Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-rus._yaz._10_klass.docx | 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
10 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Данилочкина Н.Н.
2015
Пояснительная записка
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Цель рабочей программы для 10 класса – формирование коммуникативно-компетентной личности, способной решать стилистические задачи разного уровня в условиях сдачи ЕГЭ по русскому языку. Основные задачи – развивать логические формы мышления учащихся, способствовать усвоению понятий, формировать суждения, формулировать выводы.
Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка следующие:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе учебного плана, разработанного в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Закон РФ от 29 декабря 2012 №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".» Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 "N 99-ФЗ", от 07.06.2013 "N 120-ФЗ", от 02.07.2013 "N 170-ФЗ", от 23.07.2013 "N 203-ФЗ", от 25.11.2013 "N 317-ФЗ", от 03.02.2014 "N 11-ФЗ", от 03.02.2014 "N 15-ФЗ", от 05.05.2014 "N 84-ФЗ", от 27.05.2014 "N 135-ФЗ", от 04.06.2014 "N 148-ФЗ", от 28.06.2014 "N 182-ФЗ", от 21.07.2014 "N 216-ФЗ", от 21.07.2014 "N 256-ФЗ", от 21.07.2014 "N 262-ФЗ", от 31.12.2014 "N 489-ФЗ", от 31.12.2014 "N 500-ФЗ", с изм., внесенными Федеральным "законом" от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г (о внесении изменений №1577, №1578 от 31.12.2015г,)
• Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69).
• Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе, рекомендованная Министерством образования и науки РФ 2004 год.
• Инструктивно-методическое письмо Липецкого института развития образования «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2017-2018 учебном году»;
• Основная образовательная программа МБОУ им. Л.Н.Толстого (утверждена приказом МБОУ им. Л.Н.Толстого от 30.08.2011г. №246 в ред. приказов №241-о от 30.08.2012г, №260-о от 30.08.2013г, №242-о от 29.08.2014г, №260-о от 28.08.2015г№268-о от 15.08.2016г., №310-о от 21.08.2017г.).
• Календарный учебный график МБОУ им. Л.Н.Толстого на 2016-2017 уч. г. (утвержден приказом МБОУ им. Л.Н.Толстого № 296-о от 21.08.2017г .).
• Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (утверждено Приказом МБОУ им.Л.Н.Толстого от 29.08.2014г. №247)
Данная программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе авторской программы по русскому языку для 10 – 11 кл., допущенной Министерством общего и профессионального образования РФ (авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2010)
Выбор программы мотивирован тем, что она:
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Содержание учебного материала соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей. Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Изменений в примерную программу внесено не было.
Курс русского языка 10 класса предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь.
Содержание учебного курса направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю); из них уроков развития речи – 17 (3 сочинения, 1 изложение), контрольных работ – 6 (2 диктанта, 4 контрольных работы), 2 теста.
Формы организации образовательного процесса: урок практическая работа, урок-деловая игра, урок-консультация, урок с групповыми формами работы, урок развития речи, урок-зачет, урок-диалог, урок-семинар.
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
- Личностно-ориентированные технологии обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: проектная деятельность, исследовательская деятельность, применение ИКТ.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Формы контроля:
- индивидуальный;
- групповой;
- фронтальный.
Обучение русскому язык в 10 классе ведётся на базовом уровне, используется учебник: Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. образоват. учреждений / А.И. Власенко, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008.
Содержание программы
Общие сведения о языке. (7 ч.)
Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).
Развитие речи: редактирование и анализ текстов
Знать: о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке; об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка; понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении.
Уметь: составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста; толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
Контроль: устный опрос, проверка письменных работ.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (4ч.)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логического ударения. Роль ударения в стихотворной речи.
Орфоэпические нормы современного русского языка. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств). Выразительные средства фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное искусство.
Фонетический разбор.
Нормативные словари русского языка и справочники.
Развитие речи: орфоэпические нормы
Знать: понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью, ударения в стихотворной речи;
- основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики; морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии;
- порядок фонетического разбора.
Уметь: производить анализ орфографических трудностей;
- видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их;
- комментировать орфограммы, определять принципы написания;
- производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.
Контроль: решение грамматических задач в тестовой форме. Демоверсия: А1, А2, А 11; контрольная работа.
Лексика и фразеология. (8ч.)
Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.
Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Развитие речи: лингвистический и лексический анализ текста.
Знать: лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов;
- русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку;
- активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи;
- о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении;
- строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора.
Уметь: видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи;
- сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей
с грамматическим заданием;
- видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования;
- правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением
и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки.
Контроль: контрольный диктант; тестовая работа по материалам ЕГЭ, часть первая
Морфемика. Словообразование. Орфография. (7 ч.)
Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).
Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и ц, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).
Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.
Морфемный и словообразовательный разбор.
Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.
Развитие речи: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Знать: понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии;
- основные способы словообразования;
- выразительные словообразовательные средства;
Уметь: производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки;
- подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ;
- выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые
с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. Контроль: тестовая работа по материалам ЕГЭ, часть первая.
Морфология и орфография. (22 ч.)
Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.
Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числи тельном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.
Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.
Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.
Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
Развитие речи: Функционально-смысловые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Обучающее изложение текста рассуждения. Изложение текста рассуждения. Сочинение-рассуждение.
Знать: грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи;
- орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания;
Уметь: производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание;
- самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи;
- применять знания на практике;
- владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.
Контроль: контрольный диктант; тест «Самостоятельные части речи»
Речь, функциональные стили речи (11 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль.
Назначение научного стиля, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов, их толкование. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Знать основные требования к речи, что такое текст, типы и стили речи, назначение научного стиля, его признаки и разновидности, лексические и синтаксические особенности.
Уметь определять способы и средства связи между частями текста, уметь анализировать тексты художественного и научного стилей, пользоваться энциклопедиями, словарями и справочниками.
Контроль: итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
Резервные уроки (2 ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | в том числе на: | ||
уроки | контр. работы | развитие речи | |||
1 | Общие сведения о языке | 7 | 6 |
| 1 |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 4 | 3 | 1 |
|
3 | Лексика. Фразеология | 8 | 6 | 1 | 1 |
4 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 16 | 11 | 1 | 4 |
5 | Морфология и орфография | 22 | 20 | 1 | 1 |
6 | Речь, функциональные стили речи | 11 | 1 | 10 | |
7 | Резервный урок | 2 | 2 |
|
|
| Итого | 70 | 55 | 5 | 17 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать
- Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;
- Иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи.
Уметь
- Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объёме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста.
- Составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата;
- Участвовать в диспуте, дискуссии.
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
Литература и средства обучения
- Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. образоват. учреждений / А.И. Власенко, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: ВАКО, 2004.
- Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А., Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, М., 2004.
- Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2004.
- А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.
- Е.Ю. Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
- Единый государственный экзамен Русский язык 2004-2005 гг. Контрольные измерительные материалы. М.:
- Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.
- Шанский Н. М., Махмудов Ш. А., Филологический анализ, С-П., 1999.
- Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете «Первое сентября»
- Библиотечка газеты « Первое сентября»
- Электронные носители:
- Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс
- Репетитор. Тесты по пунктуации
- Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
- Родин И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 10-11 классы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- Уроки русского языка. 5-9 классы» - М.: «Кирилл и Мефодий», 2005.
Словари и справочники:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
- Школьный орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
- Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Наставник»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10 класс. Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
- OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
- Htpp//edu.1september.ru
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
- http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план
№ пп | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план. | факт. | |||
Общие сведения о языке | 7 |
| ||
1 | Роль языка в обществе | 1 | 01.09 | |
2 | Язык и общество. Связь происхождения языка с возникновением человеческого общества. | 1 | 05.09 | |
3 | Язык и культура. Понятие национальной культуры в широком ее значении, отражение в языке. | 1 | 08.09 | |
4 | Язык и история народа. Три периода в истории развития языка. | 1 | 12.09 | |
5 | Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении | 1 | 15.09 | |
6 | Культура речи. Урок-семинар | 1 | 19.09 | |
7 | Р.р. Лингвистический анализ текста. | 1 | 22.09 | |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 4 | |||
8 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | 1 | 26.09 | |
9 | Входная контрольная работа | 1 | 29.10 | |
10 | Фонетический разбор слова. | 1 | 3.10 | |
11 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | 1 | 06.10 | |
Лексика. Фразеология | 8 | |||
12 | Повторение по теме «Лексика». Однозначность и многозначность слов. | 1 | 10.10 | |
13 | Изобразительно-выразительные средства | 1 | 13.10 | |
14 | Омонимы. Паронимы. | 1 | 17.10 | |
15 | Синонимы. Антонимы. Словари | 1 | 20.10 | |
16 | Р.р. Лингвистический анализ поэтического текста. | 1 | 24.10 | |
17 | Тестовая работа по материалам ЕГЭ | 1 | 27.10 | |
18 | Фразеология. Фразеологические единицы, их употребление. | 1 | 31.10 | |
19 | Контрольный диктант по теме: «Лексика и фразеология» | 1 | 03.11 | |
Морфемика и словообразование | 16 | |||
20 | Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. | 1 | 14.11 | |
21 | Словообразование. Словообразовательные модели. | 1 | 17.11 | |
22 | Словообразовательный разбор слова. | 1 | 21.11 | |
23 | Обобщение. Морфемика и словообразование. | 1 | 24.11 | |
24 | Тестовая работа по материалам ЕГЭ | 1 | 28.11 | |
25 | Р.р. Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста. | 1 | 01.12 | |
26 | Р.р. Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста. | 1 | 05.12 | |
27 | Принципы русской орфографии. | 1 | 08.12 | |
28 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередование гласных в корне слова | 1 | 12.12 | |
29 | Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | 15.12 | |
30 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | 19.12 | |
31 | Приставки ПРЕ- и ПРИ- | 1 | 22.12 | |
32 | Р.р. Лингвистический анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С). | 1 | 26.12 | |
33 | Р.р. Написание сочинения-рассуждения | 1 | 29.12 | |
34 | Употребление Ъ и Ь. | 1 | 12.01 | |
35 | Контрольный тестовая работа по материалам ЕГЭ | 1 | 16.01 | |
Морфология и орфография | 22 | |||
36 | Имя существительное как часть речи. Правописание окончаний. | 1 | 19.01 | |
37 | Правописание суффиксов имен существительных | 1 | 23.01 | |
38 | Правописание сложных имен существительных. | 1 | 26.01 | |
39 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 30.01 | |
40 | Правописание суффиксов имен прилагательных. | 1 | 02.02 | |
41 | Имя числительное как часть речи. | 1 | 06.02 | |
42 | Местоимение как часть речи. | 1 | 09.02 | |
43 | Р.р. Лингвистический анализ текста. | 1 | 13.02 | |
44 | Глагол как часть речи. | 1 | 16.02 | |
45 | Правописание глагола | 1 | 20.02 | |
46 | Причастие как глагольная форма. | 1 | 23.02 | |
47 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | 1 | 27.02 | |
48 | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | 2.03 | |
49 | Наречие как часть речи. | 1 | 06.03 | |
50 | Правописание наречий. | 1 | 09.03 | |
51 | Слова категории состояния. | 1 | 13.03 | |
52 | Служебные части речи. Предлог | 1 | 16.03 | |
53 | Союз как служебная часть речи. | 1 | 20.03 | |
54 | Частицы. Правописание частиц. | 1 | 23.03 | |
55 | Частицы НЕ и НИ. Их употребление и значение. | 1 | 06.04 | |
56 | Повторение и обобщение по теме «Морфология» | 1 | 10.04 | |
57 | Контрольный диктант или тестовая работа по теме «Морфология» | 1 | 13.04 | |
Речь, функциональные стили речи | 13 | |||
58 | Р.р. Текст, его строение. | 1 | 17.04 | |
59 | Р.р. Виды преобразования текста (план, тезис, выписки) | 1 | 20.04 | |
60 | Р.р.Типы речи. | 1 | 24.04 | |
61 | Р.р. Речеведческий анализ текста. | 1 | 27.04 | |
62 | Р.р. Функциональные стили речи. | 1 | 04.05 | |
63 | Р.р. Лингвистический анализ текста. | 1 | 08.05 | |
64 | Р.р. Лингвистический анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения часть С1 | 1 | 11.05 | |
65 | Р.р. Научный стиль речи. Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля речи. | 1 | 15.05 | |
66 | Р.р. Лексика научного стиля речи | 1 | 18.05 | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | 22.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 25.05 | |
69 | Резервный урок | 1 | 29.05 |
|
70 | Резервный урок | 1 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Русский язык в 6 классе»
Рабочая программа «Русский язык в 6 классе» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного(общего) образования, а также на основе программы Раз...
Рабочая программа. Русский язык. 5-9 классы.
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Федер...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочий урок русского языка в 9 классе "Реферат"
правила оформления реферата...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
рабочая программа русский язык 10-11 классы
рабочая программа русский язык 10-11 классы...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...