Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Качанова Оксана Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса к УМК под редакцией Баранова, Ладыженской, Шанского, издательство "Просвещение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_russkiy_peredelka_bez_uud.doc299 КБ
Microsoft Office document icon 5_klass_literatura.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 7 класса общеобразовательных школ.

Рабочая программа разработана на основе:

  1.   Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
  2. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского. 

 Программа ориентирована на УМК: Учебник «Русский язык»: учебник для 7 класса, общеобр. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский.  – М.: Просвещение, 2012.

  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015  пр. №579.
  2. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского  района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
  3. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского         района «Средняя общеобразовательная школа № 7» на 2018-2019 уч.гг.

Программа рассчитана на 140 часа в год, 4 часа в неделю.

Предметные результаты освоения курса русского языка учениками 7 класса:

Обучающиеся должные научиться:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи, свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
  • по морфемике и словообразованию:

объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки,

 опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуфиксный, приставочно–суффиксальный, сложение разных видов), сращение, переход слова одной части речи в другую;

  • по лексике и фразеологии: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • по морфологии: распознавать части речи, знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание,

 правильно писать слова с изученными словами, свободно пользоваться орфографическим словарём

  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте, соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.

Получат возможность научиться:

  • Выразительно читать текст публицистического стиля, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании –по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение,
  • Фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
  • Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определённые темы и основной мысли сообщения.
  • Определять стиль речи, находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи, определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, определять способы и средства связи предложений в тексте, определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
  • Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту,
  • Типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
  • Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения –описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера, сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально –этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.

Количество учебных часов в соответствии с учебным планом:

I четверть

36 часов

II четверть

28 часов

III четверть

40 часов

IV четверть

36 часов

Всего

140 часов

Контроль уровня обученности

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

7

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного»

Входной

Диктант

31

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»

Текущий

Диктант

37

 Тестирование  по теме «Причастие»

Текущий

Тест

42

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

Текущий

Диктант

68

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание наречий»

Текущий

Тест

75

 Тестирование по теме «Категория состояния»

Текущий

Тест

82

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Употребление предлогов»

Текущий

Диктант

89

 Тестирование  по теме «Предлог»

Текущий

Тест

97

 Тестирование по теме «Союз»

Текущий

Тест

104

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлоги и союзы»            

Текущий

Диктант

112

Тестирование по теме «Частица»

Текущий

Тест

117

Диктант с грамматическим заданием по теме «Частицы»

Текущий

Диктант

120

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи»

Текущий

Диктант

125

Практикум по теме «Междометие»

Практический

Практическая работа

134

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Итоговый

Диктант

137-138

Итоговое тестирование

Итоговый

Тест

Содержание программы

«Русский язык как развивающееся явление»

Повторение изученного в 5—6 классах

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Развитие речи (далее P.P.). Морфологический разбор слова.

Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

Тексты и стили

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Морфология и орфография. Культура речи

Причастие

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

К. Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 1 по теме «Причастие». Сочинение — описание внешности.

Деепричастие

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

P.P. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.

К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 2 по теме «Деепричастие».

Наречие

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на и -е. Описание действий. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

К. Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 3 по теме «Наречие».

Учебно-научная речь

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение- рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.

К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 4 по теме «Предлог».

Союз

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

P.P. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К. Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 5 по теме «Союз». Сочинение.

Частица

 Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.

 P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

К. Р. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование № 6 по теме «Частица».

Междометие

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

К. Р. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

P.P. Текст. Стили речи. Сочинение.

Учебно-тематический план

Раздел

Из них

Общее количество

Развитие речи

Контрольные работы

Русский язык как развивающееся явление

1

Повторение пройденного в 6  классе

7

1

Текст

4

1

Причастие

25

2

1

Деепричастие

11

2

2

Наречие

22

2

4

Категория состояния

6

1

2

Предлог

12

1

2

Союз

15

2

1

Частица

16

3

1

Междометие

5

4

Разделы науки о русском языке

3

2

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

10

3

Итого:

140

21

16

 К. Р. Контрольный диктант № 12 грамматическим заданием. Итоговое тестирование.

Тематическое планирование по русскому языку 7 класс

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

план

факт

Домашнее     задание

1

2

3

4

5

6

1

Русский язык как развивающееся явление

1

2

Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор

1

3

Лексика и фразеология

1

4

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

1

5

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

6

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

1

7

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного»

1

8

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

9

Текст

1

10

Стили литературного языка

1

11

Диалог как текст. Виды диалогов

1

12

Р/Р Публицистический стиль

1

13

Причастие как часть речи

1

     14

Склонение причастий

1

15

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

16

Причастный оборот

1

17

 Выделение причастного оборота запятыми

1

18

Р/Р Описание внешности человека. Словесный портрет.

1

19

Действительные причастия.

1

20

 Страдательные причастия

1

21

Краткие и полные страдательные причастия

1

22

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

23

Действительные причастия

1

24

Действительные причастия прошедшего времени

1

25

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

26

Страдательные причастия прошедшего времени

1

27

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

28

Одна и две буквы н в суффиксах  страдательных причастий и отглагольных прилагательных

1

29

Одна и две буквы н в суффиксах кратких отглагольных прилагательных

1

30

Условия выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1

31

Трудные случаи в написании Н и НН в суффиксах причастий.

32

Практикум    по теме «Причастие»

1

33

Морфологический разбор причастия

1

34

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

35

Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями

1

36

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

37

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»

1

38

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании

1

39

Деепричастие как часть речи

1

40

Деепричастный оборот.

1

41

Запятые при деепричастном обороте

42

Раздельное написание не с деепричастиями

1

43

Деепричастия несовершенного вида.

1

44

Деепричастия совершенного вида.

45

Морфологический разбор деепричастия

1

46

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

47

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

48

Р/Р Составление рассказа по картине

1

49-50

Р/Р Сжатое изложение

2

51

Наречие как часть речи

1

52

Смысловые группы наречий

1

53

Степени сравнения наречий

1

54

Морфологический разбор наречий

1

55

Слитное  написание не с наречиями на и -е

1

56

 Раздельное написание не с наречиями на и -е

1

57

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

58

Одна и две буквы н в наречиях на и -е

1

59

Условия выбора написания Н и НН в наречиях на О и Е

1

60

Р/Р Описание действий

1

61

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

62

Буквы о и а на конце наречий

1

63

Дефис между частями слова в наречиях

1

64

Слитное  написание приставок в наречиях, образованных от существительных.

1

    65

Раздельное написание приставок в наречиях

1

66

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

67

Слова-исключения в наречиях на шипящий.

1

68

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»

1

69

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

70

Р/Р Учебно-научная речь

1

71

Р/Р Отзыв

1

72

Р/Р Учебный доклад

1

73

Категория состояния как часть речи

1

74

Морфологический разбор категории состояния

1

75-76

Р/Р  Сочинение-рассуждение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень». Сложный план

2

77

Предлог как часть речи

1

78

Употребление предлогов

1

79

Производные предлоги.

1

80

Непроизводные предлоги

1

81

Простые предлоги.

1

82

Составные предлоги.

83

Морфологический разбор предлога

1

84-85

Р.Р. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

86

Слитное написание производных предлогов.

1

Раздельное написание производных предлогов

1

87

Тестирование  по теме «Употребление предлогов»

1

88

Анализ ошибок, допущенных в тестировании

1

89

Союз как часть речи

1

90

Простые и составные союзы

1

91

Союзы сочинительные

1

92

Союзы подчинительные.

93

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

94

Сочинительные союзы

1

95

Подчинительные союзы

1

96

Морфологический разбор союза

1

97

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

1

98

Тестирование  по теме «Союзы»

1

99

Анализ ошибок, допущенных в тестировании

1

101

Р/Р  Устное сочинение-репортаж

1

102

Систематизация материала по теме «Союзы и предлоги»

1

103

Повторение сведений о предлогах и союзах

1

104

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлоги и союзы»

1

105

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

106

Частица как часть речи

1

107

Разряды частиц

1

108

Формообразующие частицы

1

109

Смыслоразличительные частицы

1

110

Раздельное написание частиц

1

111

Дефисное написание частиц

112

Морфологический разбор частицы

1

113

Отрицательные частицы не и ни

1

114

Частицы при усилении отрицания

1

115

Различение приставки не- и частицы не

1

116

Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни

1

117

Систематизация материала по теме «Частицы»

1

118

Употребление частиц в речи.

1

119

Р/Р  Составление текста-инструкции

1

120

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи»

1

121

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

122

Междометие как часть речи

1

123

Дефис в междометиях.

1

124

Знаки препинания при междометиях

1

125

 Практикум по теме «Междометие»

1

126

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

127

Разделы науки о русском языке

1

128

Р/Р Текст

1

129

Р/Р Стили речи

1

130

Фонетика

1

131

Графика.

1

132

Лексика и фразеология

1

133

Орфография.

1

134

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

135

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

136

Повторение пройденного

1

137-138

Итоговое тестирование

2

139

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании

1

140

Итоговый урок «Проверь себя»

1



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе для 5 класса

Рабочая  программа  по литературе  предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
  2. Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) \ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.-М.: Просвещение,2010). Программа ориентирована на УМК: «Литература 5 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2012 под редакцией В. Я. Коровиной.
  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015 пр. №579.
  4. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского         района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
  5. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского         района «Средняя общеобразовательная школа № 7»

 Программа рассчитана на 105 часа в год, 3 часа в неделю. Рабочая программа составлена с учетом изучения литературы в объеме 3 часов в неделю, 105 часов в год. Из них: 4 часа внеклассного чтения. Программой предусмотрено 13 уроков развития речи, 4 зачетных работы.

Требования к результатам  изучения предмета «Литература» в основной школе

Предметные результаты

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

•        выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования                 представлений о русском национальном характере;

•        видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

•        выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

•        использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

•        выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

•        пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

•        выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от     фольклорной;

•         осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

•         адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

•        воспринимать художественный текст как произведение искусства;

•        определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

•        выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

•        определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

•        создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

•        сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Планируемые результаты

 Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• работать  с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

Количество учебных часов в соответствии с учебным планом:

I четверть

27 часов

II четверть

21 часов

III четверть

30 часов

IV четверть

27 часов

Всего

105 часов

Контроль уровня обученности

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

23

Контрольный тест за I четверть

Текущий

Тест

42-43

Р/Р Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Муму». «Чему посвящен рассказ Муму?»

Текущий

Сочинение

60-61

Р/Р  Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Текущий

Сочинение

79

Итоговый тест за III четверть.

Текущий

Тест

81-82

Р.р.Сочинение

« Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

Текущий

Сочинение

93

К.Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XX в.в.» Тестирование.

Текущий

Тест

102

Итоговый тест за год

Итоговый

Тест

Содержание  курса  литературы ( 5класс)

Введение. (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество. (7ч.)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.

 Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

 «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. «Величественная простота, презрение  к позе, мягкая гордость собою, недюжинный  ум и глубокое , полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать  собою  ради торжества своей мечты- вот духовные данные Василисы Премудрой..»(М.Горький).   Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир  волшебной сказки. Народная мораль  в сказке: добро торжествует, зло наказывается.

«Иван - крестьянский сын и чудо -юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки  в оценке  автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»-народные представ

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола(начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок(начальные представления)Сравнение.

Из древнерусской литературы.(3ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.(обзор)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.(начальные представления)

Из литературы XVIII века. (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя(детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы( начальные представления).

Из  русской  литературы XIX века. (38+5)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев)(обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце(детство, начало литературной деятельности)

 «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство  раскрытия определённых  свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие  языка  басен И.А.Крылова.

Теория литературы. Басня(развитие представлений), аллегории(начальные представления).я, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.(детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной  и народной сказки.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.

Русская литературная сказка ХIХ века

Антоний Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно- условное, фантастическое и достоверно – реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов.»Конёк-Горбунок».(для внеклассного чтения).Соединение  сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин  народного быта,  народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка(начальные представления).Стихотворная  и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. (Детство, начало литературной деятельности, интерес  к истории России.)

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет(развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация.(начальные представления)

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ   о писателе. (Детство, годы учения, начало литературной деятельности)

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством»(для внеклассного чтения)Поэтические картины  народной жизни (праздники, обряды, гулянья).Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов  героев. Изображение  конфликта тёмных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.( развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.(Детство и начало литературной деятельности)

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.(для  внеклассного чтения)

«Есть женщины в русских селеньях…»(отрывок  из  поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Муму» -Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

 «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор. Речевая характеристика персонажей .Речь героев как средство  создания комической ситуации

Поэты XIX века о Родине и родной природе.(обзор)

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений.

Образы природы в произведениях адыгейских писателей

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века. (30+6ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Косцы». Восприятие прекрасного.  Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ  «Подснежник» (для внеклассного чтения).Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого ,сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте.(детство, юность, начало творческого пути).

 Стихотворения  «Я покинул родимый дом..» и  «Низкий  дом  с голубыми ставнями..» - поэтизация   картин малой родины как исток художественного  образа  России. Особенности  поэтического языка  С.А.Есенина.

Поэтический образ Родины в творчестве адыгейских поэтов

Русская литературная сказка ХХ века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки  Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в ХХ веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.(детство, начало литературной деятельности)

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. (Детство и начало литературной деятельности)

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

 К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения   о Родине, родной природе как выражение  поэтического восприятия  окружающего мира  и осмысление  собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Сближение образов  волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Мир и человек в лирических произведениях адыгских поэтов

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.    «Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы. (12+2ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя(смелость, мужество, находчивость,  несгибаемость  перед жизненными  обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды.(цветы, ворон, олень,Маленькая разбойница)Снежная королева и Герда-противопоставление красоты  внутренней и внешней.Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь .

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория(иносказание) в повествовательной  литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание  реальных жизненных  проблем и игровых  приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение  сделать  окружающий мир  интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

                                                   

                                                     

                                                 

                                               

                                               Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее

задание

Введение

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества

1

Вопросы и задания(с. 5-6

Устное народное творчество

2.

Фольклор -коллективное устное народное творчество

1

Придумать поговорку, считалку, загадку

3.

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы.

1

Вопросы и задания (с.10-11)

4.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

1

Чтение сказки «Царевна-лягушка».

5.

«Царевна-лягушка». Художественный мир сказок

1

Вопросы и задания 5-7 (с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28)

6

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания

1

Вопросы и задания 7-8 (с. 37)

7

Ум и смекалка главного героя Ивана.

1

Художественный пересказ эпизодов сказки

8

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин)

Из древнерусской литературы.

9

Общее представление о древнерусской литературе

1

10

Русское летописание «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка

11.

Отзвуки фольклора в летописи. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Проект – составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей»

Из русской литературы 18 века

12

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество

1

Составить проект – электронный

13

«Случились вместе два М.В. Ломоносов. Астронома в пиру…»

1

Подготовить выразительное чтение стихотворения

Из литературы 19 века

14

 Басня как литературный жанр

1

Подготовить рассказ о И.А.Крылове; читать басни.

15

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».

16

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен.

17

Художественно-изобразительные средства в басне.

1

Вопросы учебника

18

Р/Р Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Защита проектов

1

Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль»

19

В.А.Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна».

20

Нравственная проблематика сказки «Спящая царевна»

1

Вопросы учебника

21

Баллада В.А. Жуковского «Кубок»

1

Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок».

22

А.С.Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

1

Пересказ жизни и творчества

23

Контрольный тест за I четверть

1

Задания 2 (с. 89), 3 (с. 92),

24

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов.

1

Чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

25

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки.

1

Вопросы и задания рубрики «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 110-111), выразительное чтение сказки

26

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

1

Сочинение на тему «История сказочного героя»

27

Стихи и проза. Рифма и ритм

1

Задание 3 (с. 114), сочинение стихотворения

28

Вн./чт. Мои любимые сказки А.С. Пушкина

1

Чтение сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

29

Антоний Погорельский Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспокоил..»

30

А. Погорельский.Мир детсва в сказке «Черная курица или подземные жители»

1

Дочитать сказку. Подготовить проект.

31

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино»

1

Вопросы и задания 1—2 (с. 165), 1-7

32

Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

1

Выразительное чтение наизусть

33

Н.В. Гоголь. Повесть «Заколдованное место»

1

Вопросы

и задания 2 (с. 174), 3-4 (с. 184)

34

Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

1

Чтение и пересказ одной из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

35

НА. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» - поэтический образ русской женщины.

1

Выразительное чтение отрывка наизусть

36

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»

1

Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», вопросы и задания (с. 205-206)

37

Вн. чт.  Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге»

1

Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму»

38

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

1

39

Герасим и его окружение

1

Составление плана фрагмента «История Муму» (с. 222-235)

40

Нравственное преображение Герасима. Немота – символ немого протеста крепостных.

1

41

Смысл финала рассказа

1

Письменный ответ-рассуждение  на вопрос «Почему Герасим ушел в деревню»

42-43

Р/Р Сочинение по произведению И. С. Тургенева «Муму». «Чему посвящен рассказ Муму?»

2

Дописать сочинение

44

«Чудные картины» А.А. Фета

1

Выразительное чтение одного из стихотворений А.А. Фета наизусть.

45

 Бессмысленность и жестокость национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»

1

Вопросы и задания 4-6 (с. 275), 3 (с. 276)

46

Жилин и Костылин. Жилин и Дина.

1

Устное сочинение на тему «Жилин и Костыли в полену», «Жилин и Дина»

47

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1

Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»

48

Вн.чт. Рассказы о Кавказской войне

Пересказ

49

А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа

1

Выразительное чтение рассказа «Хирургия»

50

Рассказы Антоши Чехонте Юмор ситуации.

1

Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова»

51

Речь персонажей как средство их характеристики

Пересказ

52

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А..Плещеев.

1

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете.

53

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков.

1

Наизусть стихотворения ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

54

 Образы природы в лирике поэтов 20 века

1

Выразительное чтение стихотворения

Из литературы XX  века

55

Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Рассказ о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

1

Эссе «В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?»

56

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Автобиографичность повести.

1

Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе.

57

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

1

Выполнить письменно задание 5 (с. 49 учебника).

58

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

1

Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке;

59

Путь Васи к правде и добру.

Подробный пересказ.

60-61

Р/Р  Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

2

Индивидуальные задания о жизни С. А. Есенина.

62

С. А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

63

Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов

1

Подготовить понравившийся стих наизусть

64

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки

1

Подготовить выразительное чтение сказа «Мед-ной горы Хозяйка». Выполнить 6-е задание (с. 68)

65

Язык сказа.

1

Вопрос 2, стр. 69 (письменно)

66

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

Читать сказы П.П.Бажова

67

 Реальность и фантастика в сказе П.П. Бажова

1

Сообщения, фоторепортажи

68

К. Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб».

1

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

69

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

1

Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату

70

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».  Тема и проблема произведения.

1

Отметить в тексте рас-сказа «Заячьи лапы» строк»

71

 Жанровые особенности рассказа «Заячьи лапы»

1

Ответы на вопросы учебника

72

ВТМ А.Куприн «Чудесный доктор». Встреча Мерцалова и врача в парке. Гуманность – главная составляющая деятельности Н.И.Пирогова.

1

73

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Повторить роды литературы.

74

Положительные и отрицательные герои.

1

Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже

75

Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»

1

Составить план рассказа. Подготовить подробный пересказ

76

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой.

1

Прочитать рассказ Платонова «Никита»

77

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро»

1

Вопрос 4, стр. 122 (письменно)

78

Сюжет и герои рассказа «Васюткино  озеро».

1

Анализ эпизода

79

Итоговый тест

1

Подготовить ответы на 1 - 7-й вопросы (с. 146-147

80

Человек и природа в рассказе

1

Подготовиться к сочинению

81-82

Р.р.Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

2

Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коро-стеля?», «Бе-логрудка»

83

Вн/чт. В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка»

1

Подготовить художественный пересказ

84

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

1

Подготовить выразительное чтение наизусть

85

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

1

Подготовить выразительное чтение стихотворения К.М.Симонова

86

ВТМ Л.Н.Толстой «Война и мир» (отрывок о Пете Ростове). Подросток на войне

1

Вопросы учебника

87

Образ пленного мальчика-француза.

1

Стих наизусть.

88

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

Вопросы учебника

89

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

Наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…»

90

 Р/Р Мир и человек в лирических произведениях поэтов 20 века

1

91

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

1

Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)

92

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений-шуток

93

К.Р. «Русская литература XIX-XX в.в.» Тестирование.

1

Из зарубежной литературы

94

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

Выразительное чтение баллады.

95

Д.Дефо. Слово о писателе. «Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя.

1

Письменное рассуждение: «О чём свидетельствует дневник героя?»

96

Х.К.Андерсен и его сказочный мир.

1

Подготовить краткий пересказ сказки «Снежная королева»

97

Сказка «Снежная королева». Тема и проблема

1

Сочинить небылицу

98

Вн. чт. Ж.Санд: «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Подготовить творческое выступление

99

Р/Р Творческое выступление «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

1

Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена

100

Марк Твен. Слово о писателе. Жизнь и заботы Тома Сойера

1

Подготовить сообщение «Том и его друзья».

101

Том Сойер и его друзья

1

Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том

102

Итоговый тест за год

1

Повторение

103

ВТМ О.Уайльд «Мальчик- звезда». Тема сострадания в сказке.

1

Художественный пересказ отрывка

104

Урок игра «Что, где, когда»

1

105

Читаем летом

1

                     

                     

     

 Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе:

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 2013.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 2013.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2013.
  4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. – М.: Просвещение, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....