Урок русского языка в 6 классе. Безличные глаголы.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Насипуллина Лариса Анатольевна

Данный урок русского языка проходит в рамках темы "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse._bezlichnye_glagoly.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Безличные глаголы (6 класс)

Цель урока: показать различия между личными глаголами и их вариантами в качестве безличных

 Задачи:

- образовательные: формировать навыки строения предложения с безличными глаголами и умело употреблять их в речи; формировать умения отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать навыки правописания слов с –тся, -ться;

- развивающие: развивать мотивацию к аналитической деятельности; формировать умения обобщать изучаемые факты и понятия; обогащать словарный запас учащихся; развивать речь;

- воспитательные: воспитывать культуру речи; поддерживать интерес к урокам русского языка.

Ход урока

I.Организационный момент                                                                                          

II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

   - Какие глаголы называются безличными?

   - Что могут обозначать безличные глаголы?

III. Синтаксическая пятиминутка

Учащиеся выделяют основы предложения, составляют его схему.

Сильно пахло вечерней свежестью, и на небе всходила луна.

V. Самоопределение к деятельности

( Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений»(с.132).)

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (  Научиться распознавать личные глаголы, выступающие в роли безличных.)

 IV.  Актуализация знаний

   

  1.  Практическое задание

- Определите смысловое содержание словосочетаний с безличными глаголами. Глаголы  какой группы обозначают явления природы, какой – состояние человека, стихийные явления, влечение, тягу к чему-нибудь. С одним из глаголов каждой группы составьте предложение.

Размыло (берег водой), сорвало (крышу ветром), заволокло (небо тучами), занесло (дорогу снегом), сломало (бурей).

Светает, вечереет, смеркается, темнеет, светлеет, похолодало, подморозило, метет, парит, гремело.

Звенит (в ушах), пересыхает (во рту), бросило (в жар), задело (за живое), знобит, лихорадит, трясет, ломит (кости).

Не спится, работается, не сидится, не терпится, думается.

2. Самостоятельная работа.

Учащиеся распределяют безличные глаголы, обозначающие:1) явления природы, 2) стихийные явления, 3) физическое и душевное состояние человека.

   Брезжит, ломает, трясет, сорвало, похолодало, метет, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмерзло, зажгло, сломало. 

V. Самоопределение к деятельности

( Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений»(с.132).)

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (  Научиться распознавать личные глаголы, выступающие в роли безличных.)

VI.  Сопоставление личных и безличных глаголов.

    1.Работа по таблице. Сравнительный анализ предложений.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Светлеет небо.

На улице светлеет.

Учащиеся должны заполнить таблицу примерами, для чего определить грамматические основы, указать личные и безличные глаголы.

1) Легким запахом веет полынь. 2) На рассвете в долинах теплом и черемухой веет. 3) Свежим сеном пахнет.4) Свежее сено хорошо пахнет.

Учитель сообщает учащимся, что если в  предложении есть подлежащее, связанное с данным глаголом, то он выступает в роли личного; если подлежащего нет и не может быть, значит, личный глагол выступает в роли безличного.

2. Составление предложений.

а) С данными глаголами составить предложения так, чтобы они были употреблены в личном и безличном значении.

Дует, везет, темнело, звенит.

б) Из двух простых предложений составить сложное с союзом и.

1) Светлеет. Туча уходит за горизонт. 2) Дорогу совсем занесло. Движение прекратилось. 3) Вечереет. В доме зажигаются огни. 4) Не хочется смотреть телевизор. Я берусь за свою любимую книгу.

3.Работа по учебнику

 Упражнение 573

3. Игра - соревнование»

Участники игры разбиваются на две группы. На доске записываются глаголы, могущие иметь личную и безличную форму (с тем же или новым значением), по числу участников в каждой группе. Одной группе дается задание составить предложения, в которых эти глаголы употреблялись бы в безличной форме, другой – в личной. Затем предложения зачитываются попарно. Например:

1 группа

Уже темнело, и на небе показывались тут и там звезды.

2 группа

От времени серебро темнеет.

Сохнет, тает, трясет, шумит, гремит.

VII.  Рефлексия.  Итог урока

-  Что нового  сегодня узнали?

- Как прояснить роль личного глагола, который может выступать в роли безличного?

VIII. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру на тему «Осенний вечер» по опорным словам: становится тихо, не шелохнется, солнце село, смеркается, темнеет, посвежело, повеяло прохладой, запахло, не спится, любоваться, мерцают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"

Урок изучения нового материала...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (5 класс, ОС "Школа 2100).

Урок русского языка с использованием развивающих технологий....

урок русского языка 5 класс "Безличные глаголы"

технологическая карта урока русского языка в системе ФГОС...

Урок русского языка 6 класс "Возвратные глаголы"

Урок предназначен для учащихся 6 класса с родным (нерусским) языком обучения...

Технологическая карта занятия по русскому языку на тему «Безличные глаголы» (1 часть)

Тип занятия: урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности).Цель для учителя: ознакомление учащихся с понятием «безличный глагол», с лексическими группами безлич...