Программа "Обучение сочинениям разных жанров"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Программа рассчитана на 2 года, является хорошим подспорьем для подготовки старшеклассников к экзаменам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogramma_obuchenie_sochineniyam_raznyh_zhanrov.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

 Данная программа предназначена учителю-словеснику.

 Программа рассчитана на два года обучения:

10 класс – сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-повествования (повторение и закрепление), газетные жанры (информационные разновидности);

11 класс – газетные жанры (неинформационные жанры), жанры литературной критики и интервью.

Программа строится на чередовании теоретического и практического материалов (по усмотрению учителя).

Цель: развитие письменной речи старшеклассников через обучение сочинениям разных жанров.

Задачи:

  • привить учащимся потребность в публицистических выступлениях (устных и письменных) и дать необходимые для этого навыки;
  • вооружить учащихся навыками устной  и письменной речи для активной творческой деятельности;
  • учить старшеклассников редактировать написанное;
  • отрабатывать приобретённые навыки по культуре и стилистике речи;
  • подготовить учащихся для сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе (часть С).

 Большая  часть программы посвящена публицистическим сочинениям и сочинениям в газетных жанрах.

                Особое внимание в программе обращается на вопросы взаимосвязи жанра и стиля публицистического сочинения.

               К программе прилагается календарно-тематическое планирование элективного курса с разбивкой часов, темами, целями уроков, а также мониторингом, материалом для повторения и основными понятиями.  

Программа элективного курса

ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

10 класс

Введение. Общие теоретические вопросы написания сочинения (2 часа)

Сочинение-рассуждение (3 часа)

Сочинение-описание (3 часа)

Сочинение-повествование (3 часа)

Редактирование сочинений. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного (2 часа)

 Газетные жанры, их особенности (2 часа)

Разновидности информационных жанров. Хроника (4 часа)

Репортаж (4 часа)

Информационная заметка. Заметка дискуссионного характера. Заметка с выводами и предложениями (4 часа)

Интервью. Интервью-рассказ. Интервью-беседа. Интервью-зарисовка (4 часа)

Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного (2 часа)

11 класс

Повторение изученного в 10 классе (2 часа)

Разновидности аналитических жанров. Статья (4 часа)

Очерк путевой, проблемный, портретный (4 часа)

Фельетон (4 часа)

Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного (2 часа)

Жанры литературной критики. Рецензия (4 часа)

Эссе (4 часа)

Отзыв о книге, кинофильме, спектакле, картине и т.д. (4 часа)

Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного.

Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного (4 часа)

Календарно- тематическое планирование

Дата

Тип урока

              Тема, цели урока

Основные понятия

Мониторинг

Повторение

Литература

Домашнее задание

10 класс

1,

2.

Практикум

Введение. Общие теоретические вопросы написания сочинения.

Вспомнить и закрепить знания о стилях и типах речи, о строении (композиции) сочинений.

Закрепление теоретических сведений

3,

4,

5.

Практикум. Урок развития речи.

Сочинение-рассуждение.

Вспомнить основные этапы написания сочинения, его основные ранее изученные виды; отличия рассуждения от повествования и описания. Знать как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его написанию.

Сочинение-рассуждение

Рассуждение

Сочинение-рассуждение

6,

7, 8.

Практикум. Урок развития речи.

Сочинение-описание.

Знать композицию описания и наиболее характерные её элементы.

Закрепление знаний о структуре написания сочинения-описания.

Сочинение-описание

Описание

Сочинение-описание

9, 10, 11.

Практикум. Урок развития речи.

Сочинение-повествование.

Работа с текстами повествовательного типа и их основными композиционными особенностями.

Закрепление знаний о структуре написания сочинения-повествования

.

Сочинение-повествование.

Повествование.

Сочинение-повествование.

12,

13.

Урок закрепления знаний

Редактирование сочинений. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного.

Работа по логике изложения тем, глубине содержания, соблюдению жанровых особенностей и словоупотребления. Закрепление теоретического материала.

Н.Р. Бершадская «Литературное творчество учащихся в школе», М. «Просвещение», 1986

14,

15.

Практикум. Урок развития речи.

Газетные жанры, их особенности.

Отличать информационные жанры от других; учить различать тексты информационных жанров.

Информация в

газете

   

   

О.В. Марысева, РЯШ №2, 1996 г.

16,

17, 18, 19.

Практикум. Урок развития речи.

Разновидности информационных жанров.

Хроника.

Различать разновидности информационных жанров; создавать хронику на самостоятельно выбранную тему.

. Хроника.

Информационная заметка. Хроника. Репортаж.

А.М. Гринина-Земскова «Сочинения в газетных жанрах», М., «Просвещение»,1977 г.

Информационная заметка. Хроника. Репортаж (на выбор).

20,

21,

22,

23.

Практикум. Урок развития речи.

Репортаж.

Обучить умению писать репортажи, различать виды репортажа.

Репортаж.

Репортаж

24,

25, 26, 27.

Практикум. Урок развития речи.

Информационная заметка. Заметка дискуссионного характера. Заметка с выводами и предложениями.

Создавать информационную, дискуссионную и  заметку с выводами и предложениями, знать их отличия от других жанров.

Информационная заметка, заметка дискуссионного характера, заметка с выводами и предложениями

Информационная заметка

28,

29, 30, 31.

Практикум. Урок развития речи.

Интервью. Интервью-рассказ. Интервью-беседа. Интервью-зарисовка.

Познакомить с разновидностями интервью, с процессом подготовки интервью. Учить умению писать интервью разных видов.

Разновидность интервью

33, 34.

Урок закрепления знаний

Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного.

Работа по логике изложения работ, глубине содержания, соблюдению жанровых особенностей и словоупотребления. Закрепление теоретического материала.

Повторение изученного, редактирование написанного

11 класс

1,

2.

Урок  повторения  и закрепления знаний

Повторение изученного в 10 классе

Повторить и закрепить знания учащихся по информационным жанрам и другим видам сочинений.

Повторение изученного

3,

4,

5,

6.

Практикум. Урок развития речи.

Разновидности аналитических жанров. 

Статья.

Знать понятие «аналитические жанры» и его отличие от других жанров; учить писать статьи.

 Очерк.

 Очерк.

Статья. Очерк (на выбор).

7,

8, 9, 10.

Практикум. Урок развития речи.

Очерк путевой, проблемный, портретный.

Знакомство с написанием очерков и их разновидностями. Учить писать очерки.

Статья.

Статья.

Очерк

11,

12,

13,

14.

Практикум. Урок развития речи.

Фельетон.

Знакомство с данным  газетно-журнальным жанром и с созданием  фельетонов, знать композиционные особенности. Отработка умений писать фельетон.

Фельетон.

Фельетон.

Сатира. Гротеск. Гипербола.

Фельетон.

15,

16.

Урок закрепления знаний

Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного.

Работа по логике изложения работ, глубине содержания, соблюдению жанровых особенностей и словоупотребления. Закрепление теоретического материала.

Повторение теоретических сведений, редактирование написанного

17,

18,

19,

20.

Практикум. Урок развития речи.

Жанры литературной критики.

Рецензия.  

Обучить умению давать оценку текста, знакомство с планом рецензии.

Рецензия.

Рецензия.

Рецензия.

21,

22,

23,

24.

Практикум. Урок развития речи.

Эссе.

Знакомство с данным жанром и его особенностями. Учить писать прозаический этюд (эссе).

 Эссе.

 Эссе.

Эссе

25,

26,

27,

28.

Практикум. Урок развития речи.

Отзыв о книге, кинофильме, спектакле, картине и т.д.

Учить умению писать отзыв, знакомство с планом отзыва. Отработка умений писать отзыв. 

Отзыв

29,

30,

31,

32.

Урок закрепления знаний

Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного.

Работа по логике изложения работ, глубине содержания, соблюдению жанровых особенностей и словоупотребления. Закрепление теоретического материала.

Повторение теоретических сведений, редактирование написанного

33,

34.

Резервные уроки.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Обучение сочинениям разных жанров

Презентация содержит опыт работы по развитию речи...

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

Сочинения разных жанров (5 - 8 классы)

К сожалению, на уроках русского языка у учителя не хватает времени на развитие творческих способностей детей. Как выйти из этой ситуации? Я предлагаю одаренным детям индивидуальные задания, остальные ...

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

Презентация "Сочинения разных жанров"

Презентация к уроку "Сочинения разных жанров". Презентация помогает  при изучении темы "Публицистический стиль речи"...