Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (10 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.pptx114.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Тихвинская СШ» Урок русского языка 10 класс (базовый уровень) Дынник Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цели урока: 1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова. 2. Конкретизация способов применения правила. 3. Подготовка обучающихся к ЕГЭ (Задание 9). 4. Формирование у каждого ученика навыков самообучения и самоконтроля. 5. Развитие речи обучающихся. 6. Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.

Слайд 3

Разминка. Работа в группе. Прочитайте текст. Обозначьте проблему, которую поднимает автор. Определите отношение автора к данной проблеме. Выскажите свое отношение к отмеченной теме.

Слайд 4

Выпишите из текста сова с пропущенными орфограммами (работа в парах): 1. Вставьте пропущенные буквы. 2. Выделите морфему, в которой обозначена орфограмма. 3. Объясните принцип написания данного слова. 4. Определите тему нашего урока.

Слайд 5

Тема урока «Правописание гласных в корне слова»

Слайд 6

Цель урока: Повторить правописание безударных гласных в корне слова.

Слайд 7

Планируемые результаты: знать правило правописания безударных гласных в корне слова; видеть структуру слова, его морфемный состав, находить корень; определять тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся); использовать правила правописания корней с безударными гласными ; в ыполнять задание 9 в формате ЕГЭ.

Слайд 8

Критерии оценивания Критерий Шкала Знаю правило правописания безударных гласных в корне слова 0,5/1 балл (-а) Вижу структуру слова, его морфемный состав, находить корень 1 балл Определяю тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся) 1 балл Использую правила правописания корней с безударными гласными 1 балл Выполняю задание 9 в формате ЕГЭ 3 задания – 3 балла 4 задания – 4 балла 5-6 заданий – 5 баллов Итого 9 балов – «5»

Слайд 9

Безударные гласные в корне Корни с чередованием Проверяемые ударением Не проверяемые ударением

Слайд 10

Обращаемся к карточке на вашем столе к заданию №1. Перед вами слова с безударной гласной в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Ваша задача распределить их в два столбика; к словам, с проверяемой гласной, подобрать проверочные слова. В… стибюль , перед.. вать , уд.. вляться , акк … мп … немент , об… яние , по.. вляться , возр …жать, уг .. щать , ув ..дать, пан…рама, упр.. стить , п… риферия , ув … ртюра , эксп … римент , зак .. лять , к… мб … незон , экстрав … гантный .

Слайд 11

Задание №1. САМОПРОВЕРКА: В е стибюль Перед а вать ( перед А ть ) акк о мп а немент уд и вляться ( д И во ) об а яние по я вляться ( Я вь) возр а жать уг о щать ( г О сть ) пан о рама ув я дать ( в Я нуть ) п е риферия упр о стить ( пр О ще ) ув е ртюра зак а лять ( зак А лка ) эксп е римент экстрав а гантный

Слайд 12

Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне? Что делать со словами, где гласную в корне проверить нельзя? Подбираем однокоренное слово или меняем форму слова, чтобы гласная стала ударной Запомнить, в случае необходимости обратиться к орфографическому словарю

Слайд 13

Ст.. рожил (местности) – ст.. рожил (сад) Разр .. дить (всходы) – разр .. дить (ружье) Св.. ла (гнездо) – св.. ла (ребенка) Ч.. стота (пульса) – ч.. стота (в квартире) На доске появляется слайд. Как определить гласную в этих парах слов? Как называются такие слов? Проводится устная работа со словами Это омофоны. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в корне, нужно определить лексической значение слова!

Слайд 14

Слайд на доске. Корни с чередованием. Написание гласной зависит от ударения Написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем Написание гласной зависит от буквы, следующей за гласной Написание гласной зависит от значения слова Самая сложная часть правила, в которой в корнях происходит чередование гласных. Корней с чередованием достаточно много, и они делятся на несколько групп.

Слайд 15

Написание гласных зависит от ударения Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной Написание гласных зависит от значения слова Определите, для какой орфограммы представлена таблица, используя материал заполните ее

Слайд 16

Написание гласных зависит от ударения Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной Написание гласных зависит от значения слова -гор-/- гар - -клон-/-клан- - твор -/- твар - В безударном положении пишется О е/и бер / бир дер / дир мер-мир жег-жига пер-пир тер-тир чет-чит блест-блист стел-стил Если за корнем есть суффикс А, то в корне И Раст-ращ-рос Перед СТ и Щ пишу А, перед С - О Исключения: Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль Мак-мок -мак- - «погрузить в жидкость» -мок- - «пропускать жидкость, мокнуть» Макать хлеб в молоко, вымокнуть под дождем - зор -/- зар - В безударном положении пишется А Представитель группы презентует свой материал, остальные ученики заполняют пустые места в таблице. Общими усилиями получается вот такая таблица:

Слайд 17

-плов-/- плав - О пишется в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных словах А -им-//-а- (-я-) -ин-//-а- (-я- ) Если за корнем есть суффикс А, то в корне И Скак-скоч Перед К пишу А, перед Ч - О Исключения: скачок, скачу Равн-ровн - равн - - «равный, одинаковый» - ровн - - «ровный, прямой, гладкий» Сравнение, сровнять Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень. Исключения: Пригарь, выгарки, утварь, заревать о/а кос-каса лож – лага Если за корнем есть суффикс А , то в корне А

Слайд 18

Памятка выполнения задания 9 (формат ЕГЭ) Выдели в слове корень. Определи тип пропущенных в корнях безударных гласных. Найди корни с чередующимися гласными. Выдели среди оставшихся слова с проверяемыми гласными. Слова с непроверяемыми гласными необходимо запомннить .

Слайд 19

Самостоятельная работа Ф.И. обучающегося № задания Кочмарик Оксана 1,2,3,4,5,7 Круглова Кристина 8,9,11,12,13,14 Лесная Арина 23,24,25,26,29,31 Позднякова Анна 13,14,15, 16,17,24

Слайд 20

Критерии оценивания Критерий Шкала Знаю правило правописания безударных гласных в корне слова 0,5/1 балл (-а) Вижу структуру слова, его морфемный состав, находить корень 1 балл Определяю тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся) 1 балл Использую правила правописания корней с безударными гласными 1 балл Выполняю задание 9 в формате ЕГЭ 3 задания – 3 балла 4 задания – 4 балла 5-6 заданий – 5 баллов Итого 9 балов – «5»

Слайд 21

Домашнее задание ?????????????????????


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс

Презентация содержит наглядный теоретический материал, лексический материал, а также отрывок из стихотворения астраханского поэта Н.А. Мордовиной, предназначенный для лингвистического анализа....

Презентация у уроку по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и"

Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."

Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...

Презентация к уроку по русскому языку "Правописание букв И-Ы после Ц". 5 класс

Это первый урок - знакомство с новым материалом. В начале урока проверка домашнего задания (упр.457,459). Затем повторение изученного и изучение новой темы с заданиями для закрпеления и проверкой....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" 5 класс

Презентация к уроку  по русскому языку  в 5 классе. Тема"Три склонения имен существительных"...

Конспект урока по русскому языку.Чередование е-и в корне слова(5 класс).

Цель урока: способствовать формированию орфографических умений учащихся правописания корней с чередование гласных е-и,содействовать развитию орфографической зоркости,памяти,внимания....

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...