Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Рабочая программа  учебного  предмета  "Русский язык" для обучающихся 6 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6b_russkiy_6b_dobrozhan.doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учебного  предмета  "русский язык" для обучающихся 6 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника: Русский язык. 6 класс. Учебник  для общеобразовательных организаций. В 2 ч. [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 8-е изд.- М.: Просвещение, 2017.
  3. программы авторского коллектива: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : учеб. Пособие для обще образоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2016.;
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов». 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Обучающийся должен уметь:

Речевая деятельность:

аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  •  разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  •  владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  •  правильно расставлять логические ударения, паузы;
  •  выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
    пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

       морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами
    в художественных текстах;

        лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов,
    антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

•        различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • составлять  схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
    выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске,
  • использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.

Текст

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

К.Р. Итоговый тест.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе — 210 ч ( 6 часов в неделю).

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План        Факт

Факт

Язык. Речь. Общение (3 + 1)

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык.Речь.Общение

Ситуация общения.

РР Сочинение – рассуждение (упр.9,10)

Повторение изученного в 5 классе ( 6+2)

Фонетика. Орфоэпия.

Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях.

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

РР Сочинение на тему «Интересная встреча» ( упр. 38)

Словосочетание. Простое предложение.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

Прямая речь. Диалог.

РР Составление диалога на тему по выбору

Текст (3+2)

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

РР Составление продолжения текста по данному началу

РР Сочинение-рассуждение

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

Лексика. Культура речи (10+2)

Слово и его лексическое значение.

РР Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

Общеупотребительные слова.

Профессионализмы.

Диалектизмы.

РР  Сжатое изложение

Исконно русские и заимствованные слова.

Исконно русские и заимствованные слова.

Новые слова (неологизмы)

Устаревшие слова.

Словари.

Повторение. Проверочная работа по теме «Лексика»

Фразеология. (3+1)

Фразеологизмы.

Источники фразеологизмов.

РР составление сообщения о возникновении фразеологизма

Повторение. Проверочная работа  

Словообразование. Орфография. культура речи. (30+5)

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование.

РР Описание помещения.

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке.

Этимология слов

Этимология слов.

РР Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

РР Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

Буквы а и о в корнях -кос- -  - кас-.

Буквы а и о в корнях -кос- -  - кас-.

Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-.

Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-.

Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-.

Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-.

Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-.

Буквы ы и и после приставок.

Буквы ы и и после приставок.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Контрольный диктант

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Сложносокращённые слова.

Сложносокращённые слова.

РР  Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

РР  Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Проверочная работа по теме «Словообразование»

Морфология. Орфография. Культура речи (21+4)

Повторение изученного в 5 классе.

Повторение изученного в 5 классе

РР Составление письма

Разносклоняемые имена существительные.

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

РР Устное публичное выступление о происхождении имен

Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имён существительных.

Род несклоняемых имён существительных.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

РР Сочинение-описание впечатлений.

РР Сочинение-описание впечатлений.

НЕ с именами существительными.

НЕ с именами существительными

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Повторение по теме «Имя существительное»

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Работа над ошибками диктанта

Имя прилагательное ( 20+5)

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

РР Описание природы.

Степени сравнения имен прилагательных

Степени сравнения имен прилагательных

Степени сравнения имен прилагательных

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Относительные прилагательные.

Р.Р. Выборочное изложение  «Возвращение Владимира в отчий дом» ( по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Не с прилагательными.

Не с прилагательными.

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

РР  Сочинение-описание природы (Н.П. Крымов «Зимний вечер»

РР  Сочинение-описание природы (Н.П. Крымов «Зимний вечер»

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

РР  Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

Имя числительное (16+2)

Имя числительное как часть речи.

Имя числительное как часть речи.

Простые и составные числительные.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Порядковые числительные.

Порядковые числительные.

Разряды количественных числительных.

Числительные, обозначающие целые числа.

Числительные, обозначающие целые числа.

Числительные, обозначающие целые числа.

Дробные числительные.

РР Составление юмористического рассказа по рисунку

Собирательные числительные.

Морфологический разбор имени числительного.

Повторение по теме «Имя числительное».

РР Публичное выступление на тему «Береги природу»

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Местоимение (23+3)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения.

Личные местоимения.

Возвратное местоимение себя.

РР  Рассказ по рисункам от 1 лица «Как я помогал маме»

Вопросительные местоимения.

Относительные местоимения

Относительные местоимения

Неопределенные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Притяжательные местоимения.

Притяжательные местоимения.

РР  Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Определительные местоимения.

Местоимения и другие части речи.

Морфологический разбор местоимения.

РР  Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

Повторение по теме «Местоимение».

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Глагол ( 30+6)

Повторение изученного в 5 классе

Повторение изученного в 5 классе

Повторение изученного в 5 классе

Р/Р Сочинение –рассказ по сюжетным рисункам

Разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

РР  Изложение.

РР  Изложение.

Условное наклонение.

Условное наклонение

Повелительное наклонение.

Повелительное наклонение.

Повелительное наклонение.

РР Рассказ по сюжетным рисункам

Употребление наклонений.

Употребление наклонений.

Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

Морфологический разбор глагола.

РР Рассказ на основе услышанного.

РР Рассказ на основе услышанного.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Повторение по теме «Глагол»

Повторение по теме «Глагол»

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

Работа над ошибками диктанта

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (10+2)

Разделы науки о языке

Орфография

Орфография

Пунктуация

РР Сочинение на тему по выбору (упр.610)

РР Сочинение на тему по выбору (упр.610)

Лексика и фразеология

Словообразование

Словообразование

Морфология

Синтаксис

я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....