Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
рабочая программа по психологии (8 класс) по теме

Габдуллина Светлана Александровна

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в  нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_po_vyboru_professii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса по выбору «Выбирая профессию, выбираем образ жизни» для учащихся 8-9 классов.

Пояснительная записка

        Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 13-14 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10-15 % учащихся  8-9 учащихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо – плохо». Это в корне неправильно!

        Итак, вопрос профессионального самоопределения – это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки. И главное здесь – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установках, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

        Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

        Программа по профориентации «Выбирая профессию, выбираем образ жизни» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

        Цель: помочь учащимся 8-х и 9-х классов определить свои дальнейшие жизненные планы, открыть перед ними перспективу в дальнейшем личностном развитии и в соответствии с этим выстроить алгоритм действий.

        Задачи курса: 

1, Формирование актуального для подростков «информационного поля»

2.Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию.

3. Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

        Программа рассчитана на15 занятий и предназначена для учащихся 8 -9-х классов.        

        Этапы проведения занятий:

1.Ознакомительно-ориентировочный (занятия с 1 по 3).

2.Проективный, коррекционный (занятия с 4 по 8)

3. Основной, развивающий (занятия с 4 по 8).

В структуре каждого урока выделяются смысловые блоки,

традиционные для групповой психологической работы с подростками:

Ритуал приветствия

Целью проведения ритуала приветствия  являются настрой на работу , сплочение группы, создание группового доверия.

2. Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение, благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту.

3. Работа по теме занятия.

Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнений.

4. Подведение итогов занятий.

Оно предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии.

        Для реализации поставленных задач используются следующие методические приемы:

- устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предполагаемой темы;

- психодиагностика (исследование личности);

- ситуационно-ролевые и развивающие игры;

- анализ конкретных результатов;

- лекции, дискуссии;

- рефлексия результатов урока.

        В качестве измерительной оценки развития личности подростка используются следующие методики:

Личностный шестнадцатифакторный опросник Р.К. Кеттела.

 Тест «Профессиональный тип личности»

Определение склонностей (автор Л.А. Йоваши)

Определение социальной направленности личности (автор Голланд)

Опросник профессиональной готовности (автор Д.Голланда)

Опросник Айзенка

Опросник по изучению профессиональной направленности учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть:

 следующими знаниями, умениями и навыками:

- овладеть определенной психологической терминологией;

-осознать свои достоинства и достоинства других людей;

- осознать свое место в социуме;

- развить рефлексивные и эмпатийные способности.

основными компетентностями:

- познавательными;

- личностными;

- социальными;

- самообразовательными.

Основными критериями усвоения материала являются:

- осознанный интерес к занятиям;

- творческое отношение к выполнению заданий;

- высокая активность при выполнении психологических упражнений;

- умение давать оценку и самооценку с необходимыми комментариями и объяснениями.

Данная программа  прошла апробацию на базе МОУ «Лицей № 8». Занятия проводились для учащихся 8-9 классов.  Анализ проведенных  анкет показал, что данный курс развивает интерес учащихся к своей личности, дает возможность получить знания о своих сильных и слабых сторонах, развивает способность к самообразованию, умения принимать собственное решение, стремиться к осознанию своих собственных потребностей и целей.

                         

Тематическое планирование

1-2. Ориентировочное занятие

Цели и задачи курса. Понятие о профориентации. Анкета учащихся профильного класса. Составление таблицы «Мой профессиональный выбор».

3.  Классификация профессий.

Пять типов профессий: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знак», «Человек – художественный образ».  Группы профессий. Ценности.

4. Выбор и моделирование.

Ошибки при выборе профессий, Профессиональная пригодность: «хочу», «могу», «надо». Методика «Мотивы выбора профессии»

5-6. Темперамент и выбор профессии.

Типы темперамента, основные характеристики: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Методика Айзенка. Индивидуальный стиль деятельности. Анализ полученных данных.

7-8. Интересы и выбор профессии

Методики «Карта интерсов», ДДО, ПДО-М. Анализ полученных результатов. Работа с таблицей.

9-10. Склонности и профессиональная направленность.

Работа с методиками КОС, Йовайши, анализ полученных результатов. Работа с таблицей.

11-12. Профессиональный тип личности

Тест Кеттела, тест Голланда по определению типа личности, анализ полученных данных. Работа с таблицей.

13. Деловая игра «Кадровый вопрос».

Игры, упражнения, этюды: «Аукцион идей», «Дирижер оркестра», «Дискуссионные качели». «Как достичь успеха», игры: «Профконсультации», «Воздушный шар».

14. Как достичь успеха в профессии

Игры: «Профконсультации», «Воздушный шар», «Близкие знакомые»

15. Итоговое занятие.

Работа с таблицей «Мой профессиональный выбор». Рефлексия «Полезность данного спецкурса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель - это не профессия, а образ жизни

Служение делу просвещения в народе всегда вызывало особое уважение. Учителей с их готовностью к самопожертвованию во имя детей люди неизменно называют в числе наиболее почитаемых соотечественников. В ...

Занятие элективного курса "Профессия и образ жизни"

На занятии раскрываются важнейшие характеристики здоровья человека, рассматривается взаимосвязь профессии и здоровья....

Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче­ские понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опас­ных ...

Классный час: "Выбираем профессиию - выбираем образ жизни"

Цель:1. Познакомить учащихся с типами профессий и с требованиями, предъявляемыми к выбранной профессии. 2. Уберечь от ошибок при выборе профессии.  А. Вступительное слово классного руководителя: ...

Программа курса внеурочной деятельности "Я выбираю вызов!"

Данная программа внеурочной деятельности "Я принимаю вызов!" составлена для реализации социального направления по ФГОС ООО. Эта программа по профилактике употребления наркотических средств и...

Тематическое планирование к программе курса внеурочной деятельности "Я выбираю вызов!"

Тематическое планирование к программе курса внеурочной деятельности "Я выбираю вызов!", созданной для профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ....