Использование активных методов на уроках русского языка, обеспечивающих личностный рост учащихся
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Я попыталась показать, как применение нестандартных, игровых форм, использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогает в обучении русскому языку, в формировании у учащихся языковых компетенций, способствует развитию личностных качеств, реализующих социализацию учащихся.
Методические разработки уроков, дидактические материалы к ним, помещенные в методической разработке, могут послужить для творчески работающего учителя той стартовой площадкой, оттолкнувшись от которой он сможет по-своему формировать у школьников осознанное владение русским языком. Необходимо создать на уроке особую теплую атмосферу человеческого общения, взаимообогащения, результатом которого можно назвать развитие личности на определенном его этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 31
г.Волгограда
Использование активных методов на уроках русского языка, обеспечивающих личностный рост учащихся
Яндыбаева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ N31 г. Волгограда
2012
Содержание
I. Общие сведения об опыте. | с.3 |
II. Сущностные характеристики опыта: | |
2.1. Актуальность опыта. | с.3 |
2.2. Задачи, успешно решаемые в опыте. | с.4 |
2.3. Технология решения задач. | с.4-24 |
2.4. Педагогическая результативность опыта. | с.25 |
III Сведения об условиях эффективности опыта и перспективах его использования: 3.1. Теоретическая база опыта. 3.2. Условия эффективности опыта. 3.3. Советы по использованию опыта. | с.26-27 |
IV. Список использованной литературы.
| с.28 |
V. Приложения: | с.29 |
Приложение № 1 Конспект урока русского языка в 5 классе «Да здравствует орфограмма!» | |
Приложение № 2 Конспект урока русского языка в 6 классе «Притяжательные прилагательные с суффиксами –ий(й)» | |
Приложение № 3 Конспект урока в 5 классе «Понятие об этимологии» | |
Приложение № 4 Конспект урока в 5 классе «Имя существительное» | |
Приложение № 5 Конспект урока в 9 классе «Рассказ о природе – не только просвещение человека, но и формирование его мировоззрения, основанного на знаниях» | |
Приложение № 6 «Веселые диктанты» | |
Приложение № 7 «Электронные презентации к урокам, к обобщению опыта» | |
Приложение № 8 Дидактический материал, схемы, вариантные задания |
I. Общие сведения об опыте
Тема: Применение нетрадиционных методов на уроках русского языка, обеспечивающих личностный рост учащихся
Автор опыта: Яндыбаева Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Новизна опыта: эвристический
Опыт представлен следующими материалами:
- настоящим описанием;
- конспектами уроков;
- схемами, таблицами;
-электронными презентациями.
II. Сущностные характеристики опыта
2.1 Актуальность опыта.
Актуальность опыта обусловлена противоречиями между необходимостью реализации единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков в условиях модернизации российского образования и несовершенством традиционной образовательной парадигмы.
Совершенствование собственной методики обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, изменяет организацию образовательного процесса, формирует содержание образования. Это создаёт образовательную среду, позволяющую учащимся реализовать свои индивидуальные способности, творческий потенциал, готовность к сотрудничеству.
2.2 Задачи, успешно решаемые в опыте.
- Собственно педагогические:
- гуманизация процесса образования;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- обеспечение каждого учащегося необходимым уровнем знаний по русскому языку;
- использование эффективных форм и методов активизации учебных и коммуникативных умений школьников;
- отбор средств и методов обучения и воспитания в системе личностно ориентированного подхода;
- создание атмосферы для творческого взаимодействия учителя и учащихся.
- Ученические:
- Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания.
- Учащегося просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом.
- Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
- Поощряется совместная работа учащихся.
- Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться.
2.3 Технология решения задач.
Личностно ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие, прежде всего, тех качеств личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную, ответственную позицию. Цель личностно ориентированного образования - заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.
Как воспитать творческую, интеллектуальную личность, способную к самостоятельной мыслительной деятельности?
Конечно, необходимо в первую очередь развивать интерес к предмету, ведь именно он является движущим фактором в процессе обучения, стимулирующим творческую активность, познавательные интересы учащихся. Развитие интереса к урокам русского языка, несомненно, должно реализовываться через формирование прочных компетенций: учебно-языковых, лингвистических и коммуникативных. Поэтому в своей педагогической работе я прежде всего ориентируюсь на практическую деятельность школьников.
«Погружение» в язык, как в океан, должно быть интересным для школьника, постепенным и логичным, а главное – личностно ориентированным. Как за многочисленными тренировочными упражнениями и заданиями не забыть о личности ребенка, о качествах, которые закладываются в школьном возрасте и потом оказывают влияние на жизненный путь человека?
«Зачем нам знания? - спрашивает известный педагог Ш. Амонашвили. - Без личностной страсти творить добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям?» Учеба в школе - это, конечно, приобретение учениками огромного багажа знаний, но это же и духовное становление человека.
Информация не должна усваиваться безотносительно к жизненному опыту учащегося, не является простой суммой знаний. Информация, получаемая на уроках, обязательно должна быть «прикладной», позволяющей ученику воспользоваться ею в определенных жизненных ситуациях, а также при получении другой информации.
Процесс формирования личности, конечно, продолжается на протяжении всей человеческой жизни, но особенно важен при этом школьный период. И здесь на первый план выходит роль педагога, который должен осознавать, что его функции заключаются не только в передаче своих знаний учащимся, но и в осуществлении воспитательного воздействия на учеников. Что как педагог я могу развивать в своих учащихся? Не только мышление, память, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.
Считаю, что эта работа должна вестись постоянно, и она принесет результаты при следующих условиях:
- если формируется мотивация, интерес, познавательная потребность;
- если создается в учебном процессе «ситуация успеха» для ученика;
- если обучение ориентируется на перевод учащегося из зоны актуального развития («могу с учителем») в зону ближайшего развития («могу сам»);
- если реализуется принцип относительной успешности обучения.
Развитие интереса к урокам русского языка возможно при условии воспитания сознательного отношения к русскому языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Нужно идти в ногу с наукой, с лингвистикой, использовать научные способы познания мира: от внешних фактов и явлений идти к их истинной сути. Познание мира детям интересно, и в наших силах сделать интересным и познание русского языка. Это происходит, если уроки превращаются во вдохновенный поиск знаний, если дети чувствуют себя первооткрывателями, творцами, деятелями. А урок русского языка дарит ребятам радость открытий, пусть и маленьких. Для этого главное - дать возможность ученику наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы, тем самым открывать языковые законы.
Итак, наряду с традиционными формами обучения, в своей деятельности использую и нетрадиционные, или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. При этом используются такие формы работы, как групповая, индивидуальная, парная; набор приемов и методов в виде игровых упражнений, интеллектуальных соревнований. Организация учебного процесса изменяется также за счет привлечения дополнительного материала, использования современных мультимедийных технологий, применения элементов технологии развития критического мышления – активных приемов, основанных на деятельностном подходе в рамках компетентностной технологии.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач учителя.
В традиционном обучении преобладает догматический тип учения. Основные усилия учеников при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний, образцов выполнения действий, на их закреплении и воспроизведении. Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как правило, не старается найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных задач. Если вспомнить не удается, ученик чаще всего оставляет задачу нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения.
В нетрадиционном обучении главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа. Возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину.
Таким образом, чтобы устранить противоречия между необходимостью реализации единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования языковых и коммуникативных умений и навыков, должны выполняться следующие педагогические условия.
Первое педагогическое условие – использование игровых технологий
(технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико – ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения. Ведущий метод – игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактическая игра. Из опыта могу сказать, что именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока.
Игра является своеобразной квинтэссенцией личностного подхода. Именно в ней происходит апробация личностного опыта учащихся. Правила игры – это по сути нормы поведения для участников, которые становятся исполнителями ролей, функций в данной игре. На мой взгляд, именно игра помогает реализовать единство усвоения учащимися основ лингвистики и формирования у обучающихся коммуникативных умений и навыков.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения итоговой работы и обобщения.
На этапе проверки домашнего задания наиболее эффективными являются игры по фонетике, развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения лингвистического материала. Фонетическая разминка проводится наряду с привычной орфографической. Например, при изучении в 5 классе темы «Звонкие и глухие согласные» проводятся игры «Эхо», «Найди пару». Они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Целью игры «Эхо» является усвоение классификации согласных. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные. На этом же этапе урока возможно проведение орфографических игр. С целью отработки правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии используется игра «Откуда слово к нам пришло?» Учащимся дается задание с помощью этимологического словаря найти , например, слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Нужно также сравнить их произношение и правописание, например: французские КАБИНА, КАБИНЕТ, КОМОД ( что значит «удобный»); немецкие КАЛОША ( вариант ГАЛОША) от греческого слова KALOPODIUM, что значит «деревянный башмак», КАМЗОЛ ( от латинского CAMISIA – рубаха), турецкие КАБЛУК от арабского KAB – пятка, КАМЫШ – «тростник»; русские КАНАРЕЙКА (от названия Канарских островов, образовано с помощью русского суффикса –ейк-), КОРЯГА, образовано от слова КОРА («корень» с помощью суффикса –яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.
С целью отработки правописания словарных слов с безударными гласными проводится игра «Найди слог с нужной гласной». Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: КА-БИНА, КА-БИНЕТ, КА-ЛЕНДАРЬ; КО-РОНА, КО-МАР, КО-ЛЕНКОР, КО-ЛИБРИ; МА-ГНОЛИЯ, МА-КАРОНЫ, МА-НДАРИНЫ; МО-ЛЬБЕРТ, МО-РКОВЬ, МО-ТОЦИКЛ. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5-10 слов). Побеждает тот, кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
Для игры «Орфографическое лото» заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: А, О, И, Е, Я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски. Примеры карточек:
К_РПИЧ Б_ТОН
Б_ТАРЕЯ В_ТРИНА
Г_РАНЬ Г_РБАРИЙ
Г_РОХ Г_РЧИЦА
На этапе объяснения нового материала проводятся обучающие игры. В 5-7 классах при введении сложных, порой неинтересных тем для школьников этого возраста используется элемент занимательности.
Пример фрагмента урока в 5 классе на тему «Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание» с использованием игры:
Цели: раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица, грамматическая связь; познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.
Ход урока:
На видном месте висит плакат: «Синтаксис. Это слово заимствовано в ХVIII веке из греческого языка. Буквально значит: «построение», «сочетание», «порядок». Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста».
Учитель: Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис. Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определенном порядке. (Берет в руки мел и делает вид, что собирается писать). В это время в класс вбегают ученики (работа с ними проведена заранее). У каждого на груди висит табличка (ватман) с определенным словом. То есть каждый ученик представляет собой слово.
Учитель (делает вид, что удивился). Вы кто?
Слова. Мы – слова.
Учитель. Вы чем-то расстроены?
Слово (один из учеников). Да.
Учитель. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос: «Зачем нужны слова людям?».
Ученики. Чтобы общаться.
Слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно уметь еще кое-что. Что?
Ученики. (с помощью учителя). Соединять слова.
Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?
Ученики. Сочетание слов.
Учитель. Верно. (Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания, затем обращается к словам.) Ну-ка, идите сюда, ЯРКИЙ и ЛИСТВА. (Выбранные слова выступают вперед.) Ребята, листва может быть яркой?
Ученики. Да!
Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего- то здесь все-таки не хватает. Чего же?
Ученики. (с помощью учителя). Наверное, того, что называется грамматической связью.
Учитель. Как сказать правильно?
Ученики. Яркая листва.
Учитель. Правильно. (Меняет окончание –ий на –ая. Заранее приготовленный лист бумаги с написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакату).
На этапах закрепления, повторения и обобщения материала, когда исчезает элемент новизны, используются технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» проводится словообразовательная игра «Чье гнездо больше?». Ее цель – развитие навыков словообразования. Класс разбивается на несколько групп, в каждой выбирается капитан. Учитель устанавливает песочные часы (или засекает время по секундомеру). Каждая группа получает конверт с корнем слова. Задача группы – за определенное время (обычно 10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та группа, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.
Материалом для групп (команд) могут быть корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2) –лаг-/-лож-; 3) –кас-/-кос-; 4) –тир-/-тер-.
В каждом классе в начале года повторение материала по фонетике, лексике, фразеологии провожу в виде игры, рассчитанной на целый урок. В 8-9 классах игры являются творческими, близкими к олимпиадным.
В качестве примера можно привести фрагмент урока-игры по фразеологии «Собери фразеологизм» в 8 классе:
Класс разбивается на группы (команды) по 5 человек. Распределение ролей в команде:
1 человек – толкователь (определяет значение фразеологической единицы);
1 человек – грамматист (определяет строение фразеологической единицы и синтаксическую роль в предложении); 2 человека – систематики (подбирают к фразеологической единице синонимы, антонимы, омонимы);
1 человек – сочинитель (сочиняет предложения с фразеологической единицей).
Жюри из 3 человек вырабатывает систему оценок работы каждой команды.
Побеждает та группа (команда), которая первой закончит выполнение всех заданий и наиболее правильно, четко, эмоционально представит результаты своей работы.
Пример задания.
Задание 1.
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я команда: как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых
2-я команда: расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу
Задание 2.
Определите значение каждой фразеологической единицы. Каково их строение?
Какой части речи (члену предложения) они соответствуют?
Задание 3.
Подберите к фразеологической единице синонимы, антонимы, омонимы (если они есть).
Задание 4.
Составьте с собранными фразеологическими единицами по одному предложению.
Второе педагогическое условие – использование разнообразного нестандартного дидактического материала. Стараюсь подобрать необычный и дидактический материал к уроку, чтобы задания заинтересовывали детей.
1) « Нарушение стереотипа» - в ходе выполнения этого задания ребята сами должны прийти к неожиданному выводу.
С начальной школы учащиеся учатся определять части речи по вопросу. Даю задание: задайте вопрос к повторяющемуся слову:
- Направо был утес, а налево - огромная пропасть.
- Грибов мы набрали пропасть.
- Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!
- Удалось ли вам задать вопрос ко всем выделенным словам? И одинаковые ли вопросы вы задавали? Как же тогда определить их принадлежность к какой-то части речи?
Вот здесь и начинается исследование, которое приводит ребят к научному выводу: принадлежность слова к части речи определяется многими факторами, а не только вопросом
2) «Задания - противоречия»- два утверждения противоречат друг другу. Задача детей - выявить и устранить противоречие.
Например, даны два утверждения:
- Перед некоторыми союзами запятая никогда не ставится.
- В некоторых случаях запятая перед ними все-таки ставится.
Проанализировав следующие примеры, устраните это противоречие:
Я набрал сухих веток и разжег костер.
И ласточки и стрижи и синицы дружно преследовали ястреба
Индиец изощренно и изобретательно извлекал истину из иероглифов.
Поищи баночку на полке либо в шкафу.
Или завтра или послезавтра у нас будут гости.
Такой крепкий дуб идет только на мельницы да на корабли.
Видит око да зуб неймет.
3) «Дифференцированные задания»- такие задания можно проводить для
разных вариантов, рядов, для мальчиков и девочек. Часто это просто увлекательный прием, помогающий или снять напряжение в середине урока, или посоревноваться с соседом (соседкой) по парте на грамотность, скорость, сообразительность.
Мальчики, например, выписывают предложения, в которых НЕ пишется
раздельно, девочки - слитно:
- Ходил Андрей-стрелок целый день по лесу - (не) посчастливилось, (не)мог на дичь напасть.
- Прошло (не) много времени.
- Воротился царь во дворец и задумал думу (не)хорошую.
.
4) «С первого взгляда»- это задание выполняется очень быстро, основывается на конкретных знаниях, умениях (как орфографических, так и любых других), на догадке, сообразительности, умении рассуждать. Задание выполняется в устной форме.
С Т или без Т? Ответ обоснуйте:
Извес... ный, вкус...ный, безопас...ный, доблес... ный и т.д.
5) «Лингвистический эксперимент» - в ходе изучения темы «Сочинительные и подчинительные союзы» можно предложить следующее задание:
1. Укажите все сочинительные и подчинительные союзы. Какова роль каждого из них?
2. Проведите лингвистический эксперимент: попробуйте разбить это очень длинное предложение на более короткие. Все ли союзы сохранятся?
Поезд покачивался, под полом мягко постукивало, проводники давно разнесли чай, а потом и стаканы собрали, по коридору сначала ходили, потом перестали, и радио замолчало, а тьма за окном была неполной какой-то, и, когда я прислонялся к стеклу, заглядывая вперед, в ту сторону, куда мы ехали, - по далекому горизонту расплывалась глухая зеленоватость и огни на станциях горели бледно.
Большое значение для формирования познавательных интересов имеет исторический аспект учебного материала, поэтому я использую «Странички истории языка» на разных этапах изучения грамматической темы. Дети получают представление о науке как об исторически возникшей, живой и развивающейся в настоящее время системе. Обращение к этимологическому словарю считаю необходимым элементом в повышении языковых компетенций учащихся. Работа организуется по-разному: предлагаются либо опережающие индивидуальные домашние задания учащимся, либо групповые задания-соревнования «Узнай историю слова», либо викторина «Угадай родословную слова», игра «Откуда слово к нам пришло?» (см. выше). Такие короткие экскурсы в глубь истории оживляют интерес учащихся к родному языку, привлекают внимание ребят к, казалось бы, знакомым, давно известным словам. Эта работа обогащает кругозор обучающихся, делает осознанным сам процесс письма, что в конечном счете повышает их общую грамотность.
Я не забываю слова Ф.Буслаева: «Разнообразие - добрый знак хорошего воспитания» - и реализую их на практике. Урок часто начинаю с задания, тренирующего память. На доске записываю четверостишие из какого-либо стихотворения, причем подбираю пример с изучаемыми на данном уроке орфограммами и пунктограммами. Предлагаю ребятам выразительно прочитать этот отрывок, представить картину, описанную поэтом. Работаем с незнакомыми словами, встречающимися в нем. Затем дается немного времени, чтобы ученики запомнили отрывок. Текст закрываю, и ребята пишут. Проверка обычно проходит в виде взаимо- или самопроверки. Этот вид заданий считаю очень полезным, так как позволяет за достаточно короткое время формировать разнообразные умения и навыки (орфографические, пунктуационные, речевые), развивает память учащихся. Нестандартные виды работ создаю за счет комбинирования известных заданий, привлечения оригинального текстового материала, постановки неожиданных вопросов. Для повторения и закрепления орфографических и пунктуационных навыков использую «Веселые диктанты», которые вносят элемент занимательности.
Таким образом, результатами использования игр и игровых элементов на различных этапах обучения, подбора интересного дидактического материала являются:
- способность учащихся самим решать трудные проблемы
- психологическая привлекательность их для учащихся
- снижение уровня невротизации детей.
- формирование мотивации
- создание на уроке атмосферу творчества и духовной раскрепощенности.
Чтобы было реализовано единство процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных навыков, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание, необходимо развивать критическое мышление.
Третье педагогическое условие – использование элементов технологии развития критического мышления. Развитие рационального, критического мышления – одна из общепризнанных в зарубежной педагогике целей на протяжении последних десятилетий. Демократическое общество должно опираться на сбалансированное критическое мышление граждан.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Веление времени требует от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления (КМ) являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
В процессе применения технологии развития критического мышления происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
В технологии КМ выделяют три стадии:
I. Стадия вызова.
II. Стадия осмысления новой информации.
III. Стадия рефлексии.
Как построить урок русского языка, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «верные и неверные утверждения». Предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.
Например, на уроке русского языка в 8 классе при изучении темы «Подлежащее и способы его выражения» я предлагаю такие утверждения:
- подлежащее – это главный член предложения;
- подлежащее не связано со сказуемым;
- подлежащее может быть выражено только именем существительным.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю, что нового ребята узнали, прочитав параграф учебника. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных мною, раскрывают тему, полагаясь на собственные знания и опыт, и материал учебника. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
На стадии вызова создается проблемная ситуация, вызывающая у детей воспоминания о данной теме, происходит обращение к собственному опыту учащихся. Эта стадия состоит из двух элементов: мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм – своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. (см. приложение )
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или объектами. Проще говоря, это что-то вроде таблицы, схемы, в которой стрелками показаны связи между рассматриваемыми явлениями.
На уроке повторения изученного «Система русского языка» в 5 классе стадия вызова выглядит так:
Мозговой штурм
Учитель записывает на доске правильные и неправильные версии и задает вопрос: все ли согласны с данными утверждениями?
1.Учитель загадывает несколько загадок о языке.
-- На каком языке вы впервые сказали мама? Что вы знали тогда о языке.
-- Что возникает раньше: умение говорить на родном языке или знание о том, как он устроен? Для чего нужно изучать язык, если мы и так умеем говорить на нем?
2. Вы уже многое знаете о родном языке. Давайте вспомним, как он устроен. В центре листа напишите слово язык. А теперь запишите, что вызнаете о том, как устроен наш язык (каждый учащийся записывает в тетради все, что он помнит из начальной школы).
3. Объединитесь в группы и обсудите следующие вопросы:
1) Как мы передаем отдельные мысли, когда разговариваем друг с другом?
2) Из каких единиц состоят предложения?
3) Что получится, если слово разделить на значимые части?
4) Если значимая часть слова дальше уже не делится, какая единица из нее вычленяется?
(Вопросы записываются на доске или демонстрируются с помощью демонстрационного оборудования)
Составление кластера.
Кластер будет выглядеть так:
ЯЗЫК
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛОВО
МОРФЕМА
ЗВУК
Стадия осмысления (смысловая) предполагает знакомство с новой информацией (см. приложение 1,2,3). Например, при знакомстве учащихся 5 класса с новым учебником под редакцией В.В.Бабайцевой стадия осмысления такова:
Учитель. А теперь работа с текстом и первое знакомство с новым учебником. Откройте титульный лист и прочитайте, какие ученые работали над созданием вашего учебника, кто был главным редактором. На первой странице вы увидите обращение, адресованное вам авторами учебника. Прочитайте его выразительно вслух. Вы согласны с утверждениями авторов? А теперь на следующей странице познакомьтесь с графическими обозначениями, принятыми в учебнике. Какие из них являются для вас новыми?
А теперь читаем текст про себя. Читая, делайте пометки карандашом (прием инсерта) и после чтения заполните таблицу (таблица заготовлена заранее):
«V» - знал(а) | «+» - новое | «—« - вызывает сомнение | «?» - вопросы по тексту |
Затем переходим к стадии рефлексии (размышления). В данном случае это будет беседа с классом по итогам заполнения таблицы. Важно обратить внимание учащихся на то , что ответы на вопросы последней колонки можно будет найти в разных источниках, например в Энциклопедическом словаре юного филолога ( под редакцией М.В.Панова). После беседы ученикам для обсуждения в группах предлагаются несколько текстов о функциях языка, приготовленных заранее учителем. После обсуждения в группах проблем предложенных текстов ученики возвращаются к кластеру и дополняют схемы новыми записями.
Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.
Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Данная форма обобщения , по моему мнению, удачна в 5-9-м классах как средство, помогающее в очень короткой форме выразить учащимся их отклик на материал, к которому обращались в ходе урока. Педагог может достаточно быстро проверить степень усвоения и осмысления материала.
Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.
2.4 Педагогическая результативность опыта
В результате применения игровых форм и нетрадиционных методов на уроках русского языка осуществляется деятельностный подход в обучении. Это помогает становлению у учащихся личностно значимых способов познания мира.
Обучающиеся испытывают необходимость в преодолении посильных трудностей, в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, формируются языковые и коммуникативные компетенции. Приведенные в опыте виды работ обеспечивают умение учащихся самостоятельно делать выводы из анализа лингвистического материала, обобщать учебный материал в виде правил или таблиц. Обучающиеся умеют выполнять не только упражнения по образцу, но и упражнения поискового характера, когда необходимо перенести знание в новую ситуацию и самостоятельно получить новую информацию. Применение элементов технологии критического мышления готовит учащихся к самостоятельной жизни, так как они учатся анализировать, самостоятельно осмысливать информацию, а не только воспринимать готовую, приучаются принимать независимые решения, а не заучивать «единственно правильные истины», и главное – учатся доводить начатое дело до логического завершения и достигать конкретных результатов.
III. Сведения об условиях эффективности опыта и перспективах его использования
3.1Теоретическая база опыта:
- теория деятельности психолога А.Н.Леонтьева. Если мотив деятельности и цель соответствуют один другому, то данное действие имеет для субъекта личностный смысл. Следовательно, необходимо, чтобы в мотивации учебной деятельности учащихся присутствовал смыслообразующий мотив. Влиять на умственное развитие ребенка – значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений с учетом планирования ориентировочной основы действий.
- Теория личностно ориентированного подхода к обучению В.В.Серикова. Используемые методы, приемы, средства способствуют формированию глубоких и прочных знаний, навыков, умений, необходимых для обучения русскому языку.
3.2. Условия эффективности опыта
Главное условие – это принятие педагогом идеи компетентностного подхода, идеи диалогового подхода как ведущей формы взаимодействия на уроках, диагностика учащихся, мотивационная готовность применять новые приёмы и методы. Используются все доступные материальные и технические средства: наглядные пособия, раздаточный материал с заданиями, дифференцированными для разных групп, компьютер с проектором, интерактивная доска. Учитель создаёт тёплую доверительную атмосферу, способствующую более эффективно реализовать поставленные на уроке задачи. При этом учителю необходимо использовать такие формы работы, как индивидуальная, парная и групповая; набор приёмов и методов в виде разнообразных нестандартных упражнений, введения игровых элементов на различных этапах урока. Применение методов технологии развития критического мышления также предполагает диалоговое взаимодействие, проведение уроков-конференций, дискуссий, исследований.
3.3 Советы по использованию опыта.
Итак, я попыталась показать, как применение нестандартных, игровых форм, использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогает в обучении русскому языку, в формировании у учащихся языковых компетенций, способствует развитию личностных качеств, реализующих социализацию учащихся.
Методические разработки уроков, дидактические материалы к ним, помещенные в методической разработке, могут послужить для творчески работающего учителя той стартовой площадкой, оттолкнувшись от которой он сможет по-своему формировать у школьников осознанное владение русским языком. Необходимо создать на уроке особую теплую атмосферу человеческого общения, взаимообогащения, результатом которого можно назвать развитие личности на определенном его этапе.
Список использованной литературы
1.Пичугов Ю. С, Лидман-Орлова Г.К., Пахнова Т.М. Новые формы организации обучения на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1987, № 3. С. 3-9.
2.Границкая А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
3.Кондратьева С. В. Учитель - ученик. - М.: Просвещение, 1984. -80с.
4.Сидоренков В. А.Углублённое изучение русского языка. М.: Просвещение, 1996. - 271 с.
5. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983.
6. И.Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов школьников. М.,1979.
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
8. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. -144с.
9. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
10. Вартаньян Э. Из жизни слов. М., 1973
11. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М.-Л., 1966. www.humanitariancollege.ru
12. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. I., М.: БОНФИ, 2002
13. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии, 1997.
14. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т.2. // Под общей редакцией Л.И. Семиной. М.: БОНФИ, 2002
15. Сериков В.В.В. – Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М. Логос, 1999.
16. Леонтьев А.Н. - Общее понятие о деятельности. – М. Педагогика, 1989.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результатами использования технологии РКМЧП на различных этапах обучения, подбора интересного дидактического материала являются: способность учащихся самим решать трудные проблемы психологическая привлекательность их для учащихся снижение уровня невротизации детей формирование мотивации создание на уроке атмосферы творчества и духовной раскрепощенности.
Достоинства технологии : оценочность открытость новым идеям целостное рассмотрение ситуации поиск альтернатив выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни В технологии КМ выделяют три стадии: I . Стадия вызова. II . Стадия осмысления новой информации. III . Стадия рефлексии.
активизация каждого обучаемого; вызов интереса теме и определение цели ее рассмотрения;
качественные прилагательные относительные прилагательные притяжательные прилагательные притяжательные прилагательные страусиное яйцо мамин шарф лисья нора Что их отличает от других прилагательных? Чьё? Чей? Чья? указывают на принадлежность лицу или животному отвечают на вопрос ЧЕЙ? Задание №1
Кластер Мозговой штурм Верные и неверные утверждения Инсерт «Толстые» и «тонкие» вопросы Кьюбинг Синквейн Бортовой журнал Зигзаг Письмо по кругу Чтение с остановками
существительное Прилагательное причастие прилагательное причастие глагол глагол глагол свое отношение синоним
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; вырабатывать собственное мнение на основе различного опыта, идей и представлений выражать свои мысли ясно, сжато и корректно по отношению к окружающим аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность) брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми
В результате применения современных технологий формируется высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности, улучшается, растёт взаимопонимание между учителем и обучающимися, воспитывается уважение к мнению собеседника. У обучающихся исчезает страх допустить ошибку и скованность при высказывании, удовлетворяется коммуникативная потребность, расширяется кругозор, растёт интеллект и интерес к изучению языка. Обучающиеся развиваются как личности. Учащиеся умеют аргументировать свою позицию, находить нестандартные решения в различных ситуациях, приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации (работают в парах и группах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности подростков"
Обобщение личного педагогического опыта учителя первой категории Логиновой Людмилы Ивановны по преподаванию дисциплины английский язык на базе МОУ "Головинская СОШ" Белгородского района Белгородской о...
Использование кейс-метода на уроках русского языка и литературы
Кейс – технологияЭто метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Главное её предназначение – развивать способность разраб...
Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский» Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...
Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».
Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....
Использование современных технологий на уроках русского языка в период адаптации учащихся 5-х классов
Аннатация + разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сколько лексических значений имеет слово"...
Статья "Использование активных методов на уроке иностранного языка"
Активные методы и их роль в обучении. Преимущество использования игровых методов при изучении иностранного языка. Формирование лексических навыков обучающихся посредством метода ...
Статья "Использование проектного метода на уроках русского языка для формирования коммуникативной компетенции специалистов сферы общественного питания"
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования профессиональной подготовки специалистов сферы общественного питания в системе среднего профессионального образования. В данной статье ра...