Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Виды подчинительной связи в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Носенкова Маргарита Вячеславна

Урок сконструирован для малокомплектного класса. Используются технологии ИКТ, ТРКМ, личностно-ориентированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Васильевская основная общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе. 

Составила учитель русского языка Носенкова М.В.

Тема: Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

Тип урока: урок усвоения  новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

Цель: Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении, отработать трудные случаи управления и примыкания.

Технологии: ИКТ,  индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения, ТРКМ.

Планируемые результаты:

Предметные:

Образовательные: распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания; группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Развивающие: формировать   лингвистическую и коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; формировать навыки контроля и самоконтроля.

Личностные: формировать  мотивацию к самостоятельному поиску знаний, уметь отстаивать собственную позицию;  слушать других, уважать их мнение;  договариваться и приходить к общему выводу в совместной деятельности; адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; осуществление логических операций;  умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 Метапредметные: уметь определять тему урока; понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать предстоящую деятельность и планировать пути её решения;

 находить  причину своих ошибок.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация PowerPoint по теме «Словосочетание», опорный конспект, карточки для составления плана урока,  оценочные листы (у каждого учащегося)

                    № п/п

Название этапа урока

Цель и задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Этап мотивации

Организовать обучающихся на урок

Создание эмоционального якоря

Готовность к уроку

Делятся на пары  

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения

2

Проверка домашнего задания.

Формирование  умения составлять связное монологическое высказывание на предложенную тему.

Фронтальный опрос по теоретическим понятиям, изученным на предыдущем уроке

 Взаимопроверка домашнего задания, устранение обнаруженных пробелов.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: уметь проявлять себя.

Физкультпауза (нейропсихолгическое упражнение)

Установление межполушарных связей в головном мозге

3

Создание проблемной ситуации.

Создать  ситуацию мотивации к обучению

Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи: Крепкое рукопожатие,

взять за руку, держать крепко                                                       - Чем похожи и чем отличаются данные пары слов?
 

Читают запись, анализируют, делают выводы.

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».

Познавательные: воспринимать информацию;

осуществлять логические операции, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные:

участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества

4

Целеполагание.

Поиск решения проблемы

Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

- Предположите, какой  цели должны достигнуть на уроке.

Оцените свои знания и умения по теме  «Словосочетание» на данный момент: (оценочный лист)

Повторяют  имеющиеся и формулируют новые знания по теме:  «Словосочетание»  

Составляют план изучения темы:  по очереди выбирают карточку и выставляют на «экран»

- как образовано слово «словосочетание»?

-  какие значения имеют словосочетания?

-  какие словосочетания называются синонимичными?

- как произвести синтаксический разбор словосочетания?

Систематизация сведений по изучаемой теме с записью.

Познавательные:  Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц:

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Осуществлять определение типов связей.

Логические: выбор основания для сравнения,

Предметные: Формирование понятий и

организация  действий  с опорой на алгоритм.

Регулятивные: умение составлять план действий

Коммуникативные:

реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности.

5

Ознакомление с новым материалом

Познакомиться с различными видами подчинительной связи в словосочетаниях.

Презентация по теме урока с комментариями.

Представление опорного конспекта

Осуществление записей в тетради по ходу презентации.

Сравнение своих записей с опорным конспектом, предложенным учителем.

Предметные: Формирование понятий и

организация  действий  

Регулятивные: Уметь выполнять несколько видов деятельности одновременно

Логические: Выбор главного в потоке информации для записи в тетради.

Актуализация знаний

Смена видов деятельности (работа у доски)

Методическая: включать учащихся в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами,

2.Образовательная:

Формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании»

Повторение знаний по орфографии и пунктуации.

Продолжение презентации по теме:

1. Работа с трудными случаями управления.

Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с построением и поиском в тексте словосочетаний со связью управление.

Словарный диктант.

2.Работа с трудными случаями примыкания.

Практические советы учителя по выполнению заданий, связанных с построением и поиском в тексте словосочетаний со связью примыкание  

Работа с учебником, чтение правила.  Дополнение записей в тетради.

Работа у доски с предложением (с пропущенными знаками препинания и буквами) с целью научиться вычленять из него словосочетания со связью примыкание, определять, какой частью речи выражено зависимое слово.

Проверяют работы друг у друга. Конструирование словосочетаний со связью управление с последующей взаимопроверкой по образцу, предложенному учителем Конструирование предложений с целью научиться верно употреблять форму зависимого слова при управлении  

Предметные: Формирование навыков работы по предложенным  учителем памяткам и алгоритмам деятельности,

Регулятивные: формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам,

Личностные: уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

7

Первичная проверка понимания

Дать оценку работы одноклассника и своей.

Выявить причины затруднения

Разъяснение вариантов выполнения задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении

Воспроизведение новых знаний по опорному конспекту. Выполнение задания. Оценка работ

Регулятивные:

--адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Прогнозирование.

Личностные:

формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

8

Применение знаний обучающимися.

Повторение посредством выполнения индивидуальных заданий.

Объективное оценивание выполненных заданий.

Объясняет (организует повторение)

Выполняет роль эксперта и консультанта.

1.Работают в группах, составляя лингвистический текст с характеристикой определенного словосочетания

2.Выполняют упражнение учебника.

3. Составление кластера «Виды подчинительной связи в словосочетании».

Познавательные: извлекать нужную информацию для построения связного текста на лингвистическую тему; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения,  выводы.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли

Личностные: осознание себя как индивидуальности и члена общества.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

9

Рефлексия.

Этап подведения итогов

Обобщить проделанную работу

Оценивание и комментиро-вание индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Выбирают «Свою оценку» работы на уроке. Повторная работа с оценочными листами. Продолжить предложения

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

9

Домашнее задание

1.Организационно-методическая:

проектирование способов и форм индивидуально-личностной деятельности

Опорный конспект. Предварительно - по учебнику. Возможны индивидуальные задания повышенной сложности (по результатам урока)

Оценка работы класса.

Коммуникативные УУД: обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Список литературы:

  1. Учебник «Русский язык» Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.  – М., Просвещение, 2014г
  2. Егорова Н. В., Горшкова В. Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. –М.: ВАКО, 2014
  3. Материал для дополнительной и самостоятельной работы по русскому языку для учащихся 8 класса.- Волгоград, «Учитель», 2003
  4. Русский язык. 6-8 классы. Составитель Цой Н. С. – Волгоград «Экстремум», 2004
  5. СД – диск «Русский язык. Поурочные планы. 7-9 классы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"

Технологическая карта урока, презентация урока по теме "Однородные члены предложения и обобщающее слово при них"...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения с обобщающим словом при однородных членах" ФГОС.

В данном сценарии прописаны все этапы урока, деятельность учителя, учеников, УУД....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе:  «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....

Технологическая карта урока русского языка для 6 класса Тема: «Сложное предложение»

Технологическая карта урока русского языка для 6 классаТема: «Сложное предложение»                              ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...