Программа "Обучение сочинениям разных жанров"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Программа рассчитана на 2 года, является хорошим подспорьем для подготовки старшеклассников к экзаменам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа предназначена учителю-словеснику.
Программа рассчитана на два года обучения:
10 класс – сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-повествования (повторение и закрепление), газетные жанры (информационные разновидности);
11 класс – газетные жанры (неинформационные жанры), жанры литературной критики и интервью.
Программа строится на чередовании теоретического и практического материалов (по усмотрению учителя).
Цель: развитие письменной речи старшеклассников через обучение сочинениям разных жанров.
Задачи:
- привить учащимся потребность в публицистических выступлениях (устных и письменных) и дать необходимые для этого навыки;
- вооружить учащихся навыками устной и письменной речи для активной творческой деятельности;
- учить старшеклассников редактировать написанное;
- отрабатывать приобретённые навыки по культуре и стилистике речи;
- подготовить учащихся для сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе (часть С).
Большая часть программы посвящена публицистическим сочинениям и сочинениям в газетных жанрах.
Особое внимание в программе обращается на вопросы взаимосвязи жанра и стиля публицистического сочинения.
К программе прилагается календарно-тематическое планирование элективного курса с разбивкой часов, темами, целями уроков, а также мониторингом, материалом для повторения и основными понятиями.
Программа элективного курса
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
10 класс
Введение. Общие теоретические вопросы написания сочинения (2 часа)
Сочинение-рассуждение (3 часа)
Сочинение-описание (3 часа)
Сочинение-повествование (3 часа)
Редактирование сочинений. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного (2 часа)
Газетные жанры, их особенности (2 часа)
Разновидности информационных жанров. Хроника (4 часа)
Репортаж (4 часа)
Информационная заметка. Заметка дискуссионного характера. Заметка с выводами и предложениями (4 часа)
Интервью. Интервью-рассказ. Интервью-беседа. Интервью-зарисовка (4 часа)
Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного (2 часа)
11 класс
Повторение изученного в 10 классе (2 часа)
Разновидности аналитических жанров. Статья (4 часа)
Очерк путевой, проблемный, портретный (4 часа)
Фельетон (4 часа)
Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного (2 часа)
Жанры литературной критики. Рецензия (4 часа)
Эссе (4 часа)
Отзыв о книге, кинофильме, спектакле, картине и т.д. (4 часа)
Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного.
Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного (4 часа)
Календарно- тематическое планирование
№ | Дата | Тип урока | Тема, цели урока | Основные понятия | Мониторинг | Повторение | Литература | Домашнее задание |
10 класс | ||||||||
1, 2. | Практикум | Введение. Общие теоретические вопросы написания сочинения. Вспомнить и закрепить знания о стилях и типах речи, о строении (композиции) сочинений. | Закрепление теоретических сведений | |||||
3, 4, 5. | Практикум. Урок развития речи. | Сочинение-рассуждение. Вспомнить основные этапы написания сочинения, его основные ранее изученные виды; отличия рассуждения от повествования и описания. Знать как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его написанию. | Сочинение-рассуждение | Рассуждение | Сочинение-рассуждение | |||
6, 7, 8. | Практикум. Урок развития речи. | Сочинение-описание. Знать композицию описания и наиболее характерные её элементы. Закрепление знаний о структуре написания сочинения-описания. | Сочинение-описание | Описание | Сочинение-описание | |||
9, 10, 11. | Практикум. Урок развития речи. | Сочинение-повествование. Работа с текстами повествовательного типа и их основными композиционными особенностями. Закрепление знаний о структуре написания сочинения-повествования . | Сочинение-повествование. | Повествование. | Сочинение-повествование. | |||
12, 13. | Урок закрепления знаний | Редактирование сочинений. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного. Работа по логике изложения тем, глубине содержания, соблюдению жанровых особенностей и словоупотребления. Закрепление теоретического материала. | Н.Р. Бершадская «Литературное творчество учащихся в школе», М. «Просвещение», 1986 | |||||
14, 15. | Практикум. Урок развития речи. | Газетные жанры, их особенности. Отличать информационные жанры от других; учить различать тексты информационных жанров. | Информация в газете
|
| О.В. Марысева, РЯШ №2, 1996 г. | |||
16, 17, 18, 19. | Практикум. Урок развития речи. | Разновидности информационных жанров. Хроника. Различать разновидности информационных жанров; создавать хронику на самостоятельно выбранную тему. | . Хроника. | Информационная заметка. Хроника. Репортаж. | А.М. Гринина-Земскова «Сочинения в газетных жанрах», М., «Просвещение»,1977 г. | Информационная заметка. Хроника. Репортаж (на выбор). | ||
20, 21, 22, 23. | Практикум. Урок развития речи. | Репортаж. Обучить умению писать репортажи, различать виды репортажа. | Репортаж. | Репортаж | ||||
24, 25, 26, 27. | Практикум. Урок развития речи. | Информационная заметка. Заметка дискуссионного характера. Заметка с выводами и предложениями. Создавать информационную, дискуссионную и заметку с выводами и предложениями, знать их отличия от других жанров. | Информационная заметка, заметка дискуссионного характера, заметка с выводами и предложениями | Информационная заметка | ||||
28, 29, 30, 31. | Практикум. Урок развития речи. | Интервью. Интервью-рассказ. Интервью-беседа. Интервью-зарисовка. Познакомить с разновидностями интервью, с процессом подготовки интервью. Учить умению писать интервью разных видов. | Разновидность интервью | |||||
33, 34. | Урок закрепления знаний | Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного. Работа по логике изложения работ, глубине содержания, соблюдению жанровых особенностей и словоупотребления. Закрепление теоретического материала. | Повторение изученного, редактирование написанного | |||||
11 класс | ||||||||
1, 2. | Урок повторения и закрепления знаний | Повторение изученного в 10 классе Повторить и закрепить знания учащихся по информационным жанрам и другим видам сочинений. | Повторение изученного | |||||
3, 4, 5, 6. | Практикум. Урок развития речи. | Разновидности аналитических жанров. Статья. Знать понятие «аналитические жанры» и его отличие от других жанров; учить писать статьи. | Очерк. | Очерк. | Статья. Очерк (на выбор). | |||
7, 8, 9, 10. | Практикум. Урок развития речи. | Очерк путевой, проблемный, портретный. Знакомство с написанием очерков и их разновидностями. Учить писать очерки. | Статья. | Статья. | Очерк | |||
11, 12, 13, 14. | Практикум. Урок развития речи. | Фельетон. Знакомство с данным газетно-журнальным жанром и с созданием фельетонов, знать композиционные особенности. Отработка умений писать фельетон. | Фельетон. | Фельетон. | Сатира. Гротеск. Гипербола. | Фельетон. | ||
15, 16. | Урок закрепления знаний | Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного. Работа по логике изложения работ, глубине содержания, соблюдению жанровых особенностей и словоупотребления. Закрепление теоретического материала. | Повторение теоретических сведений, редактирование написанного | |||||
17, 18, 19, 20. | Практикум. Урок развития речи. | Жанры литературной критики. Рецензия. Обучить умению давать оценку текста, знакомство с планом рецензии. | Рецензия. | Рецензия. | Рецензия. | |||
21, 22, 23, 24. | Практикум. Урок развития речи. | Эссе. Знакомство с данным жанром и его особенностями. Учить писать прозаический этюд (эссе). | Эссе. | Эссе. | Эссе | |||
25, 26, 27, 28. | Практикум. Урок развития речи. | Отзыв о книге, кинофильме, спектакле, картине и т.д. Учить умению писать отзыв, знакомство с планом отзыва. Отработка умений писать отзыв. | Отзыв | |||||
29, 30, 31, 32. | Урок закрепления знаний | Редактирование написанного. Работа по стилистике и культуре речи. Повторение изученного. Работа по логике изложения работ, глубине содержания, соблюдению жанровых особенностей и словоупотребления. Закрепление теоретического материала. | Повторение теоретических сведений, редактирование написанного | |||||
33, 34. | Резервные уроки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56652.jpg)
Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"
Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....
Сочинения разных жанров (5 - 8 классы)
К сожалению, на уроках русского языка у учителя не хватает времени на развитие творческих способностей детей. Как выйти из этой ситуации? Я предлагаю одаренным детям индивидуальные задания, остальные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/08/picture-83775.jpg)
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-145296-1353752304.jpg)
Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложе...
Презентация "Сочинения разных жанров"
Презентация к уроку "Сочинения разных жанров". Презентация помогает при изучении темы "Публицистический стиль речи"...