффиксы и приставки. Метафора. | Анализ текста |
5 | Февраль | Практическое занятие | 1 | Практическая работа. | Анализ текста |
6 | Февраль | Практическое занятие | 1 | Правописание Н – НН в прилагательных, образованных от существительных; в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание некоторых иноязычных слов с удвоенными согласными. Основные грамматические правила написания суффиксов наречий. Дефисное написание наречий. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений в современной деловой речи. Правописание производных предлогов, союзов. | Анализ текста |
7 | Февраль | Прктическое занятие | 1 | Практикум. | Диктант |
8 | Март | Практическое занятие | 1 | Практикум. | Тест |
9 | Март | Практическое занятие | 1 | Предложения с однородными членами, вводными и вставными конструкциями. Знаки препинания при однородных членах предложения, в предложениях с обобщающими словами. Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособлений приложений. | Взаимоконтроль |
10 | Март | Практическое занятие | 1 | Особенности обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Прктикум. | Самоконтроль |
11 | Март | Практическое занятие | 1 | Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении. Прямая и косвенная речь. Пунктуация в предложениях с прямой речью. Практикум. | Анализ текста |
12 | Апрель | Практическое занятие | 1 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. | Опрос |
13 | Апрель | Практическое занятие | 1 | Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Практикум. | Сочинение |
14 | Апрель | Практическое занятие | 1 | Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.Практикум. | Сочинение |
15 | Май | Практическое занятие | 1 | Сочинение рассуждение. Практикум | Сочинение |
16 | Май | Практическое занятие | 1 | Сочинение рассуждение. Практикум. | Взаимоконтроль |
17 | Май | Практическое занятие | 1 | Итоговый тест. | Тестирование |
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы применимы следующие педагогические технологии:
объяснительно-иллюстративная,
технология технология проектного обучения,
технология развития критического мышления,
технология модульного обучения;
активные методы обучения, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся:
работа в малых группах по рассмотрению отдельного вида заданий; творческие работы, которые предполагают самостоятельный поиск решения задач с использованием соответствующей литературы;
творческие работы, которые предполагают самостоятельное составление заданий по теме и их варианты решения; индивидуально выполняемые задания по теме;
обсуждение вариантов решения заданий, предложенных в группе. Программой предусмотрены по каждой теме практические занятия, закрепляющие теоретические знания учащихся, среди них:
работа с учебным пособием;
работа дифференцирующего и индивидуального характера; работа по модулям и логико-смысловым моделям;
работа со словарями; работа с мультимедийными обучающими программами и электронными учебниками.
I. Информационно-ознакомительная продукция:
- информационно-методический справочник .
II. Организационно-методическая продукция :
- инструкция;
- тематическая папка;
III. Прикладная методическая продукция :
- карточки;
- тестовые задания;
- схемы;
- презентациии.
Диагностический инструментарий.
Входная диагностика | Опросный лист « Знаю.Умею.Хочу научиться». |
Итоговая диагностика | Итоговый тест. |
Литература для педагога и обучающихся:
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. : Просвещение;
Справочная литература для обучающихся:
1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение;
2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение);
3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,;
4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.
5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.-8 изд..- М.: Просвещение
6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.:
7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 1998;
Интернет- ресурсы:
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования "Трудные вопросы орфографии" (7 класс)
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения проводятся во взаимосвязи с Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык (Английский язык) по профессии «Повар, кондитер»
Рабочая программа учебной дисциплины Английский язык является частью основной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 19.01.17 «Повар, кондитер»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык (Английский язык) по профессии Станочник ЧПУ
Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» является частью основной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО «Станочник ЧПУ»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка....
Рабочая программа дополнительного образования (кружок по русскому языку) "Пишу грамотно. Культура речи"
Программа составлена на основе тем, изучаемых в 6 классе. Даёт возможность отработать темы, вызывающие трудности в процессе изучения....
Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".
Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности. Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потреб...
Программа дополнительного образования "Трудные вопросы биологии: подготовка к ЕГЭ"
Рабочая программа дополнительного образования «Трудные вопросы биологии: подготовка к ЕГЭ» ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. ...