Урок Универсиады. Тема "Суффикс", 5 класс. ч1 из 3
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
План-конспект урока русского языка в 5 классе 14 стр, разбит на 3 части по 1 Мб т.к. фото-слайды даже после сжатия занимают достаточно большой обьем.
Тема урока "Суффикс".
Урок проведен 17.03.2012г. в рамках мероприятий конкурса «Урок Универсиады».
Помимо плана-конспекта с уроком можно ознакомиться просмотрев видеоролик продолжительностью 15 минут и презентацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школa с углубленным изучением отдельных предметов»
Вахитовского района г. Казани
План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Суффикс
(для конкурса «Урок Универсиады»)
Учитель высшей квалификационной категории
Лалит Фарида Сагитовна
Казань 2012г.
План-конспект урока русского языка в 5 классе
(урок проведен 17.03.2012г. в рамках конкурса «Урок Универсиады». С уроком можно ознакомиться просмотрев видеоролик продолжительностью 15 минут и презентацию)
Урок проводит: учитель высшей категории МОУ «Общеобразовательной средней татарско-русской школы с углубленным изучением отдельных предметов» Лалит Фарида Сагитовна.
Техническое оборудование и материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, звуковые колонки, презентация в формате PowerPoint (внимание, гиперссылка, нажать Ctrl, навести на слово «презентация», нажать левую кнопку мышки), тесты, раздаточные карточки-тесты, кластеры.
Тема: Суффикс.
Цель: повторить определение суффикса, отработать действия по выделению из основы суффикса, помочь учащимся осмыслить словообразующую роль суффикса.
Задачи:
- Обучающие:
- научиться узнавать суффиксы: –чик-, -щик-, -тель, -енок, -ист, -иц-, -к-;
- научить правильно писать суффиксы: –тель, -ист;
- Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся;
- Воспитательные:
- вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку и родному краю;
- Коррекционные:
- преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию, развивать коммуникабельность и доброжелательность общения, способность к контакту;
- Задача социализации и метапредметного подхода: параллельно с реализацией предыдущих поставленных задач в спроектированном уроке используется принцип активизации и стимулирования творческого потенциала учеников через ознакомление их с текущими социальными процессами, с краткими обращениями к истории и традициям родного края. Опорным элементом социализации урока является тема предстоящей ХХVII Всемирной Универсиады в 2013г., которая будет проводится в г.Казани. Урок рассчитан на метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетенции.
Методы обучения:
1. Репродуктивный (для формирования триады: знания-умения-навыки):
- Знать правила употребления суффиксов;
- Уметь применять полученные знания;
- Формировать навык осмысленного использования суффиксов в связанной речи.
2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
3. Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме: «Суффикс».
Приёмы обучения:
1. Открытие темы урока;
2. Создание ситуации затруднения «Как превратить названия видов спорта в спортсмена?»;
3. Лингвистический эксперимент;
4. Беседа, сопровождаемая проблемными вопросами;
5. Работа с текстом;
6. Устный «Лексический диктант»;
7. Лингвистическая игра «Горка».
Ход урока
В начале урока учащимся предлагаю посмотреть на изобразительный ряд: стадион, университет, футбол, фехтование, игра, Казань, стрельба.
Демонстрируется слайд №4 (изобразительный ряд – суффикс).
- Ребята, запишите первые буквы в словах. Что получается? (слово «суффикс»).
Демонстрируется слайд №5 (изобразительный ряд – суффикс).
- Сегодня мы говорим о суффиксах – такова тема нашего урока.
Запись темы: «Суффикс».
- Вспомните, что вы знаете о суффиксе?
Демонстрируется слайд №6 (определение суффикса).
- Давайте еще раз посмотрим фотографии.
Демонстрируется слайд №7 (изобразительный ряд – суффикс).
- Какая общая тема их объединяет? (спорт, движение). А университет? Казань? Правильно, Универсиада.
- Мы гордимся тем, что в нашем прекрасном городе, третьей столице России, в июле 2013 года будет проходить ХХVII Всемирная Универсиада – спортивные состязания студентов.
Демонстрация слайда №8 (логотип универсиады).
- Скажите, есть ли в слове «котенок» суффикс? (уменьшительно-ласкательный суффикс -енок).
- Назовите слова с таким же суффиксом (предполагаемые ответы: ребенок, утенок, жеребенок и.т.д.).
- Ребята, а среди вас есть спортсмены? Поднимите руки те, кто занимается спортом.
- В Казани будут состязаться спортсмены в 27 видах спорта: баскетбол, водное поло, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, настольный теннис, плавание, прыжки в воду, спортивная гимнастика, теннис, фехтование, футбол, художественная гимнастика, бокс, борьба, борьба на поясах, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, пляжный волейбол, стрельба, тяжелая атлетика, хоккей на траве, самбо, синхронное плавание, регби, бадминтон, шахматы ...
Хочу обратить особое внимание на то, что на ХХVII Всемирной Универсиаде в перечень видов спорта включена борьба на поясах куреш, подобная национальной татарской борьбе Көрәш.
Лингвистический эксперимент.
- Ребята напишите в тетради слово – футболист.
- Теперь обведите кружком три последние буквы.
- Какое слово вы можете прочитать за пределами кружка? Правильно это слово – футбол.
- Как же образовалось новое слово? ( образовалось за счет прибавления суффикса –ист).
- Поздравляю вас. В результате поставленного эксперимента вы самостоятельно открыли способ образования слов в русском языке. Называется он суффиксальный способ образования.
Словарно-орфографическая работа.
Демонстрация слайда №9 (Суффиксальный способ образования – образование слов с помощью суффиксов).
- Применим открытый вами способ словообразования. Превратим названия видов спорта в спортсменов.
Демонстрируется слайд №10 (Перечень видов спорта).
- 14
Предварительный просмотр:
Какой суффикс следует добавить? Правильно, -ист.
Демонстрируется слайд №11.
- Перепишите в свои тетради любые три слова, которые обозначают лица, занимающихся спортом.
- Кто догадается, что обозначает суффикс - ист? (указывает на человека по роду занятий). Составьте предложение с любым из образованных слов.
- Мы с вами записали слова, обозначающие лиц, занимающихся спортом. К какому роду эти слова относятся? (Правильный ответ: «К мужскому роду»)._
- Как назовем девушку-спортсменку, которая занимается волейболом? (Правильный ответ: «Волейболистка»).
- А как образовалось это новое слово? (при помощи суффикса -к-)
Демонстрируется слайд №12.
- Образуйте от данных слов новые слова при помощи суффикса -к-.
7-14
Далее работа в парах (взаимопроверка).Демонстрируется слайд №13 (правильное словообразование).
- Сколько суффиксов в новых словах? Правильно, оказывается, в слове может быть не только один суффикс.
Динамическая пауза в сопровождении песни «Хорошо спортсменом быть» (Внимание, гиперссылка, нажать Ctrl, навести на название песни, нажать левую кнопку мышки) сл. А. Жарова, музыка В. Мурадели.
Демонстрируется слайд №14 с текстом песни «Хорошо спортсменом быть».
- Ребята, а где будут играть в футбол, волейбол, баскетбол спортсмены и спортсменки? Правильно, на стадионе.
8-14
- Хотите узнать, как произошло это слово?
Демонстрируется слайд №15 (текст о происхождении слова стадион).
- Перепишите второе предложение. Найдите в этом предложении однокоренные слова («красоту», «красивыми»). Определите части речи этих слов («красоту» - существительное, «красивыми» - прилагательное). Получается, что при помощи суффикса от одной части речи могут образовываться слова другой части речи.
- Найдите прилагательные (далекие, современных, красивыми, крепкие, ловкие, коротком).
- Какие суффиксы характерны для прилагательных? (-ек, -енн, -ив, -к).
- Найдите глаголы (провели, ценили, проводить, произошло).
- Какие суффиксы характерны для глаголов? (-е-, -и-, -л-).
Итак, для каждой части речи характерны свои суффиксы.
- Специально к Универсиаде будет построено множество новых спортивных объектов:
- Футбольный стадион на 45 тысяч мест;
- Центр волейбола;
- Дворец Водных видов спорта;
- Академия Тенниса;
- Дворец единоборств «Ак Барс»;
- Бассейн «Буревестник»;
спортивные комплексы
- «Тезуче»;
- «Зилант»;
- «Олимпиец»,
и множество других спортивных сооружений, которые можно увидеть на сайте http://kazan2013.ru/ .
9-14
Демонстрируется слайды № 16, 17 (объекты универсиады).
- А кто эти объекты строит? Назовите профессию (Ответ: «Строитель»).
10-14
-Верно, это слово образовано при помощи суффикса –тель, который обозначает название лица по его действию. Запишите в столбик слова (под диктовку).
Предварительный просмотр:
Демонстрируется слайд №18:
- Образуйте от данных слов с помощью этого суффикса –тель новые слова.
- Проверьте себя (демонстрируется слайд с правильными вариантами словообразования).
Демонстрируется слайд №19:
- Также на объектах Универсиады трудятся люди разных профессий. Я думаю, будет нетрудно догадаться, кто …
Устный «лексический диктант».
Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
- А также грузчик, забойщик, разносчик.
11-14
- Демонстрируется слайд №20.
- Правильно, эти слова обозначают человека по профессии и роду занятий.
А теперь покатаемся на лыжах.
Лингвистическая игра «Горка»
(Способствует развитию навыка словообразования и подбора родственных слов).
Описание игры:
В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку и прокатиться с нее может только тот, кто правильно впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех общим, указано, надо лишь найти верное продолжение. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справился со своим заданием.
Демонстрация слайда №21.
12-14
- Проверьте себя (демонстрируется слайд №22 с правильным результатом).
- А теперь ребята вспомним все, что вы узнали нового о словообразовании при помощи суффикса.
- Что такое суффикс? Для чего служат суффиксы? (Ответ: «Для образования новых слов»). Какие суффиксы указывают на человека по роду его занятий ? (Ответ: -ист, -чик, -щик). Какой суффикс обозначает название лица по его действию? (Ответ: -тель).
Демонстрируется слайд №23, ученикам раздаются памятки- «суффикс-кластер».
- С помощью этого кластера дайте ответ на вопрос: какие суффиксы характерны для существительных, прилагательных, глаголов?
13-14
Демонстрируется слайд №24, ученикам раздаются карточки с тестом.
- Проверьте себя (демонстрируется слайд №25 с правильными ответами).
- Ребята мы закончили урок. Вы вспомнили, что такое суффикс и узнали, как при помощи суффикса образуются новые слова. Дома напишите текст на тему «Казань готовится к Универсиаде».
Вы так же ознакомились с краткой информацией о ХХVII Всемирной Универсиаде 2013г. Если хотите больше узнать об этом спортивном празднике, вы можете посмотреть подробную информацию на сайте Универсиады http://kazan2013.ru/, а также принять в нем непосредственное участие вместе со своими родителями, братьями и сестрами как Волонтёры (фр. volontaire, от лат. Voluntarius – человек, который добровольно помогает без расчёта на денежное вознаграждение). Желаю вам здоровья и успехов. Спасибо за внимание.
14-14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок универсиады
Познакомить с историей универсиады.Формировать положительное отношение к универсиаде.Вызвать желание заниматься любимыми видами спорта....
Урок "Универсиады-2013"
Урок для конкурса Универсиада-2013...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Урок Универсиады
2013 год-Год Унивесиады.Классные часы для классных руководителей....
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
"Урок Универсиады"
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники праздника, учителя и учащиеся школы! Приглашаю вас на наш спортивный праздник “Урок универсиады”, где каждый может посоревноваться в ловкости, быстроте, метко...