Урок по теме "Правописание суффиксов причастий". 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Нехай Ольга Александровна

Урок рассчитан на провторение правописания суффиксов причастий и Н-НН в причастиях. Также материал содежит задания по пунктуации в предложениях с причастным оборотом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_prichastie_10_klass.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Причастие". 10-й класс

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

ХОД УРОКА

Повторение

1. Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения. Запомните произношение

украинский

феномен

центнер

созыв

тождество

черпать

тотчас

христианин

убыстрить

цемент

пуловер

шасси

револьвер

договор

озлобить

опошлят

вероисповедание

начатый

ненависть

кровоточить

отозвала

корысть

нарвала

отключенный

отбыла

донельзя

приданое

углубить

завидно

семинария

понявший

вовремя

засветло

прибыв

мозаичный

экслибрис

2. Повторим орфографию. Вставьте пропущенные буквы в словах:

Ад(?)ютант, а(к,кк)..мп(о,а)н..мент б..(л,лл)..тристика, д(е,и)л(е,и)тант, д..(с,сс)ку(с,сс)ия, дра(м,мм)атический, пр..в..(л,лл)егия пр..ор..тет, инт..(л,лл)..генция, и(л,лл)юминация, инц..дент, под(?)ячий, пр..в..лировать, пр..словутый, пр..ц..дент, пр..п..ганда, п..р..ферия, ст..пендия, д…р…ж…р, а(п,пп)л..д..сменты, ра…овая д…скр…минация, д…ф…цит, (е,и)жд..венец, де(ф,фф)ект, п…лисадник.

Актуализация знаний

Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме "Причастие". Изучите материал презентации. Прочитайте параграфы учебника по теме «Причастие»

ПОВТОРИТЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Действительное причастие

настоящего времени

Действительное причастие

прошедшего времени

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

от гл. I спр.

от гл. II сп р.

от гл. I спр.

от гл. II спр.

-ущ, -ющ-

несут - несущий

колются -

       колющийся

-ащ-, -ящ-

молчат -молчащий

видят -видящий

-вш-

клеил —

       клеивший

увидел —

      увидевший

-ш-

замерз – замерзший

 пек - пекший

    Правописание суффиксов зависит от спряжения

    Правописание гласной зависит от начальной формы    (гласной перед –Л-)

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ

Страдательное причастие

настоящего времени

Страдательное причастие

прошедшего времени

Образуются только от перех. гл. несов. вида

Образуются от перех. гл.

сов. вида; редко от несов. вида

от гл. I спр.

от гл. II спр.

-ем-, -ом-

Уважаем –

     уважаемый

встречаем -  

     встречаемый

-им-

гоним - гонимый

мучим - мучимый

-нн-

выделал ~ выделанный

обстрелял - обстрелянный

-енн-

выделил — выделенный

-т-

сшил — сшитый

Правописание суффиксов

зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)

4. Закрепление

Анализ текста.

Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела.(А.Толстой.)

Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.

Осложнённое списывание.

1.Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургненв). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И.Тургенев).

2. Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в суффиксах  причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

Книги  это духовное завещание одного поколения другому совет умира_щего старика юноше начина_щему жить приказ передава_мый часовым отправляющ_мся на отдых часовому заступа_щему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше зате_(н,нн)ого им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку увеш_(н,нн)ую пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах окле_(н,нн)ых зелёными обоями с розовыми разводами висели три картины пис_(н,нн)ые масл_(н,нн)ыми красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу вымощ_(н,нн)ую серыми камнями усе_(н,нн)ую жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме едва вид_мый в облаке вод_(н,нн)ой пыли и пронос_мой ветром пены. (Серафимович)

Отметьте номера слов, в которых пишется е.

1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.

Выполните тест

1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-).

1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-.

1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.

1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон).

2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно).

4. Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках?

1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.

2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется - нн-?

1) Мочё..ые яблоки.

2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

3)Сельдь вымоче..а в молоке.

6. В каких словосочетаниях пишется - н-?

1) Кипячё..ое молоко.

2) Кипячё..ое на медленном огне молоко.

3)Вскипячё..ое молоко.

4)Некипячё..ое молоко

7. Вставьте пропущенные буквы.

1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.

2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.

1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.(П.Антокольский)

2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.(Р.Штильмарк)

3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.(В.Конецкий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Универсиады. Тема "Суффикс", 5 класс. ч1 из 3

План-конспект урока русского языка в 5 классе 14 стр, разбит на 3 части по 1 Мб т.к. фото-слайды даже после сжатия занимают достаточно большой обьем. Тема урока "Суффикс". Урок проведе...

Тест по русскому языку «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса

Задание теста «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса помогают учителю выявить знания по одной из самых трудных тем раздела "Морфология"...

Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""

Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...

Проверочная работа "Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Тест "Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных"  7 класс   и карточки для индивидуальной работы...

Урок русского языка "Суффикс", 5 класс

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Суффикс". Урок построен по ТРКМЧП....

Технологическая карта урока по теме: "Суффикс". 5 класс

Технологическая карта урока по тем: "Суффикс". 5 класс....