ПРОГРАММА КУРСА “ЖИЗНЬ В СЛОВЕ И СЛОВО В ЖИЗНИ”
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)

Уран Токпак-ооловна Куулар

Курс “Жизнь в слове и слово в жизни” реализуется в рамке предмета русский язык и опирается на межпредметные связи: литература, история, математика, иностранный язык, библиотечное дело, психология, диалектология, Курс предназначен для 5-8 классов. Учащиеся данной возрастной категории уже знакомы с основными понятиями лексикологии.

Основное направление курса - формирование хорошей,грамотной речи и ее компонентов:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

“ЖИЗНЬ В СЛОВЕ И СЛОВО В ЖИЗНИ”

Пояснительная записка

Курс “Жизнь в слове и слово в жизни” реализуется в рамке предмета русский язык и опирается на межпредметные связи: литература, история, математика, иностранный язык, библиотечное дело, психология, диалектология, Курс предназначен для 5-8 классов. Учащиеся данной возрастной категории уже знакомы с основными понятиями лексикологии.

Основное направление курса - формирование хорошей,грамотной речи и ее компонентов:

ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ -это ее соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам.”Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”(Д.Писарев).

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ-это ее соответствие мыслям говорящего или пишущего.”Точность слова является не только требованием здорового вкуса,но прежде всего - требованием смысла”(К.Федин).

ЯСНОСТЬ РЕЧИ - это ее доступность пониманию слушающего или читающего.”Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”( римский учитель красноречия Квинтилиан).

ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ - это ее соответствие законам логики. Небрежность языка обуславливается нечеткостью мышления.”Что неясно представляешь,то неясно и выскажешь;неточность и запутанность выражений свидетельтсвует только о запутанности мыслей.(Н.Чернышевский).

ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ- это ее естественность, отсутствие “красивостей”, вычурности слога.”Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”(Л.Толстой)

БОГАТСТВО РЕЧИ - это разнообразие используемых языковых средств.”Задачи, которых вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их”( М.Горький).

СЖАТОСТЬ РЕЧИ - это отсутствие лишних слов, повторов.”Если пишет многословно, - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит”(М.Горький).

Чистота речи - это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в испоьзовании их нет никакой надобности. “Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,-значит оскорблять и здравый смысл ,и здравый вкус”(В.Белинский).

ЖИВОСТЬ РЕЧИ - это ее выразительность, образность, эмоциональность. ”Язык должен быть живым” (А.Н.Толстой).

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ - это ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т. е. подбор слов с учетом их звуковой стороны. ”Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. “Я не люблю слов с обилием шипящих свистящих звуков избегаю их”(А.Чехов).

Курс последовательно реализует следующие цели:

*расширение лингвистического кругозора;

*приобщение к языковым ценностям;

*увеличение словарного запаса;

*формирование общей языковой культуры;

ЗАДАЧИ данного курса:

*знакомство с новой лексикографической терминологией;

*развитие умения работать со словарем;

*развитие навыка поиска лингвистической информации;

*формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;

*формирование умения лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом;

В результате освоения программы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

*основные лексикологические термины: профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, неологизмы, жаргонизмы, славянизмы, архаизмы, историзмы, канцеляризмы, эвфемизмы , арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы, окказионализмы, омонимы, синонимы, паронимы ,антонимы, топонимы, конверсивы;

*негативные элементы современной речи;

УМЕТЬ:

Находить термины в текстах, грамотно употреблять их в речи,выявлать “болезни языка” и бороться с ними; применять полученные знания на практике.

п/п

Тема

занятий

Кол-во

часов

Виды

деятельности

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды контроля

1

2

3

4

5

6

7

1

Паспорт слова

1

Вводное занятие. Беседа с элементами конспектирования, аудирование

Характеристика слов с точки зрения:

-возниконовения (исконно русские и заимствованные слова);

- возраста (устаревшие слова и неологизмы);

-сферы употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова);

-стилистической окраски (разговорные, нейтральные, книжные)

Знать/понимать: изученные в разделе “Лексика” термины

Уметь: характеризовать слово с точки зрения возникновения, возраста, сферы употребления, стилистической окраски

Входной контроль: паспорт слова

2

Ох, уж эти

-измы!!

1 час

Лингвистическая лаборатория. Беседа,аудирование,составление сводной схемы, упражнения

Закрепление понятий, введение новых понятий

Знать, понимать термины

Промежуточный контроль: сводная схема “- измы”

3

Откуда приходят слова?

1

Путешествие по странам и континентам

Виды заимствованных слов.Признаки славянизмов. Варваризмы и экзотизмы в русской речи

Знать, понимать: причины заимствования слов

Промежуточный контроль: таблица ”Признаки славянизмов”

4

Слова - пенсионеры

1

Путешествие в прошлое. Эвристическая беседа, работа с толковым словарем

Устаревшие слова: отличие архаизмов от историзмов. Функционирование устаревших слов в современном русском языке

Знать, понимать: причины устаревания слов;

Уметь: находить устаревшие слова в тексте

Практическая работа

5

Слова - младенцы

1

Лингвистические забавы. Беседа, ”занимательный словарь”

Механизм появления новых слов

Знать, понимать: неологизмы. Уметь: находить в тексте неологизмы, образовывать их.

Промежуточный контроль: практическая работа

6

Всегда ли по-русски понятно?

1

Диалектологическая экскурсия

Диалектные слова: их значения и ценность. Причины появления диалектных слов.

Знать, понимать: причины появления диалектных слов.

Промежуточный контроль

7

Знакомимся с эвфемизмами

1

Этимологическое путешествие. Беседа, лингво - исторический экскурс , работа со словарем В.И.Даля

Закрепление понятия эфвемизмы. Этимология

Знать, понимать: причины возникновения, использование эвфемизмов в речи

8

Болезни русской речи

1

Лингвистическое наблюдение

Канцеляризмы, жаргонизмы, арготизмы, сленг

Причины загрязнения русской речи

Работа со схемой

 9

Как мы говорим

1

Круглый стол. Занятие с использованием мультимедийной презентации

Пагубное воздействие паразитов русской речи на здоровье нации. Формы борьбы с загрязнение языка

Уметь выявлять негативные элементы современной речи и бороться с ними

Промежуточный кортроль: словарь вежливости

10

Путешествие по стране Фразеологии

1

Эрудит - смотр

Фразеологизмы - синонимы, фразеологизмы - антонимы

Грамотное применение фразеологизмов в речи

11

Экскурсия по....себе

1

Практическая работа №2: групповая работа с деформированным текстом

Многобразие фразеологизмов

Работа в группах

Рубежный контроль: практическая групповая работа

12

-онимы русского языка

1

Лингвистическая работа

Закрепление понятий, введение новых понятий: паронимы, топонимы

Знать термины

Сводная схема

13

Слова - близнецы

1

Лингвистическая лаборатория

Виды омонимов

Уметь различать омофоны, омографы,омоформы,полные омонимы

Работа с таблицей

14

Можно ли повторяться, не повторяясь?

1

Стилистическая мастерская

Синонимия русского языка. Стилистические синонимы. Контекстуальные синонимы.

Уметь строить синонимические ряды

15

Слова наоборот

1

Практическая работа № 3 (наблюдение над художественным текстом), мифологический экскурс.

Функционирование антонимов в русском языке. Контекстуальные антонимы.

Подбор антонимов к словам

Практическая работа с текстом

16

Почти то же, да не то

1

Лингвистическая лаборатория

Правильное употребление паронимов

Уметь различать лексическое значение паронимов

Итоговый контроль: мини-сочинение “Что дала мне экскурсия в слово? “

17

Экскурсия в слово

1

Заключительное занятие. Беседа, анкетирование, экскурсия по печатным изданиям

Уметь применять на практике полученные знания

Итоговое анкетирование.

Литература:

1.Арбатский Л.А. Толковый словарь русской брани.-М. :ООО “ Издательство “Яуза”,2000.

2.Вартаньян ,В.А..Путешествие в слово:книга для внеклассного чтения.:-М.: ООО ТИД “ Русское слово-РС “1999.

3.Волков,С.В. Я познаю мир: детская энциклопедия.Русский язык.-М.: ООО “ Фирма”Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 1999

Программа

Предметного курса по русскому языку

“Жизнь в слове и слово в жизни”.

в 5-8 классах.

Реализация предложенного курса позволит сформировать у школьников навыки исследовательской работы, расширить кругозор, воспитать уважение к языку и слову.

Учитель: Куулар У.Т.

г. Кызыл, Республика Тыва

2018-2019 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в  нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Программа курса внеурочной деятельности "Мир английских слов"

Современные тенденции в развитии образования ведут к точному измерению результатов обучения, к эффективности процесса обучения, воспитания, развития. Данный курс «Мир английских слов» обеспечивает кол...

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"

Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....