Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Осипова Светлана Николаевна

Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mestoimenie.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

ТЕМА « Местоимения»

(6 класс)

цель урока :1. Обобщить знания и умения  по теме «Местоимения» ,   отработать

                             умения  по применению местоимений в речи.

                      2. Воспитать   чувство патриотизма,   ответственное отношение  к истории  

                              своего народа; развивать умение работать в коллективе.

                          3. Развивать устную и   письменную речь учащихся.

 тип урока : урок-обобщение

форма проведения : урок-путешествие

оборудование  : карта путешествия, карточки-тренажеры, памятки,     магнитная доска, стенд, посвященный Победе в В.О.войне, книга Памяти.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Оргмомент


















Проверка  д/з

(в форме ответов на вопросы)




Выполнение учебных задач.










Работа по тексту






















































































\



Подведение итогов.


Постановка д/з





Выставление оценок.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. На уроке мы сегодня    повторим и обобщим знания в области местоимений.

 А еще мы на уроке совершим путешествие в прошлое . Скоро ,

 9 мая, вся наша страна  и мир будут отмечать День Победы . Поэтому и мы попутно поговорим об этой дате.

-Кто скажет , сколько лет победы  будет в этом году?

 - А что нужно знать для любого путешествия ?

 -  Наш маршрут известен.

Сегодня мы с вами побываем на некоторых участках событий того времени.

 - Для отправки в путешествие  необходимо купить билеты. Итак, готовы?

(учащимся задается по одному вопросу)

- Билеты куплены , рассаживаемся поудобнее и летим.


Мы с вами полетим в Брестскую крепость. 22 июня  , в воскресное утро 1945 года,  был совершен первый удар по этой крепости.

Мало , кто выжил, однако  как могли и сколько могли солдаты  держались.

 Какое задание нам необходимо

выполнить здесь, сейчас посмотрим.

Задание 1.

- Прочитать  выразительно текст.

( текст на доске).

-О чем этот текст?  

- От какого лица идет повествование ?

- Какое название можно дать ?

-  Найти местоимения  и определить их разряд.

 С задачей справились . Летим дальше.  Война велась на нескольких фронтах. С севера гитлеровцы хотели захватить город  Ленинград и прорваться к Москве  еще в 1941 году. Но жители этого города выдержали блокаду  и не сдались.

 ( Пример 125, 250 50 граммами хлеба) .

Задание 2. Определить падеж местоимений, найденных в тексте.

- Наше путешествие продолжается . Мы отправляемся на  места сражений   под Москвой . Уже к поздней осени 1941 года фашисты подобрались к Москве. Был дан приказ: «Отстоять Москву, ни шага назад, позади Москва!» И русские люди отстояли.

Задание 3.

Просклонять местоимение

1 гр. – себя

2 гр. какой-либо



- Гитлеровцы атаковали территорию СССР  со всех сторон, в том числе и с юга. Они хотели захватить  город Сталинград. Бои шли за каждый квартал, каждый дом.

 Задание 4.

Разобрать морфологически местоимение

1 гр. – ее

 2 гр. – эта (высота)

 - Каждую семью коснулась война, никто не остался в стороне.

В тылу готовили для фронта все: припасы продуктов, одежды,  боеприпасы и т. д.  На фронт шли эшелоны с помощью , писали письма поддержки. С фронта  каждый день ждали ответа.

- стихотворение

-  К сегодняшнему уроку вы должны были узнать , кто из вашей семьи  ушел на фронт.

- Ребята, все эти фамилии занесены в Книгу Памяти.  (Демонстрация Книги.)

Задание 5.

 Словарный диктант.

 Несколько атак

 Нисколько не боялись

 Кого-либо бросить

 Что-нибудь попросить

 Ни у кого не было

  Ни с чем не сравнить  

- Земля горела  на Курской дуге. Несколько дней шли бои , силы были равные.  В большом овраге все смешалось : люди, танки. Много полегло  солдатов, но наши  дугу взяли.

 Задание 6.

Работа за компьютером( тест по данной теме).

- Итак, ребята, закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой.

 - 61 год отмечается в этом году со Дня Побед над фашизмом. Сегодняшнее поколение не должно забывать об этой войне.

 



 Подведем итоги урока.

- Чем мы сегодня занимались?


Постарайтесь  о сегодняшнем уроке написать сообщение.

Разобрать морфологически местоимение  нас ( встретили)  по карточке.



Учащиеся делятся на 2 группы и занимают рабочие места. Из своего числа выбирают командира.






 Ответ учащихся.


- маршрут путешествия






Каждый учащийся должен  ответить на один вопрос , чтобы «купить» билет.

















О сражении.


От первого.



Учащиеся зачитывают примеры  местоимений по цепочке.










Учащиеся зачитывают по цепочке.











 С каждой группы по одному ученику – у доски. Остальные  в тетрадях.











Учащиеся группой работают у доски.





Чтение ученицы отрывка из стихотворения К.Симонова «Жди меня…» (Осипова А.)


 Сообщения учащихся.






У доски работают по одному ученику с каждой группы.


-взаимопроверка  и взаимооценка.









Учащиеся работают по группам.





Чтение  ученика стихотворения наизусть (Колсанов К.)





Ответы учащихся.

 












Знакомство с картой.


Вопросы  - на карте.

Учитель после каждого ответа раздает «билеты».

















Текст читает учитель.


Словарная работа

( на доске)

Шквальный огонь-

Сильный и резкий огонь










Демонстрация  кусков хлеба













Проверяется по группам. Ученик , работающий у доски, зачитывает свой ответ.


Словарная работа

( на доске)

СССР расшифровка






Зачитывает один учащийся.












Сообщение учителя об ушедших на фронт

 Из села ушло –     156человек

Вернулись всего 34

Остались на полях сражений – 122.

 По Татарстану не вернулось более350 тысяч лучших сынов и дочерей.










После завершения работы на компьютере  подводятся итоги.





     Бой был жаркий и длился н_сколько дней . Эта высота переходила от немцев к нам и наоборот, Много людей полегло там. Силы были не_равные , к тому же немцам шла подмога. Было просто  необходимо взять ее.  Н_когда не забуду этот летний день.  Одни готовились к бою, а другие хоронили раненых в одной общей бра_ской могиле. Затем был отдан приказ : «Наступать!» Мы поб_жали, крича: «Ура!» Немцы встретили нас шквальным огнем , но никто не обращал на это внимания. Один убитый см_нялся ж_вым. Ведь все защищали свою землю! И мы ее взяли.

                                                   ( Из воспоминаний  ветерана).

   Бой был жаркий и длился н_сколько дней . Эта высота переходила от немцев к нам и наоборот, Много людей полегло там. Силы были не_равные , к тому же немцам шла подмога. Было просто  необходимо взять ее.  Н_когда не забуду этот летний день.  Одни готовились к бою, а другие хоронили раненых в одной общей бра_ской могиле. Затем был отдан приказ : «Наступать!» Мы поб_жали, крича: «Ура!» Немцы встретили нас шквальным огнем , но никто не обращал на это внимания. Один убитый см_нялся ж_вым. Ведь все защищали свою землю! И мы ее взяли.

                                                   ( Из воспоминаний  ветерана).

   Бой был жаркий и длился н_сколько дней . Эта высота переходила от немцев к нам и наоборот, Много людей полегло там. Силы были не_равные , к тому же немцам шла подмога. Было просто  необходимо взять ее.  Н_когда не забуду этот летний день.  Одни готовились к бою, а другие хоронили раненых в одной общей бра_ской могиле. Затем был отдан приказ : «Наступать!» Мы поб_жали, крича: «Ура!» Немцы встретили нас шквальным огнем , но никто не обращал на это внимания. Один убитый см_нялся ж_вым. Ведь все защищали свою землю! И мы ее взяли.

                                                   ( Из воспоминаний  ветерана).

МЕСТОИМЕНИЯ

РАЗРЯД

ПАДЕЖ

Вопросы для «покупки» билетов

Что такое местоимение?

Разряды местоимений.

Чем отличается по своему значению местоимение от существительного, прилагательного и числительного?

Какие местоимения не склоняются ?

У каких местоимений нет именительного падежа?

Какие местоимения пишутся с дефисом?

В каких случаях не и ни  пишутся раздельно?

Назовите личные местоимения.

                Задание 1.

- Прочитать  выразительно текст.

( текст на доске).

-О чем этот текст?  

- От какого лица идет повествование ?

- Какое название можно дать ?

-  Найти местоимения  и определить их разряд.

              Задание 2.

 Определить падеж местоимений,

                  найденных в тексте.

     Задание 3.

Просклонять местоимение

1 гр. – себя

2 гр. какой-либо

         Задание 4.

Разобрать морфологически местоимение

1 гр. – ее

 2 гр. – эта (высота)

    Задание  5.

Словарный диктант.

    Задание 6.

Тестирование

на компьютере.

АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 РУССКИЙ ЯЗЫК

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ

( УРОК – ОБОБШЕНИЕ)

   

               УЧИТЕЛЬ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ОСИПОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

      АЛЕКСЕЕВКА , апрель   2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Разработка урока русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" 5 класс по учебнику Т.А. Ладыженской. Урок разработан с применением технологии дифференцированного обучения. Приложена опор...

разработка урока "Имя существительное как часть речи"

Урок для изучения имени существительного как части речи...

Разработка урока "Имя числительное как часть речи" 6 класс

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"...

Разработка урока "Имя существительное как часть речи". 5 класс.

Сценарий урока по ФГОС. Тип урока:открытие нового знания....

Разработка урока " Частица как служебная часть речи".

Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по русскому языку. Тема урока является составной частью раздела ...

Методическая разработка урока: "Выразительные возможности служебных частей речи"

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Выразительные возможности служебных частей речи" с презентацией может быть использована на уроках русского языка для проведения практи...

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"

Методическая разработка урока "Частица как служебная часть речи"...