Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Виды подчинительной связи в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок сконструирован для малокомплектного класса. Используются технологии ИКТ, ТРКМ, личностно-ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.
Составила учитель русского языка Носенкова М.В.
Тема: Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Цель: Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении, отработать трудные случаи управления и примыкания.
Технологии: ИКТ, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения, ТРКМ.
Планируемые результаты:
Предметные:
Образовательные: распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания; группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Развивающие: формировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; формировать навыки контроля и самоконтроля.
Личностные: формировать мотивацию к самостоятельному поиску знаний, уметь отстаивать собственную позицию; слушать других, уважать их мнение; договариваться и приходить к общему выводу в совместной деятельности; адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; осуществление логических операций; умение делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Метапредметные: уметь определять тему урока; понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать предстоящую деятельность и планировать пути её решения;
находить причину своих ошибок.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация PowerPoint по теме «Словосочетание», опорный конспект, карточки для составления плана урока, оценочные листы (у каждого учащегося)
№ п/п | Название этапа урока | Цель и задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Этап мотивации | Организовать обучающихся на урок | Создание эмоционального якоря | Готовность к уроку Делятся на пары | Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. Личностные: желание приобретать новые знания, умения |
2 | Проверка домашнего задания. | Формирование умения составлять связное монологическое высказывание на предложенную тему. | Фронтальный опрос по теоретическим понятиям, изученным на предыдущем уроке | Взаимопроверка домашнего задания, устранение обнаруженных пробелов. | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные: уметь проявлять себя. |
Физкультпауза (нейропсихолгическое упражнение) | Установление межполушарных связей в головном мозге | ||||
3 | Создание проблемной ситуации. | Создать ситуацию мотивации к обучению | Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи: Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко - Чем похожи и чем отличаются данные пары слов? | Читают запись, анализируют, делают выводы. Ученики определяют тему – «Словосочетание». Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании». | Познавательные: воспринимать информацию; осуществлять логические операции, делать обобщения, выводы. Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности». Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества |
4 | Целеполагание. Поиск решения проблемы | Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока. | - Предположите, какой цели должны достигнуть на уроке. Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент: (оценочный лист) | Повторяют имеющиеся и формулируют новые знания по теме: «Словосочетание» Составляют план изучения темы: по очереди выбирают карточку и выставляют на «экран» - как образовано слово «словосочетание»? - какие значения имеют словосочетания? - какие словосочетания называются синонимичными? - как произвести синтаксический разбор словосочетания? Систематизация сведений по изучаемой теме с записью. | Познавательные: Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Осуществлять определение типов связей. Логические: выбор основания для сравнения, Предметные: Формирование понятий и организация действий с опорой на алгоритм. Регулятивные: умение составлять план действий Коммуникативные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности. |
5 | Ознакомление с новым материалом | Познакомиться с различными видами подчинительной связи в словосочетаниях. | Презентация по теме урока с комментариями. Представление опорного конспекта | Осуществление записей в тетради по ходу презентации. Сравнение своих записей с опорным конспектом, предложенным учителем. | Предметные: Формирование понятий и организация действий Регулятивные: Уметь выполнять несколько видов деятельности одновременно Логические: Выбор главного в потоке информации для записи в тетради. |
Актуализация знаний Смена видов деятельности (работа у доски) | Методическая: включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, 2.Образовательная: Формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании» Повторение знаний по орфографии и пунктуации. | Продолжение презентации по теме: 1. Работа с трудными случаями управления. Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с построением и поиском в тексте словосочетаний со связью управление. Словарный диктант. 2.Работа с трудными случаями примыкания. Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с построением и поиском в тексте словосочетаний со связью примыкание | Работа с учебником, чтение правила. Дополнение записей в тетради. Работа у доски с предложением (с пропущенными знаками препинания и буквами) с целью научиться вычленять из него словосочетания со связью примыкание, определять, какой частью речи выражено зависимое слово. Проверяют работы друг у друга. Конструирование словосочетаний со связью управление с последующей взаимопроверкой по образцу, предложенному учителем Конструирование предложений с целью научиться верно употреблять форму зависимого слова при управлении | Предметные: Формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности, Регулятивные: формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам, Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | |
7 | Первичная проверка понимания | Дать оценку работы одноклассника и своей. Выявить причины затруднения | Разъяснение вариантов выполнения задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении | Воспроизведение новых знаний по опорному конспекту. Выполнение задания. Оценка работ | Регулятивные: --адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Прогнозирование. Личностные: формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. |
8 | Применение знаний обучающимися. | Повторение посредством выполнения индивидуальных заданий. Объективное оценивание выполненных заданий. | Объясняет (организует повторение) Выполняет роль эксперта и консультанта. | 1.Работают в группах, составляя лингвистический текст с характеристикой определенного словосочетания 2.Выполняют упражнение учебника. 3. Составление кластера «Виды подчинительной связи в словосочетании». | Познавательные: извлекать нужную информацию для построения связного текста на лингвистическую тему; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли Личностные: осознание себя как индивидуальности и члена общества. Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. |
9 | Рефлексия. Этап подведения итогов | Обобщить проделанную работу | Оценивание и комментиро-вание индивидуальных достижений и затруднений учащихся. | Выбирают «Свою оценку» работы на уроке. Повторная работа с оценочными листами. Продолжить предложения У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. |
9 | Домашнее задание | 1.Организационно-методическая: проектирование способов и форм индивидуально-личностной деятельности | Опорный конспект. Предварительно - по учебнику. Возможны индивидуальные задания повышенной сложности (по результатам урока) | Оценка работы класса. | Коммуникативные УУД: обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы. Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
Список литературы:
- Учебник «Русский язык» Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. – М., Просвещение, 2014г
- Егорова Н. В., Горшкова В. Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. –М.: ВАКО, 2014
- Материал для дополнительной и самостоятельной работы по русскому языку для учащихся 8 класса.- Волгоград, «Учитель», 2003
- Русский язык. 6-8 классы. Составитель Цой Н. С. – Волгоград «Экстремум», 2004
- СД – диск «Русский язык. Поурочные планы. 7-9 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"
Технологическая карта урока, презентация урока по теме "Однородные члены предложения и обобщающее слово при них"...
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.
В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....
Технологическая карта урока русского языка для 6 класса Тема: «Сложное предложение»
Технологическая карта урока русского языка для 6 классаТема: «Сложное предложение» ...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).
Этот урок открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает новые термины: согласование, управление...