Использование проектного метода на уроках русского языка
статья по русскому языку
В материале представлен опыт работы по внедрению проектного метода на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья об использовании метода проектов | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектного метода на уроках русского языка.
Цель уроков русского языка – воспитание языковой грамотности.
Задачи преподавания предмета:
- дать определенный программой круг знаний по русскому языку, выработать умение применять их;
- сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- сформировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Введение в систему уроков русского языка метода проектов предполагает ограниченное сочетание репродуктивного метода изложения нового материала и методов проблемного обучения. Моя задача – изложить материал в максимально короткой и ёмкой форме. Это позволит сэкономить время для работы над проектом. Цикл состоит из 10-20 уроков, вмещает несколько этапов работы. На первом уроке я называю общую тему проектов «Изменения в природе». В течение 2-3 минут методом мозгового штурма ребята предлагают конкретные темы.
Во время второго урока формируются группы. В результате школьники останавливаются на пяти проектах, разработка которых осуществляется на следующих уроках:
- «Стихи русских поэтов о временах года» - литературно-музыкальная композиция.
(групповой проект)
- «Первый снег» - выпуск школьной газеты» (групповой проект)
- «Любимые стихи»- создание антологии (групповой проект)
- Картина Ю.Ю.Клевера «В парке Гатчинского дворца»-описание картины- (индивидуальный проект).
- Сочинение собственного стихотворения (индивидуальный проект).
- «Зима наступила!»- создание презентации (индивидуальный проект).
Все тексты, которые анализируются на уроках, могут быть использованы при работе над проектами. В процессе выполнения заданий дети значительно расширяют свой словарный запас, знания в области средств художественной выразительности, учатся выразительно читать тексты, выступать с презентацией проекта, внимательно слушать и задавать вопросы.
При подготовке к презентации проектов особое внимание уделяем наиболее значимым аспектам темы, что позволяет совершенствовать умение выделять главное и второстепенное, учимся работать со словарями, справочной литературой и библиотечным каталогом.
В зависимости от изучаемой темы выбираю тип проекта (информационный, практико-ориентированный, творческий, ролевой). В рамках изучения лексики предлагаю практико-ориентированные проекты: «Имена и фамилии моего класса», «Устаревшие слова» и т. д.. Изучая тему «Имя числительное», - групповые проекты «Статистический портрет класса», где ребята, используя имена числительные рассказывают о своих увлечениях. «Творческая самопрезентация» - проект, предложенный при изучении темы «Официально-деловой стиль». При знакомстве с вводными словами пятиклассники выполняют проект «Как приготовить моё любимое блюдо», а шестиклассники – «Как писать сочинение». На презентации ребята учатся ориентироваться в ситуации, учитывать особенности аудитории, публично выступать. (Приложение № 1 на диске)
Кроме краткосрочных и долгосрочных проектов практически на каждом занятии по новой теме я использую минипроекты. Это самостоятельная трансформация правила в форму схемы, таблицы, рисунка. Способ передачи информации (чётко, логично или неточно, небрежно) отражает качество её освоения. Важно, чтобы каждый из учащихся нашёл «свой» графический язык: научился сжато и в то же время полно отражать правило. Только после такой формы работы выполняются тренировочные упражнения. На этом этапе организуется взаимодействие в парах или микрогруппах: ученики, показавшие худший результат объясняют материал одноклассникам, которые экзаменуют отвечающего и оценивают его. Критерии оценки чётко оговариваются до начала работы в группах. Затем проводится контрольное оценивание, и его результаты сравниваются с результатами на листах оценок. Принцип взаимного обучения используется на уроке и при самостоятельном составлении заданий учениками (словарные диктовки, подбор примеров на определённое правило или понятие). Чтобы подготовить задание для другого ученика, необходимо самому разобраться в предметной теме, поэтому качество усвоения материала возрастает.
Такие занятия начинаю с трансформации привычного для ученика учебного пространства (перестановка парт, перемена мест), так как расстановка учебных мест должна располагать к диа- и полилогу. Но прежде чем ученик изменит привычное рабочее место, он должен точно знать, зачем он пересаживается, иначе будет потеряна дисциплинарная составляющая урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
проктный метод на уроках английского языка...
Использование активных методов на уроках русского языка, обеспечивающих личностный рост учащихся
Я попыталась показать, как применение нестандартных, игровых форм, использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогает в обучении русскому язык...
Использование кейс-метода на уроках русского языка и литературы
Кейс – технологияЭто метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Главное её предназначение – развивать способность разраб...
Дифференцированный и индивидуальный подход при использовании проектного метода на уроках английского языка.
данная работа обобщает опыт по использованию индивидуального и дифференцорованного подхода в проектной методтке на уроках английского языка....
Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...
Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка. Проектную деятельность можно применять как на уроках, так и на внеклассных меропр...
Статья "Использование проектного метода на уроках русского языка для формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы общественного питания"
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования профессиональной подготовки специалистов сферы общественного питания в системе среднего профессионального образования. В данной статье ра...