Конспект урока "Время глагола".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Петровская Наталья Ивановна

Тип: комбинированный урок.

Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Цели урока:

 1. Познавательные:

 - учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;

 - актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_19.04.18.docx143.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Дата: 02.10.18 г.

Учитель Петровская Н.И.

Тема: Время глагола.

Тип: комбинированный урок.

Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Цели урока:

 1. Познавательные:

 - учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;

 - актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

 2. Развивающие:

 - развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

 3. Воспитательные:

 - воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Оборудование: карточки  для индивидуальной работы , проектор, компьютер, учебник, тетрадь, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

2.Актуализация знаний.

Проверка д/задания.

3.Разминка в форме тестов (в виде слайдов).

- В какой строке все глаголы одного вида?

1) свернет, выжигает, нарисует

2) плывет, убирает, расстелет

3) рисует, выскажет, читает

4) звенит, убирает, смотрит

- В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) нат…реть, подб…рать, отд…ру

2) выб…рать, зап…рать, заб…рать

3)  взб…раться, бл…стеть, т…реть

4) бл…стать, зап…р, зам…рло.

- Каков для вас русский язык? (Сказочен, сложен, ярок, выразителен, богат…)

 -Какие формы прилагательного вы использовали для характеристики русского языка?

-Каким тропом являются эти прилагательные?

-По меткому выражению критика XIX века Боткина, эпитеты обладают способностью “озарять предметы”. Как вы понимаете это выражение?

-Сегодня мы ещё раз убедимся в богатстве русского языка, продолжая изучать глагол. Но перед этим вам надо выполнить задание.

Повторение пройденного:

  1. Индивидуальная работа по карточкам (для сильных):

1)* Определите части речи. Напишите вид глагола:

Холода были и снег выпадал, значит, белка теперь вылиняла. .

   Сущ.,     гл.,  с., сущ.,     гл.,           гл.,       сущ.,    нар.,              гл.

1.2 Взаимопроверка (ответы на слайде). Выставление баллов.

 1.3 Телеграмма…

2. Фронтальный опрос класса (для слабых):

2.1.Графический диктант:

1) Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».

 1. Глагол – это служебная часть речи?

 2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей?

 3. Глагол обозначает признак действия?

4. Глагол имеет 1  и  2  спряжение?

 5. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида?

 6. В предложении часто бывает подлежащим?

Ответы:

  1. +
  2. +

2.2Выборочное списывание.

1)- Из текста выпишите глаголы.        

1 вариант: сов. вид

2 вариант: несов. вид: несов. вид

Пришла осень. Далеко разлилась речушка. Потоки воды затопили лес и поля.

Весеннее половодье гонит животных. Куницы следят за разливом воды на ветках берез, а хитрые лисы спасаются бегством.

   1 вариант                              2 вариант

 Наступила,                            спасаются,

    разлилась,                               наблюдают,

    затопила,                                 гонит.

Самопроверка. Выставление баллов.

Телеграмма (себе): - МОЛОДЕЦ!

                                   - НАДО ПОВТОРИТЬ!

                                  - НАДО ПОДУЧИТЬ!                      

II. Сообщение темы урока.

 

Попробуйте определить, о каком морфологическом признаке глагола сегодня пойдёт речь?

III. Постановка целей.

- Продолжите предложение:

-) Повторить …

-) Узнать…

-) Учиться…

-)  Развивать…

IV. Работа над новым материалом.

1. Мы с вами обратимся к двум путям, при помощи которых можно достичь истины: путь практиков\исследователей и путь теоретиков.

Лексическая работа с понятиями «Исследователь, исследовать» и «теоретик».

  1. А кто такие исследователи и кто такие практики?

Исследователь–  человек, который подвергает что-либо научному изучению

Идут от практики к теории

Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории

 Идут от теории к практике

  1. -Подберите синонимы к слову исследовать – познавать, изучать.

3. Морфемный разбор слова: И(С,З)-СЛЕД-ОВА-ТЬ

  -С какой орфограммой вы встретились?

4.  - В какой форме стоит глагол?

-Как называются такие глаголы (инфинитивы)

Исследовательская работа.

Теоретики читают параграф 114, стр.115,  заполняют схему

Время глагола

Прошедшее                          ………………                            Будущее

действие происходит

до момента речи                 …………………                        ………………

Выставление баллов.

Исследователи работают с текстом, заполняют таблицу.

-Заполните таблицу примерами из текстов.

Время глагола

Прошло                                        Происходит сейчас               Будет происходить

Прошедшее (п.в.)                           Настоящее (н.в.)                        Будущее(б.в.)

Повеяло                                            Тает,                                               Засвищут

    что сделало?                               что делает?                                     что сделают?    

                                                                бегут                                               оденется

                                                      что делают?                                     что сделает?

                                                                                                      буду любить, уважать

                                                                                                       буду что делать?

1.Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)ся листвою. (А.Плещеев)

2. Буду, буду я посуду и любить и уважать! (К.И.Чуковский) 

1.-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.

- Запишите вопрос, на который отвечает глагол?

-Запишите название времени глагола.

2.-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

-Запишите вопросы, на которые отвечают глаголы.

-Запишите название времени глагола.

3.- Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора.

-Запишите вопросы,  на которые отвечают глаголы .

- Запишите название времени глагола.

Выставление баллов.

Лингвистическая сказка «Времена глагола».   Петрова Л.

Делаем вывод:

-Что нового вы узнали на уроке?

 ( Глаголы бывают в прош.вр., наст.вр., буд.вр., отвечают на  вопросы …)

-Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:

1) понял всё, готов к проверочной работе;

2)не разобрался ( продолжите фразу) в …………………., разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

3) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

 

V.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.(все встали)

Учитель называет глаголы, уч-ся выполняют следующие действия:

Прош.вр.                                                            Наст.вр.                                  Будущ.вр.

подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.         повернуться вправо\влево            присесть

4 Изучил                                                         1 скачу                                        3 побегу

5 получил                                                       2 верчу                                       6 присяду

           - Вы молодцы, теперь усаживаемся.

VI. Закрепление материала.

1. Игра «Один лишний»

  1. Попал, пришел, сел, играет(наст.вр) - прош.вр.
  2. Мечтал (прош.вр.),отдыхает, рисует, учит - наст.вр.
  3. Нарисует, поест, будет купаться, шагал (прош.вр.) – будущее вр.
  4. Стирает, выйду (буд.вр.), поливает, учит - наст.вр.

Дифференцированное задание. Самостоятельная работа.

- Ребята, предлагаю вам выполнить задание под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник»

Теоретики. (Выборочное списывание).

Работа с текстом В. Бианки «Лесной оркестр».  Прочитайте выразительно текст. Определите тему. Выпишите глаголы. Укажите время.

     В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.

     Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Скоро зажужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

 (Поют, играют, умеют, скрипят, свистят, лает, кашляет, воет, ухает, урчат, квакают – наст. вр.)

Услышишь, зажужжат – будущ. вр.).

Выставление баллов учителем.

  1. Исследователи. Самостоятельная работа.

Работа с деформированным текстом (на рабочем листе).

Задание: вставьте глаголы , поставив их в нужное время. Укажите  время глагола. Прочитайте выразительно текст.

…за окошком звонкая капель, … воздух , … и … снег.  …  зимние дни. В лесу все …  весной. Вот-вот … первые цветки-сережки деревья, …  грачи, …  по реке первые льдинки.  …  шальные весенние ручьи, …  лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ …  на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский) 

Слова для справок: Застучать, потеплеть, потемнеть, осесть, Умчаться, дышать, выбросить, прилететь, поплыть, Заблестеть, наполнить, оставлять.

2. Творческая работа.

Составить 3 предложения про природу с глаголами разного времени.

Выставление баллов учителем.

VII. Подведение итогов. Выставление баллов.

VIII.Рефлексия

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

IX. Домашнее задание:

  1. 1-ый и 3-ий ряд – составить текст из 5 предложений на тему «Весна», использовав глаголы разного времени.
  2. 2-ой ряд. Параграф 114, № 654

X. Анкета.

XI. Телеграмма.

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ (Ф.И.)____________________________________________________________

- Определите части речи. Надпишите вид глагола:

Служитель сразу догадался, что разговор идет о Раджи .

  _________________________________________________________________________

Телеграмма:__________________________________________________

                                                                                            Балл:

  1. Исследовательская работа.

-Исследователи, заполните таблицу примерами из текстов, запишите вопросы.

Время глагола

            Прошло                               Происходит сейчас               Будет происходить

Время:_______________            _____________________         __________________ Гл.: __________________           _____________________         __________________

 Вопрос:_______________            _____________________         __________________

Гл.: __________________           _____________________         __________________

Вопрос________________           _____________________         __________________                                                      

  Гл.:_________________           _____________________         __________________

Вопрос:_______________            _____________________        ___________________

1.Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)ся листвою. (А.Плещеев)

2. Буду, буду я посуду и любить и уважать! (К.И.Чуковский) 

1.-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.

- Запишите вопрос, на который отвечает глагол?

-Запишите название времени глагола.

2.-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

-Запишите вопросы, на которые отвечают глаголы.

-Запишите название времени глагола.

3.-Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора.

-Запишите вопросы,  на которые отвечают глаголы .

- Запишите название времени глагола.

                                                                                              Балл:                                                                                              

-Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:

1) понял всё, готов к проверочной работе;

2) не разобрался ( продолжите фразу) в ………………………………………………..., разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

3) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

3. Самостоятельная работа.

Работа с деформированным текстом.

1.Задание: вставьте глаголы, поставив их в нужное время. Укажите  время глагола. Прочитайте выразительно текст.

______________за окошком звонкая капель, ____________ воздух , ______________ и _____________ снег.  ______________  зимние дни. В лесу все _______________весной. Вот-вот ______________ первые цветки-сережки деревья, ______________  грачи, ________________  по реке первые льдинки.  _________________  шальные весенние ручьи, ______________  лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ _________________  на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский) 

     Слова для справок: застучать, потеплеть, потемнеть, осесть, умчаться, дышать, выбросить, прилететь, поплыть, заблестеть, наполнить, оставлять.

  1. Творческая работа.

Составить 3 предложения о  природе с глаголами разного времени.

                                                                                                   Балл учителя:

Анкета:

1.______________________________________5._______________________________                            

2.______________________________________6._______________________________

3.______________________________________7._______________________________

4.______________________________________  ________________________________

Телеграмма:______________________________________________________________

________________________________________________________________________

                 

                                                                                           Общий балл:

                           

                                                                                          Отметка:

МАРШРУТНЫЙ  ЛИСТ (Ф.И.)____________________________________________________________

1. Графический диктант:

Ответы:

  1.                                                                                         Балл:

2.Выборочное списывание.

- Прочитайте текст, выпишите  глаголы        

1 вариант : сов.вид

2 вариант:  несов. вид

Пришла осень. Далеко разлилась речушка. Потоки воды затопили лес и поля.

Весеннее половодье гонит животных. Куницы следят за разливом воды на ветках берез, а хитрые лисы спасаются бегством.

Вариант___

Глаголы:________________________________________________________

                                                                                               Балл:

Телеграмма:______________________________________________________

3. Исследовательская работа.

-ТЕОРЕТИКИ,  прочитайте  параграф 114, стр.115,  заполните схему

Время глагола

Прошедшее                         _________________                            Будущее

действие происходит

до момента речи                 ___________________                    __________________

                                                                                                    Балл:

-Проанализируйте свою работу и выберите одну из фраз:

1) понял всё, готов к проверочной работе;

2)не разобрался ( продолжите фразу) в ……………………………………………….., разберусь сам\ нужна консультация одноклассника\учителя;

3) ничего не понял, нужна индивидуальная консультация с учителем

  1. Самостоятельная работа.

Выборочное списывание.

- Прочитайте выразительно текст.

 Определите тему. Выпишите глаголы. Укажите время глаголов.

Лесной оркестр.

C:\Users\Lenovo\Downloads\Birds_Common_starling_Branches_569492_1280x781.jpg

      В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.

     Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Скоро зажужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

(В.Бианки)

     

                                                                                   Балл учителя:

Анкета:

1.______________________________________5._______________________________                            

2.______________________________________6._______________________________

3.______________________________________7._______________________________

4.______________________________________  ________________________________

Телеграмма:______________________________________________________________

________________________________________________________________________

                                                                               Общий балл:

                                                                                      Отметка:

Литература:

  1. Учебник Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс».
  2. Тесты по русскому языку. 5 класс. Е.П. Черногрудова, изд. «Экзамен», Москва, 2013.
  3. В.В. Бианки «Лесная газета».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Конспект урока "Глагол "To be" в прошедшем времени"

Конспект открытого урока английского языка....

Конспект урока "Глагол Can" 2 класс

по программе Биболетовой...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...


 

Комментарии

Петровская Наталья Ивановна

Урок интересен тем, что в нем соблюдаются правила дифференцированного обучения в классе, есть возможность оценить работу как сильных учеников, так и ребят, которые требуют более тщательного объяснения нового материала. Здесь присутствуют различные формы подачи темы.