ПРОГРАММА КУРСА “ЖИЗНЬ В СЛОВЕ И СЛОВО В ЖИЗНИ”
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)
Курс “Жизнь в слове и слово в жизни” реализуется в рамке предмета русский язык и опирается на межпредметные связи: литература, история, математика, иностранный язык, библиотечное дело, психология, диалектология, Курс предназначен для 5-8 классов. Учащиеся данной возрастной категории уже знакомы с основными понятиями лексикологии.
Основное направление курса - формирование хорошей,грамотной речи и ее компонентов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс “Жизнь в слове и слово в жизни” | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
“ЖИЗНЬ В СЛОВЕ И СЛОВО В ЖИЗНИ”
Пояснительная записка
Курс “Жизнь в слове и слово в жизни” реализуется в рамке предмета русский язык и опирается на межпредметные связи: литература, история, математика, иностранный язык, библиотечное дело, психология, диалектология, Курс предназначен для 5-8 классов. Учащиеся данной возрастной категории уже знакомы с основными понятиями лексикологии.
Основное направление курса - формирование хорошей,грамотной речи и ее компонентов:
ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ -это ее соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам.”Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”(Д.Писарев).
ТОЧНОСТЬ РЕЧИ-это ее соответствие мыслям говорящего или пишущего.”Точность слова является не только требованием здорового вкуса,но прежде всего - требованием смысла”(К.Федин).
ЯСНОСТЬ РЕЧИ - это ее доступность пониманию слушающего или читающего.”Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”( римский учитель красноречия Квинтилиан).
ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ - это ее соответствие законам логики. Небрежность языка обуславливается нечеткостью мышления.”Что неясно представляешь,то неясно и выскажешь;неточность и запутанность выражений свидетельтсвует только о запутанности мыслей.(Н.Чернышевский).
ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ- это ее естественность, отсутствие “красивостей”, вычурности слога.”Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”(Л.Толстой)
БОГАТСТВО РЕЧИ - это разнообразие используемых языковых средств.”Задачи, которых вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их”( М.Горький).
СЖАТОСТЬ РЕЧИ - это отсутствие лишних слов, повторов.”Если пишет многословно, - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит”(М.Горький).
Чистота речи - это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в испоьзовании их нет никакой надобности. “Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,-значит оскорблять и здравый смысл ,и здравый вкус”(В.Белинский).
ЖИВОСТЬ РЕЧИ - это ее выразительность, образность, эмоциональность. ”Язык должен быть живым” (А.Н.Толстой).
БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ - это ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т. е. подбор слов с учетом их звуковой стороны. ”Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. “Я не люблю слов с обилием шипящих свистящих звуков избегаю их”(А.Чехов).
Курс последовательно реализует следующие цели:
*расширение лингвистического кругозора;
*приобщение к языковым ценностям;
*увеличение словарного запаса;
*формирование общей языковой культуры;
ЗАДАЧИ данного курса:
*знакомство с новой лексикографической терминологией;
*развитие умения работать со словарем;
*развитие навыка поиска лингвистической информации;
*формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
*формирование умения лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом;
В результате освоения программы учащиеся должны
ЗНАТЬ:
*основные лексикологические термины: профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, неологизмы, жаргонизмы, славянизмы, архаизмы, историзмы, канцеляризмы, эвфемизмы , арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы, окказионализмы, омонимы, синонимы, паронимы ,антонимы, топонимы, конверсивы;
*негативные элементы современной речи;
УМЕТЬ:
Находить термины в текстах, грамотно употреблять их в речи,выявлать “болезни языка” и бороться с ними; применять полученные знания на практике.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Виды деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Паспорт слова | 1 | Вводное занятие. Беседа с элементами конспектирования, аудирование | Характеристика слов с точки зрения: -возниконовения (исконно русские и заимствованные слова); - возраста (устаревшие слова и неологизмы); -сферы употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова); -стилистической окраски (разговорные, нейтральные, книжные) | Знать/понимать: изученные в разделе “Лексика” термины Уметь: характеризовать слово с точки зрения возникновения, возраста, сферы употребления, стилистической окраски | Входной контроль: паспорт слова |
2 | Ох, уж эти -измы!! | 1 час | Лингвистическая лаборатория. Беседа,аудирование,составление сводной схемы, упражнения | Закрепление понятий, введение новых понятий | Знать, понимать термины | Промежуточный контроль: сводная схема “- измы” |
3 | Откуда приходят слова? | 1 | Путешествие по странам и континентам | Виды заимствованных слов.Признаки славянизмов. Варваризмы и экзотизмы в русской речи | Знать, понимать: причины заимствования слов | Промежуточный контроль: таблица ”Признаки славянизмов” |
4 | Слова - пенсионеры | 1 | Путешествие в прошлое. Эвристическая беседа, работа с толковым словарем | Устаревшие слова: отличие архаизмов от историзмов. Функционирование устаревших слов в современном русском языке | Знать, понимать: причины устаревания слов; Уметь: находить устаревшие слова в тексте | Практическая работа |
5 | Слова - младенцы | 1 | Лингвистические забавы. Беседа, ”занимательный словарь” | Механизм появления новых слов | Знать, понимать: неологизмы. Уметь: находить в тексте неологизмы, образовывать их. | Промежуточный контроль: практическая работа |
6 | Всегда ли по-русски понятно? | 1 | Диалектологическая экскурсия | Диалектные слова: их значения и ценность. Причины появления диалектных слов. | Знать, понимать: причины появления диалектных слов. | Промежуточный контроль |
7 | Знакомимся с эвфемизмами | 1 | Этимологическое путешествие. Беседа, лингво - исторический экскурс , работа со словарем В.И.Даля | Закрепление понятия эфвемизмы. Этимология | Знать, понимать: причины возникновения, использование эвфемизмов в речи | |
8 | Болезни русской речи | 1 | Лингвистическое наблюдение | Канцеляризмы, жаргонизмы, арготизмы, сленг | Причины загрязнения русской речи | Работа со схемой |
9 | Как мы говорим | 1 | Круглый стол. Занятие с использованием мультимедийной презентации | Пагубное воздействие паразитов русской речи на здоровье нации. Формы борьбы с загрязнение языка | Уметь выявлять негативные элементы современной речи и бороться с ними | Промежуточный кортроль: словарь вежливости |
10 | Путешествие по стране Фразеологии | 1 | Эрудит - смотр | Фразеологизмы - синонимы, фразеологизмы - антонимы | Грамотное применение фразеологизмов в речи | |
11 | Экскурсия по....себе | 1 | Практическая работа №2: групповая работа с деформированным текстом | Многобразие фразеологизмов | Работа в группах | Рубежный контроль: практическая групповая работа |
12 | -онимы русского языка | 1 | Лингвистическая работа | Закрепление понятий, введение новых понятий: паронимы, топонимы | Знать термины | Сводная схема |
13 | Слова - близнецы | 1 | Лингвистическая лаборатория | Виды омонимов | Уметь различать омофоны, омографы,омоформы,полные омонимы | Работа с таблицей |
14 | Можно ли повторяться, не повторяясь? | 1 | Стилистическая мастерская | Синонимия русского языка. Стилистические синонимы. Контекстуальные синонимы. | Уметь строить синонимические ряды | |
15 | Слова наоборот | 1 | Практическая работа № 3 (наблюдение над художественным текстом), мифологический экскурс. | Функционирование антонимов в русском языке. Контекстуальные антонимы. | Подбор антонимов к словам | Практическая работа с текстом |
16 | Почти то же, да не то | 1 | Лингвистическая лаборатория | Правильное употребление паронимов | Уметь различать лексическое значение паронимов | Итоговый контроль: мини-сочинение “Что дала мне экскурсия в слово? “ |
17 | Экскурсия в слово | 1 | Заключительное занятие. Беседа, анкетирование, экскурсия по печатным изданиям | Уметь применять на практике полученные знания | Итоговое анкетирование. |
Литература:
1.Арбатский Л.А. Толковый словарь русской брани.-М. :ООО “ Издательство “Яуза”,2000.
2.Вартаньян ,В.А..Путешествие в слово:книга для внеклассного чтения.:-М.: ООО ТИД “ Русское слово-РС “1999.
3.Волков,С.В. Я познаю мир: детская энциклопедия.Русский язык.-М.: ООО “ Фирма”Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 1999
Программа
Предметного курса по русскому языку
“Жизнь в слове и слово в жизни”.
в 5-8 классах.
Реализация предложенного курса позволит сформировать у школьников навыки исследовательской работы, расширить кругозор, воспитать уважение к языку и слову.
Учитель: Куулар У.Т.
г. Кызыл, Республика Тыва
2018-2019 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Программа курса внеурочной деятельности "Мир английских слов"
Современные тенденции в развитии образования ведут к точному измерению результатов обучения, к эффективности процесса обучения, воспитания, развития. Данный курс «Мир английских слов» обеспечивает кол...
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развиваем дар слова".
Рабочая программа....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"
Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....