Урок русского языка "Суффикс" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 107.5 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 14.14 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов, их значения и функции
Функция | Суффиксы | Примеры | Значения |
словообразовательные | -ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- | уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки | |
- чик-,-щик-,-ист-,-тель- | название лица по роду занятий, по профессии | ||
-оват-,-еват- | признак предмета | ||
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- | название лица по месту жительства | ||
-ец- | принадлежность действия лицу | ||
-ищ- | увеличительное значение | ||
-ищ- | место | ||
формообразовательные | -ть – | инфинитив | |
-л- | глагол прошедшего времени |
Тема: «Суффикс» 5 класс
Цель - формирование компетенций обучающихся:
- языковой;
- коммуникативной;
- лингвистической;
- культуроведческой;
- информационной.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать знания обучающихся о суффиксе как словообразовательной и формообразующей морфеме;
- формировать навыки активного слушания, словообразовательного анализа;
- формировать умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельно выводы на основе изучаемого лингвистического материала;
- развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы (развитие логического мышления, активизация памяти);
- формировать навыки самостоятельной работы, работы в парах, самопроверки.
Воспитательные:
- пробуждение интереса к языку, воспитание бережного отношения к слову;
- создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;
- воспитание чувства ответственности и взаимоподдержки
Методы обучения:
- По характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
- По степени активности учащихся: продуктивный, творческий.
- По источнику знаний: словесный, практический, наглядный, использование компьютерной техники.
- Интеллектуальные: сравнение, классификация материала, дедуктивный.
Методические приёмы:
1. Работа с графическими схемами.
2. Эвристическая беседа.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Монологическое выступление учителя.
5. Словообразовательный разбор.
6. Творческое задание.
7. Взаимопроверка.
8. Познавательная игра.
9. Работа с опорной схемой
Тип урока: урок усвоения нового, систематизации и обобщения знаний и закрепления умений.
Вид урока: урок – практикум.
Межпредметные связи: русский язык – литература, краеведение
Используются современные технологии обучения: педагогика сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.
Методы:словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля; поисковые, дедуктивные.
Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках освоения нового материала.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа по парам
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия, анализируя его;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
- строить сообщения в устной и письменной форме по самостоятельно составленному плану;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- выделять существенную информацию из устного сообщения;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- обобщать, т. е. осуществлять выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- решения разнообразных коммуникативных задач.
II. Планируемые предметные результаты
Усвоение продуктивных в современном русском языке словообразовательных моделей при изучении словообразования определенной части речи, осмысление понятия словообразовательного типа.
Уменьшение количества речевых ошибок, связанных с отступлениями от норм русского словопроизводства.
Знание основных аффиксов той или иной части речи, понимание семантических, словообразовательных и морфологических особенностей основных лексико-грамматических классов слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).
Развитие орфографической зоркости.
Умение производить словообразовательный анализ как эффективный способ семантизации производной лексики на уроках русского языка и чтения при обогащении словарного запаса учащихся.
Принципы обучения:
Дидактические:
- Научности (представление об омонимичных словообразовательных суффиксах и формообразовательных суффиксах).
- Доступности (опора на знания о суффиксе, его функции, значениях).
- Активности и сознательности учащихся в обучении (составление таблиц; участие в уроке-путешествии).
- Наглядности (использование “маршрутного листа”, дидактического материала).
Общеметодические:
- Структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов).
- Функциональный (опора на знания о суффиксе и его функции).
- Внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов).
Частнометодические:
- Мотивационный (учащиеся сами определяют зону актуального развития и зону ближайшего развития через условные обозначения).
Методы формирования понятий и контроля знаний
- Постановка учащимися учебных задач.
- Решение учащимися учебных задач.
- Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
- Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.
Методы формирования умений
- Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.
- Составление предложений с включением слов, имеющих суффиксы определённого значения.
Средства обучения:
- “маршрутный лист”,
- текст “Тревожные события”,
- карточки с дифференцированными заданиями,
- таблица “Суффиксы и их значения”.
КОНСПЕКТ УРОКА
5 класс
Суффикс
Предварительный просмотр:
Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов, их значения и функции
Функция | Суффиксы | Примеры | Значения |
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- | |||
- чик-,-щик-,-ист-,-тель- | |||
-оват-,-еват- | |||
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- | |||
-ец- | |||
-ищ- | |||
-ищ- | |||
-ть – | |||
-л- |
Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов, их значения и функции
Функция | Суффиксы | Примеры | Значения |
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- | |||
- чик-,-щик-,-ист-,-тель- | |||
-оват-,-еват- | |||
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- | |||
-ец- | |||
-ищ- | |||
-ищ- | |||
-ть – | |||
-л- |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Суффикс»
СУФФИКСЫ ЗНАЧЕНИЯ - ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк - - чик-,-щик-,-ист-,-тель - - оват-,-еват - - ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск - -ец- -ищ- -ищ- уменьшительно-ласкательное значение – суффиксы оценки
«Тревожные события» На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
СУФФИКСЫ ЗНАЧЕНИЯ - ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк - уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки - чик-,-щик-,-ист-,-тель - - оват-,-еват - - ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск - -ец- -ищ- -ищ- н азвание профессии по роду занятий признак предмета н азвание лица по месту жительства п ринадлежность действия лицу у величительное значение место
Словообразовательные
- ть - -л- инфинитив г лагол прошедшего времени Формообразовательные
Физ ультми утк
Домашнее задание: Т.: п. 46 Упр. 529 или упр. 530 (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
презентация к уроку русского языка6 класс
презентация урока...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...