Требования к деятельности педагога в условиях ФГОС
статья по русскому языку

Переход на новый стандарт школьного образования – это крупный инновационный проект в системе школьного образования РФ. От педагога  требуется проектирование и организация образовательного процесса в школе на основе системно-деятельностного подхода, направленность на получение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, реализация интегративного подхода к урочной и внеурочной деятельности, решение задач воспитания и социализации образовательными средствами.перед педагогом современной школы стоят сложные задачи:переход от фронтальной формы обучения к организации парной, групповой и индивидуальной работы,доразвитие профессиональных компетенций и принципиально новой дидактической культуры, готовности к инновациям,педагогу необходимо уметь проектировать образовательный процесс с ориентаций на новое содержание и результаты образования и заниматься самооброзованием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_deyatelnosti_pedagoga_v_usloviyah_fgos.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к деятельности педагога в условиях ФГОС

Методические рекомендации для педагогов

        Переход на новый стандарт школьного образования – это крупный инновационный проект в системе школьного образования РФ. От педагога как основного субъекта реализации ФГОС школьного образования требуется проектирование и организация образовательного процесса в школе на основе системно-деятельностного подхода, направленность на получение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, реализация интегративного подхода к урочной и внеурочной деятельности, решение задач воспитания и социализации образовательными средствами.

        Переход к ФГОС – не простой процесс для всех работников образовательных организаций, которым необходимо в корне пересматривать и менять свою деятельность.

Какие задачи стоят перед педагогом современной школы?

Во-первых, это принятие новой идеологии ФГОС, предусматривающей переход от фронтальной формы обучения к организации парной, групповой и индивидуальной работы, к технологии поддержки и сопровождения школьников, к проведению коррекционной работы.  

Во-вторых, это требует доразвития профессиональных компетенций и принципиально новой дидактической культуры, готовности к инновациям. Инновационный потенциал педагога понимается как способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества. Педагогу необходимо осознать свой уровень некомпетентности и сформулировать, какие навыки и компетенции необходимо сформировать, каким опытом необходимо овладеть. Таким образом педагог проектирует свою познавательную или образовательную деятельность, индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития. Овладев необходимыми компетенциями, педагогический работник способен решать профессиональные и личностные задачи на основе новых компетенций и нового опыта, что требует высокого уровня рефлексии и осознанности. Итогом всей работы по овладению новыми компетенциями педагогом становится использование новых компетенций на уровне привычной деятельности, т.е. неосознанно.

В-третьих, педагогу необходимо уметь проектировать образовательный процесс с ориентаций на новое содержание и результаты образования.

Отдельно нужно остановиться на самообразовании и самосовершенствовании педагога  как неотъемлемой профессиональной функция учителя, как условию для его профессионального роста, а значит, и условию успешности его воспитанников.

Самообразование педагога выражается  в целенаправленной и профессионально значимой познавательной деятельности, регулируемой самим педагогом.

Самообразование как процесс состоит из нескольких этапов:

- выбор направления и темы самообразования;

- формулирование цели и задач самообразования;

- определение круга источников информации;

- выбор формы самообразования;

- составление плана самообразования;

- определение формы результата самообразования;

-анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Существуют определенные условия для формирования профессионального совершенствования. Среди них находятся мотивы преодоления профессиональных затруднений и мотивы успеха. Мотивы профессионального признания и карьерные мотивы.

Начальным этапом самообразования является выбор направления, по которому будет проходить процесс самосовершенствования учителя. Направления самообразования педагога  могут быть следующими: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения); правовое;

эстетическое (гуманитарное); информационно-компьютерные технологии и др.

Наиболее часто используемые формы организации самообразования:

- курсовая подготовка в институтах повышения квалификации;

- получение второго высшего образования или второй специальности;

- дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы;

- индивидуальная работа по самообразованию;

- сетевые педагогические сообщества.

Новой формой организации самообразования учителей являются

сетевые педагогические сообщества –  интернет-ресурсы, которые созданы для общения педагогов различных регионов страны. Главными целями сетевого сообщества могут быть следующие: создание единого информационного пространства; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; обмен опытом, поддержка и сотрудничество; повышение профессионального уровня; распространение успешных педагогических практик; инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; поддержка новых образовательных инициатив.

Перед педагогами сетевые сообщества открывают такие возможности,

как

- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;  

- дистанционное обучение;

- возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;

- освоение информационных концепций, знаний и навыков;

- создание собственных электронных страниц (портфолио);

- возможности общения (форум, чат, комментарии);

-  участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях.

        Сетевые педагогические сообщества помогут начинающему педагогу пополнить и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж. «Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью».[1]

        На сайтах сетевых сообществ можно разместить свои файлы и пользоваться доступными документами  в библиотеке сообщества. Можно продемонстрировать свой опыт и повысить свой уровень педагогического мастерства с помощью уже размещенных другими педагогами материалов.

«Сетевые сообщества предлагают новые формы коммуникации, которые позволяют делиться опытом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, наблюдать положительный опыт других педагогов на виртуальных мастер-классах, повышать свой квалификационный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве.

Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога».[2]

        Назовем некоторые сетевые сообщества педагогов, которые могут быть использованы для повышения квалификации учителей:  

-Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=272854),

-  Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/),

- Открытый класс (http://www.openclass.ru/),

- ProШколу.ru (http://www.proshkolu.ru/user/elengusarova/).

        Выбор формы самообразования остается за учителем, который будет учитывать доступность той или иной формы,  ее эффективность для каждого конкретного педагога. Учитывается также опыт работы и профессиональная компетентность каждого учителя.

Результатом самообразования педагога является совершенствование педагогической деятельности, рост профессионального мастерства. Результаты самообразования могут быть следующие:

- повышение качества преподавания предмета, которое определяется посредством статистических показателей, результатов психологических исследований, подтверждающих эффективность преподавания методики;

- разработка и публикация  методических пособий, программ, исследований, дидактических материалов, тестов, средств наглядности, статей и др.;

- внедрение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания;

- доклады, выступления на методических совещаниях, семинарах и т.п.;

- проведение открытых занятий, тренингов и мастер-классов, конференций по новаторским методикам;

- выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

По завершении работы необходимо написать отчёт, который будет состоять из подведения итогов проделанной работы, обобщения и систематизации опыта и перечня рекомендаций для других педагогов.

В.А. Сластёнин неоднократно подчеркивает мысль о том, что труд педагога требует от него высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания. [3]


[1] Иванова Т.Б. Влияние разнообразных форм самостоятельной работы на повышение профессионального уровня педагога. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ds0003.kokshetau.akmoedu.kz/article/view/8bd6379fed6d2def99b93b8e9a6d2a72.html Дата обращения: 24.07.2018.

[2] Затолокина М.А. Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633962/ Дата обращения: 24.07.2018.

[3] Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС

В презентации отражены ключевые аспекты создания психологически безопасной, творческой среды для развития, обучения детей в школе....

Статья: Роль и задачи деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС

В данной статье говорится о  инновационном характере ФГОС, дается определение урока метрами советской педагогики, современным учителем, учениками, формулируется определение урока по ФГОС, приводи...

Статья: Роль и задачи деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС

В данной статье говорится о  инновационном характере ФГОС, дается определение урока метрами советской педагогики, современным учителем, учениками, формулируется определение урока по ФГОС, приводи...

Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)

Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...

Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)

Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главно...

Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...