Урок русского языка по теме "Безличные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Плотникова Анна Николаевна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Плотникова Анна Николаевна

Дата проведения: 23.04.2011 г.

Урок  русского  языка в 6–м классе  

Тема: “Безличные глаголы”

Цели:

Обучающие:

  1. Ознакомление учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
  2. Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.
  3. Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.

Развивающие:

  1. Формирование умения отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
  2. Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.

Воспитательные:

  1. Развитие культуры речи учащихся, культуры ответа.
  2. Развитие творческого воображения учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебники, тетради, оформленная доска, чистые листы бумаги на каждого ученика

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:

Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.

(Учащиеся предполагают, что это глагол)

Учитель – Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.

(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры)

Учитель – Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записана дата, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).

Учитель – Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.

Итак, выполняем первое задание.

На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.

Учитель – На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.

(В ходе обсуждения выделяются две группы:

  1. предложения с обоими главными членами
  2. предложения с одним главным членом).

Учитель – Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. (Остальные предложения стираются с доски)

Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?

(Главный член предложения один, это сказуемое).

Учитель – А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?

(Его нет и не нужно).

Учитель: – Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).

Учитель: – Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока в тетрадь, там, где оставлено место. Давайте еще раз дадим определение безличных глаголов.

Учитель – А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант. (Как правило, большинство учащихся рисует овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).

Учитель – Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются. А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Игра “Кто зоркий?”. Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто быстрее всех поднял руку). В это время те, кто остался на своих местах, подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.

Пахло милым тлением осени.
Подморозило и воздух стал свежим.
Веет с поля ночная прохлада.
В одну минуту дорогу занесло.

Учитель – Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное).

Учитель – Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? (Если затруднятся с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).

Итак, продолжите предложение В прошедшем времени безличные глаголы употребляются … (только в форме среднего рода единственного числа).

Учитель : – Запишите самостоятельно по два предложения с безличными глаголами в форме прошедшего времени. Теперь работаем с учебником (упр. 166, 167).

  1. Заключительный этап урока (обобщение материала).

Работа по группам.

Более сильные учащиеся составляют вопросы и задания по изученной теме самостоятельно, группа более слабых учащихся работает с материалом учебника (теория). Затем учащиеся 1 группы задают вопросы учащимся второй группы.

  1. Домашнее задание по выбору:

 Написать мини -сочинение , начав его с  безличного глагола …

 Например: « Светало.»   или « С вечера стало морозить ещё сильнее.»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по английскому языку на времена глаголов

Тест по английскому языку на времена глаголов " Present Simple,  Present Continious, Present Perfect, Past Simple, Past Continiou...

Русский язык 5 класс "Глагол"

Презентация рекомендована для индивидуального обучения....

Учебное пособие по грамматике английского языка «Времена английского глагола» по учебной дисциплине «Иностранный язык (английский)»

Учебное пособие для студентов специальностей 09.02.05.  «Прикладная информатика",44.02.06.  «Профессиональное обучение»...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...