Урок русского языка "местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Местоимение. Урок-обобщение.
Цель урока: воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование навыков грамотного письма, формирование норм литературной речи, профориентационное воспитание.
Форма проведения: игра.
Оборудование: доска, проектоскоп, компьютер, словари, карточки.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя о профессии корректора.
Корректоры бывают от Бога,
И вы - самый яркий пример.
На строчки глядите так строго,
В профессии – без полумер.
Где надо, поставите скобки,
Запятую, тире, мягкий знак.
Из безграмотной чей-то подборки
Вы изгоните весь кавардак.
Вы так ласково любите слово
И так трепетно русский язык.
Мы не знаем кого-то другого,
Кто к ошибкам бы нашим привык.
Вы поправите нас очень нежно,
Растолкуете как, почему,
Чтобы чёрным да на белоснежном
Без ошибок учились письму.
- Словарная работа.
Задание: произнести слова корректор, корректура, корректировать (записаны на доске) по слогам, найти лексическое значение по толковому словарю, записать словосочетания с этими словами в тетрадь.
Задача: кто из класса соответствует требованиям этой профессии?
- Игровые задания.
А. Найти орфограммы, назвать правила.
Некто.
Никто никому ничего не сказал,
Что Некто и с кем-то куда-то попал.
Никто ведь об этом ничто не узнал,
Что Некто зачем-то куда-то пропал.
А Некто с кого-то пример не берёт.
Он только худеет, не ест и не пьёт,
Не видит он даже, что некто идёт,
Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.
В какой день недели, в котором часу
Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу
Кому бы то ни было: этой, тому,
Нашему, вашему, даже ему?
Вернётся когда-нибудь Некто к себе
Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»,
В любой день недели он будет всегда
Повсюду, везде улыбаться тогда.
Б. Раздаются карточки с текстом и карточки проверяющего, учащиеся находят ошибки в словах, исправляют их и переписывают текст в тетрадь, меняются ими, проверяют друг у друга, результаты записывают в карточки.
(1)Девачка взяла веник да так и села на пол – до того (2)испугалось. Под веником кто-то был! (3)Небальшой, (4)лахматый, в (5)краснай рубахе, блестит (6)глозами и (7)малчит. (8)Девачка тоже (9)малчит и думает: «Может, это ёжик? А почему он (10)адет и (11)абут, как мальчик? (12)Зовели его ключом и ушли. Но ведь (13)завадные игрушки не умеют кашлять и так (14)громка чихать».
«Окошки грамотея»
Дата __________
Фамилия, имя __________________
Количество правильных ответов _____
Оценка, роспись проверяющего ______________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А | ||||||||||||||
О |
Критерии оценивания:
13-14 ПО – «5»
12-11 по – «4»
10-7 по – «3»
7 и ниже По – «Придётся выучить и исправить!»
В. Каким словарём чаще всего пользуется корректор? Работа с компьютером. «Фраза» : непроверяемые гласные в корне, 6 кл., знаки препинания при прямой речи, 5 кл.
Г. Прослушайте рассказ "Умные спорщики" (из книги В.Волошиной "Русский язык). Выпишите все местоимения, распределив их по разрядам в таблице.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
- Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
- Эх вы, глупые спорщики, - сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!
(Побеждает тот, которому удалось выписать больше местоимений и без ошибок определить разряд каждого.)
Д. Поэтическая дуэль. Прочитать стихи, найти местоимение, определить разряд и синтаксическую роль.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей! (А. Фет)
Спросили про цветок любимый у меня.
Вы что, смеетесь?
Будто бы возможно
Из тысячи любимейших предметов
Назвать наилюбимейший предмет. (В. Солоухин)
Красные розы на белом окне,
Словно горели в ярком огне,
Словно смотрели прямо в глаза,
Словно хотели что-то сказать… (Ю. Шмидт)
Среди проталин вешних
В лесу я отыскал
Задумчивый подснежник,
Цветок в три лепестка.
Пусть он рассудит,
Что меня ждет:
Любит… Не любит…
К сердцу прижмет… (В. Калитин)
Цветок фиалки
Словно фея лесная…
Не спугни своё счастье! (Д. Румата)
Е. Роль местоимений в нашей речи. Найти и исправить ошибки. Фрагмент сочинения.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.
«Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперёд. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу. «Кто-нибудь придёт ему на помощь»,-подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь.»
Ж. Творческое задание. Придумайте пантомиму, чтобы проиллюстрировать фразеологизмы с местоимением - например, такие: мы сами с усами; рвать на себе волосы.
(Фразеологизмы не называю, а предлагаю учащимся задания, записанные заранее. Показать фразеологизм пантомимой надо так, чтобы другие учащиеся угадали, о чем идет речь.)
4.Итоги.
Какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили?
Какими качествами должен обладать корректор?
Как мы можем у себя сформировать орфографическую зоркость?
5. Домашнее задание: сочинить небольшой рассказ с использованием местоимений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...