Педагогический проект "Приемы и формы работы по достижению предметных результатов обучающимися по разделам "Текст", "Речеведение"
проект (9, 10, 11 класс)

Пыхтина Н.В.

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся - одна из главных задач образования, которая решается в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Поэтому актуальным остается вопрос изучения методов и приемов активизации и обогащения словаря, формирование грамматического строя речи учащихся. В данном случае наиболее эффективным способом являются упражнения, направленные на формирование умения находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать ее, интерпретировать и оценивать прочитанное, грамотно излагать мысли в устной и письменной формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_2023_pyhtina_n.v.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

 «Курский институт развития образования»

(ОГБУ ДПО КИРО)

Кафедра социально-гуманитарного образования

Педагогический проект

«Приемы и формы работы по достижению предметных результатов обучающимися

по разделам «Текст», «Речеведение»

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Богатыревская СОШ»

Горшеченского района Курской области

Пыхтина Наталия Викторовна

Курск, 2023

Пояснительная записка

          Чтобы  в полной мере участвовать в жизни современного общества, человек должен быть коммуникабельным: уметь решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Для этого необходимо владеть нормами литературного языка, уметь свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. В связи с этим, формирование коммуникативной компетенции обучающихся - одна из главных задач образования, которая решается в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Поэтому актуальным остается вопрос изучения методов и приемов обогащения и активизации словаря, формирование грамматического строя речи учащихся, связной речи. Все это определяет важность достижения предметных результатов на уроках русского языка при изучении разделов «Текст» и «Речеведение».

 В данном случае наиболее эффективным способом  являются упражнения, направленные на формирование у учащихся умений находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, интерпретировать и оценивать прочитанное, грамотно излагать мысли в устной и письменной формах.

Наряду с этим  следует отметить, что выпускники школ часто испытывают затруднения в написании сочинения, так как не справляются с задачей вычленения проблемы текста, допускают фактические ошибки, искажают позицию автора. Чтобы обеспечить работу над сочинением, надо научиться понимать тексты: извлекать информацию, правильно вычленять и понимать сигналы, оставленные в тексте автором и передающие оттенки смысла, правильно толковать слова в прямом и переносном значении, осмысливать  цель использования автором всех языковых средств, - одним словом, постигать авторский замысел. Это задача непростая, но без её решения не может быть и речи о полноценной подготовке к экзаменам по русскому языку.

Цель  проекта заключается в разработке эффективных заданий, направленных на достижение обучающимися предметных результатов в процессе работы с текстом.

В связи с заданной целью в работе над проектом определены следующие задачи:

- на основе небольших по объему текстов разработать задания,  позволяющие обучающемуся определять место, где содержится искомая информация; находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах текста; определять наличие или отсутствие информации;

-понимать смысловую структуру текста, значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями;

-оценивать содержание текста или его элементов относительно целей автора, оценивать полноту, достоверность информации; обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;

-использовать информацию из текста для решения практических задач.

        Материалы данного проекта могут быть использованы учителем с целью работы, направленной на достижение предметных результатов в рамках заявленных тем, а также  для   диагностики уровня читательской грамотности обучающихся  при подготовке к экзамену по русскому языку.

I. Классификация методов и приемов обучения в современной дидактике

В настоящее время существует большое количество разнообразных исследований, направленных на изучение методов обучения. Важно отметить, что наряду с современными используются методы обучения, которые были разработаны еще в средневековых университетах. Данные методы входят в методический арсенал ВУЗов наравне с современными.

Наиболее распространенными являются традиционная классификация и классификация методов по характеру познавательной деятельности. Согласно традиционной классификации выделяют следующие методы:

- словесные (источником знания является устное или печатное слово; рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, лекция, собеседование);

- наглядные (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия; метод иллюстраций и метод демонстраций);

- практические (основаны на практической деятельности,  когда учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия; упражнения, исследования, проекты).

Классификация методов по характеру познавательной деятельности следующая:

- объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);

- репродуктивный (суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя);

- проблемное изложение (состоит в постановке проблемной задачи и поиске путей ее решения);

- частично-поисковый (суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения; каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует);

          -  исследовательский (призван обеспечить творческое применение знаний; учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности).

Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах.

В пособии «Педагогика» под редакцией Виталия Сластёнина авторы отмечают, что если метод решает определённую образовательную задачу, то отдельный приём отвечает лишь за часть или этап этого решения. Также авторы учебника добавляют, что один и тот же способ деятельности в разных учебных контекстах может быть как приёмом, так и методом. Например, беседа способна играть роль самостоятельного эвристического метода — учитель, задавая ученику определённые вопросы, помогает ему самостоятельно добыть знание. Но также беседа может быть одним из приёмов в кейс-методе, деловой игре и так далее.

     Как отмечают авторы «Российской педагогической энциклопедии» под редакцией Виктора Панова, одни приёмы могут входить в самые разные методы, а другие — быть специфичными для конкретного метода. Вообще, наборы приёмов очень вариативны — они зависят от предмета, содержания учебного материала, предполагаемого уровня его усвоения и так далее. Например, приёмы, составляющие методы обучения иностранному языку, могут быть совсем не похожими на те, с помощью которых преподают физику.

Таким образом, каждый учитель может выбирать методы и формы работы на уроке в соответствии с целью и поставленными задачами.

II. Практический метод. Упражнения, направленные на достижение предметных результатов при изучении разделов «Текст», «Речеведение»

Можно выделить следующие типы упражнений по развитию письменной речи учащихся:  анализ готового, или «чужого» текста,  изложение, сочинение.

Взяв за основу первый тип, приведу примеры упражнений, выполняя которые, ученик делает полезные наблюдения: как может начинаться текст (абзац), с помощью каких языковых средств осуществляется «движение мысли», каковы способы и средства межфразовых связей и т.д. Подобные упражнения не только полезны, но и удобны - ведь текст небольшой по объему (если упражнение выполняется на уроке, то это немаловажно). Что касается большого числа заданий, то ученику следует дать возможность выбора.

Выполняя упражнение, школьники могут пользоваться закладкой, чтобы обратиться к материалу для самопроверки (ответам) не сразу, а после того как задание самостоятельно выполнено.

Упражнение №1 (на основе текста М.Пришвина)

1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить текст М. Пришвина. Подчеркните грамматические основы предложений.

А. Имеется в виду, что талант - это есть то же самое, что в природе называется землею.

Б.  Но при наличии таланта это чувство меры является само собою.

В. У автора должно быть особое чувство родного языка, и это, по-моему, достигается постоянным и любовным чтением образцов.

Г. Я лично держусь этой аналогии и поведение свое в отношении таланта организую подобно земледельцу, который трудится над обработкой земли, но благодарная земля, конечно, рождает сама.

2. Выберите правильный вариант последовательности предложений. Почему из представленных вариантов можно выбрать только один? Что помогает нам его выбрать?

1) Г, А, В, Б;

2) В, Г, А, Б;

3) В, Б, А, Г;

4) В, А, Б, Г.

3.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Писатель должен иметь особое чувство родного языка.

2) Чувство языка - это чувство меры.

3) Талант и без постоянного труда помогает достичь больших результатов.

4) Постоянное чтение образцов развивает чувство языка.

        4.Объясните значение слова аналогия.

        5.Какое слово является лишним в ряду синонимов к вводному слову конечно?

        1)разумеется;

        2)с уверенностью;

        3)несомненно;

        4)бесспорно.

        6. В предложении А два раза используется слово что. В каком случае это слово союз, а в каком - союзное слово?

        7. Какие средства языковой выразительности используются в тексте?

        1) эпитеты;

        2) сравнение;

        3) парцелляция;

        4) анафора.

        8. Укажите средства связи между предложениями в тексте М.Пришвина?

        1) лексический повтор;

        2) наречия;

        3) местоимения;

        4) союзы;

        5) перифраза;

        6) видовременная соотнесенность глагольных форм.

        Ответы: 1,2 -3; 3 -3; 5 - 2; 6 -в 1-м союз, во 2-м союзное слово;7- 1,2; 8- 1,3,4,5,6.

        

Упражнение №2

1.Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

А. Это вполне закономерно, так как именно к этой части речи к именам существительным относятся названия всего многообразного материала мира.

Б. Имя существительное - это та часть речи, с которой начинается обычно изучение морфологии.

В. Этот процесс «опредмечивания» связан с развитием абстрактного мышления.

Г. В первую очередь мы имеем в виду названия живых существ и конкретных предметов, а также слова, которые обозначают «определенные» качества и свойства, действия и состояния, явления и события.

2. Выберите правильный вариант последовательности предложений:

1) Г, В, Б, А;

2) Б, В, Г, А;

3) Б, А, Г, В;

4) Б, А, В, Г.

3. Определите стиль текста и тип речи:

1) официально - деловой, рассуждение;

2) публицистический, повествование;

3) научный, описание;

4) научный, рассуждение.

4.Укажите средства связи между предложениями в тексте:

1) лексический повтор;

2) местоимение;

3) числительное;

4) неполное предложение;

5) вводное слово;

6) частица.

5. Какой антоним к слову конкретный встречается в предложении В.

Ответы: 1,2 -3; 3 - 4; 4 - 1,2,3,6;5 - абстрактный.

Упражнение №3

1.Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (начало статьи).

А. И в этих жанрах ему не изменяет чувство сопричастности к делам своих современников.

Б.   В литературной жизни конца XX века особое место занимает публицистика.

В. Как страстный публицист, вдумчивый критик и опытный очеркист часто выступал в печати и Виктор Астафьев.

Г. Это чувство сопричастности к общей боли убеждает нас, читателей, в том, что Астафьев - публицист продолжает в своих статьях то, чему он служит как художник.

2.Выберите правильный вариант последовательности предложений:

1) В, А, Г, Б;

2) Б, А, Г, В;

3) Б, В, А, Г;

4) А, Б, В, Г.

3. Определите стиль текста:

1) художественный;

2) деловой;

3) научный;

4) публицистический.

4. Укажите средства языковой выразительности, встречающиеся в тексте:

1) оценочная лексика;

2) эпитет;

3) ряды однородных членов;

4) анафора.

5.Какие языковые средства используются для усиления смысловой связи между предложениями?

1) лексический повтор;

2) антонимы;

3) однотематическая лексика;

4) местоимения;

5) наречия.

Ответы: 1,2 -3; 3 - 4; 4 -1,2,3; 5 - 1,3,4.

Использованная литература и источники

1.Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, под ред. В.А. Сластенина - Москва: Academia, 2012 - 566.

2.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В.Г. Панов. - Москва. Большая Российская энциклопедия, 1993 - 1999.

3. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9 - 11кл./Т.М. Пахнова - [ Доп. и перераб. изд.] - Москва: Вербум - М, 2013 - 286.

4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. Ч.1/Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. - Курск.гос.тех.ун-т. Курск, 2004.148 с.

5. Интерактивные приемы, методы и формы обучения на уроках русского языка и литературы как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся: Материалы региональной научно-практической конференции (Смоленск, 22 марта 2018 г.) / Сост. Ю.А. Розонова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018. – (CD-R). – 68 с.

6.Сообщество взаимопомощи учителей. [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"

Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...

Достижение предметных результатов на уроках английского языка.

В статье приведены примеры заданий по формированию УУД на уроках английского языка для достижения предметных результатов....

Педагогический проект «Использование системно-деятельностного подхода в достижении предметных результатов на уроках технологии»

В данном проекте представлен опыт работы на уроках технологии, с использованием системно-деятельностного подхода....

Сводная таблица достижения предметных результатов, география 5 класс

Материал содержит сводные таблицы достижения предметных результатов изучения географии в 5 классе по каждому разделу курса....

Протокол с результатами диагностики предметных результатов обучающегося 6 класса

ПРОТОКОЛ ПМПК от «9 » января 2019 г.                                          ...