Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения; на основе рабочей программы по русскому языку для 6 класса к учебнику: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018; на основе сборника «Рабочая программа. Русский язык. 6 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. Согласно учебному плану на реализацию данной программы отводится 6 часов в неделю, итого 210 часов за учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения; на основе рабочей программы по русскому языку для 6 класса к учебнику: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018; на основе сборника «Рабочая программа. Русский язык. 6 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.
Согласно учебному плану МОУ Саввинская СОШ на реализацию данной программы отводится 6 часов в неделю, итого 210 часов за учебный год.
1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные и метапредметные УУД сформулированы поурочно в сборнике «Рабочая программа. Русский язык 6 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017., на основе которого составлена данная рабочая программа.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать еѐ в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально- делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать е. в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать е. в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на е. решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о
событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в
них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения е. композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных
задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных
слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа— носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
2. Содержание тем учебного курса
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием).
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант №2 с лексическим заданием.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест №1 по теме «Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 1)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием. Контрольный тест №2 по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 2)
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение-описание природы.
К.Р. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием. Контрольный тест №3 по теме «Имя прилагательное».
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».
К.Р. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием. Контрольный тест №4 по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием. Контрольный тест №5 по теме «Местоимение».
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта. Изложение.
К.Р. Контрольный диктант №10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант №11 с грамматическим заданием. Контрольный тест №6 по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сочинение – описание (рассуждение).
К.Р. Итоговый тест.
3. Распределение учебных часов по разделам программы
№ пп | Раздел программы | Кол-во часов | в т.ч. КР | в т.ч. РР |
1 | Язык и общение | 3 | - | 2 |
2 | Повторение изученного в 5 классе | 9 | 1 | 2 |
3 | Текст | 5 | - | 5 |
4 | Лексика. Культура речи | 12 | 1 | 2 |
5 | Фразеология. Культура речи | 4 | 1 | 1 |
6 | Словообразование. Орфография. Культура речи | 34 | 2 | 12 |
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 1) – 25 ч. | ||||
7 | Имя существительное | 25 | 2 | 5 |
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 2) – 99 ч. | ||||
8 | Имя прилагательное | 25 | 2 | 6 |
9 | Имя числительное | 18 | 2 | 4 |
10 | Местоимение | 25 | 3 | 6 |
11 | Глагол | 31 | 3 | 8 |
12 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи | 13 | 1 | 2 |
Резерв | 6 | - | - | |
Всего | 210 | 22 | 55 |
Календарно-тематическое планирование
для 6 класса по учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018; 6 часов в неделю, 210 часов за учебный год.
№ п.п. | Тема урока | План | Факт |
Язык и общение (3, из них 2РР) | |||
1 | РР Русский язык – один из развитых языков мира | ||
2 | Язык, речь, общение | ||
3 | РР Ситуация общения | ||
Повторение изученного в 5 классе (9, из них 1КР, 2РР) | |||
4 | Фонетика. Орфоэпия | ||
5 | РР Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов | ||
6 | Части речи | ||
7 | РР Орфограммы в окончаниях слов | ||
8 | Словосочетания | ||
9 | Простое предложение. Знаки препинания | ||
10 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений | ||
11 | Прямая речь. Диалог | ||
12 | КР Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием | ||
Текст (5, из них 5РР) | |||
13 | РР Текст, его особенности | ||
14 | РР Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | ||
15 | РР Начальные и конечные предложения текста | ||
16 | РР Ключевые слова. Основные признаки текста | ||
17 | РР Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи | ||
Лексика. Культура речи (12, из них 1КР, 2РР) | |||
18 | Слово и его лексическое значение | ||
19 | РР Собирание материалов к сочинению по картине А.Герасимова «После дождя» | ||
20 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы | ||
21 | Диалектизмы | ||
22 | Исконно русские и заимствованные слова | ||
23 | Неологизмы | ||
24 | Устаревшие слова | ||
25 | Словари | ||
26 | РР Составление словарной статьи | ||
27 | Повторение | ||
28 | КР Контрольный диктант №2 с лексическим заданием | ||
29 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
Фразеология. Культура речи (4, из них 1КР, 1РР) | |||
30 | Фразеологизмы | ||
31 | РР Источники фразеологизмов | ||
32 | Повторение | ||
33 | КР Контрольный тест №1 по теме «Фразеология» | ||
Словообразование. Орфография. Культура речи (34, из них 2КР, 12РР) | |||
34 | Морфемика и словообразование | ||
35 | РР Описание помещения | ||
36 | Основные способы образования слов в русском языке (1) | ||
37 | Основные способы образования слов в русском языке (2) | ||
38 | Проверочная работа по теме «Словообразование» | ||
39 | Этимология слов | ||
40 | РР Этимология слов | ||
41 | РР Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план | ||
42 | РР Написание сочинения (описание помещения) | ||
43 | РР Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Редактирование текста | ||
44 | Буквы а и о в корне –кас– - –кос– | ||
45 | РР Буквы а и о в корне –кас– - –кос– | ||
46 | Буквы а и о в корне –гар– - –гор– | ||
47 | РР Буквы а и о в корне –гар– - –гор– | ||
48 | Буквы а и о в корне –зар– - –зор– | ||
49 | РР Буквы а и о в корне –зар– - –зор– | ||
50 | Повторение | ||
51 | Повторение | ||
52 | КР Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием | ||
53 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
54 | Буквы ы и и после приставок | ||
55 | Буквы ы и и после приставок | ||
56 | Гласные в приставках пре- и при- | ||
57 | Гласные в приставках пре- и при- | ||
58 | РР Гласные в приставках пре- и при-. Выборочное изложение | ||
59 | Гласные в приставках пре- и при- | ||
60 | КР Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием | ||
61 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
62 | РР Соединительные гласные о и е в сложных словах | ||
63 | Соединительные гласные о и е в сложных словах | ||
64 | Сложносокращенные слова. | ||
65 | РР Написание плана сочинения-описания по картине Т.Яблонской «Утро» | ||
66 | РР Написание сочинения-описания по картине Т.Яблонской «Утро» | ||
67 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | ||
Морфология.Орфография. Культура речи (часть 1) (25) | |||
Имя существительное (25, из них 2 КР, 5РР) | |||
68 | Имя существительное как часть речи | ||
69 | РР Имя существительное как часть речи. Род имен существительных | ||
70 | Разносклоняемые имена существительные | ||
71 | Разносклоняемые имена существительные | ||
72 | Буква е в суффиксе –ен существительных на -мя | ||
73 | Буква е в суффиксе –ен существительных на -мя | ||
74 | Несклоняемые имена существительные | ||
75 | РР Род несклоняемых имен существительных | ||
76 | Имена существительные общего рода | ||
77 | Имена существительные общего рода | ||
78 | Морфологический разбор имен существительных | ||
79 | РР Письмо | ||
80 | Не с существительными | ||
81 | РР НЕ с существительными | ||
82 | Повторение | ||
83 | КР Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием | ||
84 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
85 | Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик– (–щик–) | ||
86 | Гласные в суффиксах существительных –ек– и –ик– | ||
87 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | ||
88 | РР Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | ||
89 | Повторение по теме «Имя существительное» | ||
90 | Повторение по теме «Имя существительное» | ||
91 | КР Контрольный тест №2 по теме «Имя существительное» | ||
92 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте | ||
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 2) (99) | |||
Имя прилагательное (25, из них 2КР, 6РР) | |||
93 | Имя прилагательное как часть речи | ||
94 | Степени сравнения имен прилагательных (1) | ||
95 | Степени сравнения имен прилагательных (2) | ||
96 | РР Описание природы | ||
97 | РР Написание сочинения-описания природы | ||
98 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | ||
99 | Качественные прилагательные | ||
100 | Относительные прилагательные | ||
101 | РР Относительные прилагательные | ||
102 | Притяжательные прилагательные | ||
103 | КР Контрольный тест №3 по теме «Имя прилагательное» | ||
104 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте | ||
105 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
106 | НЕ с прилагательными | ||
107 | НЕ с прилагательными и существительными | ||
108 | РР Буквы е и о после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | ||
109 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | ||
110 | РР Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | ||
111 | РР Выборочное изложение по теме «Имя прилагательное» | ||
112 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | ||
113 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к– и –ск– | ||
114 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (1) | ||
115 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных (2) | ||
116 | КР Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием | ||
117 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
Имя числительное (18, из них 2КР, 4РР) | |||
118 | Имя числительное как часть речи | ||
119 | Простые и составные числительные | ||
120 | Мягкий знак в конце и в середине числительных (1) | ||
121 | Мягкий знак в конце и в середине числительных (2) | ||
122 | Порядковые числительные | ||
123 | Разряды количественных числительных | ||
124 | РР Разряды количественных числительных | ||
125 | Числительные, обозначающие целые числа | ||
126 | Дробные числительные | ||
127 | Собирательные числительные | ||
128 | Морфологический разбор имени числительного | ||
129 | КР Контрольный тест №4 по теме «Имя числительное» | ||
130 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте | ||
131 | РР Составление текста объявления | ||
132 | РР Составление теста выступления на тему «Берегите природу!» | ||
133 | РР Подготовка к контрольному диктанту | ||
134 | КР Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием | ||
135 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
Местоимение (25, из них 3КР, 6РР) | |||
136 | Местоимение как часть речи | ||
137 | Личные местоимения | ||
138 | РР Личные местоимения | ||
139 | РР Составление рассказа от первого лица | ||
140 | Возвратное местоимение себя | ||
141 | Вопросительные и относительные местоимения (1) | ||
142 | Вопросительные и относительные местоимения (2) | ||
143 | Неопределенные местоимения | ||
144 | РР Неопределенные местоимения | ||
145 | Отрицательные местоимения (1) | ||
146 | Отрицательные местоимения (2) | ||
147 | КР Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием | ||
148 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
149 | Притяжательные местоимения | ||
150 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению | ||
151 | РР Написание сочинения-рассуждения | ||
152 | Указательные местоимения (1) | ||
153 | Указательные местоимения (2) | ||
154 | Определительные местоимения | ||
155 | РР Местоимения и другие части речи | ||
156 | КР Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием | ||
157 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
158 | Морфологический разбор местоимения | ||
159 | КР Контрольный тест №5 по теме «Местоимение» | ||
160 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте | ||
Глагол (31, из них 3КР, 8РР) | |||
161 | Глагол как часть речи | ||
162 | Разноспрягаемые глаголы | ||
163 | РР Разноспрягаемые глаголы | ||
164 | РР Написание сжатого изложения | ||
165 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | ||
166 | Глаголы переходные и непереходные | ||
167 | РР Глаголы переходные и непереходные | ||
168 | Наклонение глагола | ||
169 | РР Изъявительное наклонение глагола | ||
170 | Изъявительное наклонение глагола | ||
171 | Условное наклонение глагола (1) | ||
172 | Условное наклонение глагола (2) | ||
173 | Повелительное наклонение глагола | ||
174 | РР Повелительное наклонение глагола | ||
175 | КР Контрольный тест №6 по теме «Глагол» | ||
176 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте | ||
177 | РР Употребление наклонений | ||
178 | Безличные глаголы (1) | ||
179 | Безличные глаголы (2) | ||
180 | Морфологический разбор глагола | ||
181 | Повторение по теме «Наклонение глагола» | ||
182 | Повторение по теме «Наклонение глагола» | ||
183 | Контрольный диктант №10 с грамматическим заданием | ||
184 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
185 | РР Рассказ на основе услышанного | ||
186 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов (1) | ||
187 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов (2) | ||
188 | РР Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов | ||
189 | Повторение по теме «Глагол» | ||
190 | КР Контрольный диктант №11 с грамматическим заданием | ||
191 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи (13, из них 1КР, 2РР) | |||
192 | РР Разделы науки о языке | ||
193 | Орфография (1) | ||
194 | Орфография (2) | ||
195 | Пунктуация (1) | ||
196 | Пунктуация (2) | ||
197 | РР Лексика и фразеология | ||
198 | Лексика и фразеология | ||
199 | Словообразование | ||
200 | Морфология | ||
201 | Синтаксис | ||
202 | КР Итоговый тест | ||
203 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
204 | Повторение | ||
205 | Резерв | ||
206 | Резерв | ||
207 | Резерв | ||
208 | Резерв | ||
209 | Резерв | ||
210 | Резерв |
График контрольных работ
для 6 класса по учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018; 6 часов в неделю, 210 часов за учебный год.
№ п.п. | Тема урока | План | Факт |
КР Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием | |||
КР Контрольный диктант №2 с лексическим заданием | |||
КР Контрольный тест №1 по теме «Фразеология» | |||
РР Написание сочинения (описание помещения) | |||
КР Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием | |||
КР Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием | |||
РР Написание сочинения-описания по картине Т.Яблонской «Утро» | |||
КР Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием | |||
КР Контрольный тест №2 по теме «Имя существительное» | |||
РР Написание сочинения-описания природы | |||
КР Контрольный тест №3 по теме «Имя прилагательное» | |||
КР Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием | |||
КР Контрольный тест №4 по теме «Имя числительное» | |||
КР Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием | |||
КР Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием | |||
КР Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием | |||
КР Контрольный тест №5 по теме «Местоимение» | |||
РР Написание сжатого изложения | |||
КР Контрольный тест №6 по теме «Глагол» | |||
Контрольный диктант №10 с грамматическим заданием | |||
КР Контрольный диктант №11 с грамматическим заданием | |||
КР Итоговый тест |
«Рассмотрено»
Протокол ШМО учителей гуманитарных предметов
от 28.08.2019г. №1.
Руководитель ШМО__________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ________
30.08.2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...