РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СОДЕРЖАНИЕ

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5_klassy.docx229.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса  составлена  в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1577), основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 17 с УИОП ЩМР МО. Содержание реализуется с помощью учебника «Русский язык» для 5 класса в 2-х частях, авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык 5 класс. – М.: Просвещение, 2018 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»  в 5 классе:

Личностные результаты обучения русскому языку:     

-   понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты обучения русскому языку:     

- владение всеми видами речевой деятельности;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;                                                              

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.), коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты обучения русскому языку:      

- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» в 5   классе обучающиеся научатся:

Речь и речевое общение

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Обучающиеся получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающиеся научатся:

  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
  • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Чтение

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
  • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение 

Обучающиеся научатся:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
  • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Обучающиеся научатся:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, отзыв);
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • писать письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

  Текст

Обучающиеся научатся:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (участие в беседе, дискуссии), с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Обучающиеся научатся:

  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • различать и анализировать тексты разных жанров научного, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад; выступление, очерк как жанры публицистического стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.

 Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетикаи орфоэпия. Графика

Обучающиеся научатся:

  • проводить фонетический анализ слова;
  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающиеся научатся:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования;
  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Обучающиеся научатся:

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
  • группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы;
  • опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
  • опознавать омонимы разных видов;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

 Обучающиеся научатся:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии;
  • различать грамматические омонимы;
  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • извлекать необходимую информацию из словарей; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

 Обучающиеся научатся:

  • опознавать основные единицы  синтаксиса  (словосочетание,  предложение)  и  их

виды;

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;
  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающиеся научатся:

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Обучающиеся научатся:

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание учебного предмета

Раздел. №1.  Язык и общение (3 часа)

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

 Раздел №2. Повторение пройденного в 1 - 4 классах (25 часов)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Раздел №3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (36 часов)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Раздел №4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 часов)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Раздел №5. Лексика. Культура речи (14 часов)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Раздел №6. Морфемика. Орфография. Культура речи (30 часов)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Раздел №7.  Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (23 часа)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (15 часов)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (34 часа)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Раздел №8.  Повторение и систематизация изученного (15 часов)

1.Разделы науки о языке.

2.Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

3. Повторение по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

4. Повторение по разделу «Имя существительное», «Имя прилагательное».

5. Повторение по разделу «Лексика».

6. Повторение по разделу «Глагол».

Календарно – тематическое планирование 210 часов в год.

№ урока

  Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Язык и общение (3 часа)

1

 Язык и человек. Общение устное и письменное.

03.09-07.09

2

 Чтение и его виды. Слушание и его приёмы.

03.09-07.09

3

Р/р. Стили речи (научный, художественный, разговорный).

03.09-07.09

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (25 часов)

  1. 4
  1.  Звуки и буквы. Произношение и правописание.

03.09-07.09

  1. 5
  1.  Орфограмма. Место орфограмм в словах.

03.09-07.09

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

03.09 -07.09

7

 Правописание непроверяемых безударных

гласных в корне слова.

10.09-14.09

8

 Правописание проверяемых   согласных в корне слова.

10.09-14.09

9

 Правописание непроверяемых и

непроизносимых согласных в корне слова.

10.09-14.09

10

 Правописание букв И, У, А после шипящих.

10.09-14.09

11

 Разделительные Ъ и Ь.

10.09-14.09

12

 Раздельное написание предлогов с другими словами.

10.09-14.09

13

 Входная контрольная работа.

17.09-21.09

14

 Р/р.  Текст.

17.09-21.09

15

 Обучающее изложение (По Г.А. Скребицкому)

17.09-21.09

16

Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа.

17.09-21.09

17

 Раздельное написание НЕ с глаголами.

17.09-21.09

18

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

17.09-21.09

19

 Р/р. Тема текста. 

24.09.-28.09

20

 Правописание гласных

 в личных окончаниях глаголов.

24.09.-28.09

21

Имя существительное: склонение, род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях.

24.09.-28.09

22

 Буква Ь на конце существительных после шипящих.

24.09.-28.09

23

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

24.09.-28.09

24

Р/р. Обучающее сочинение по впечатлениям

(по картине А.А. Пластова «Летом»). Правка текста.

24.09.-28.09

25

 Местоимения 1,2,3 лица. Наречие (ознакомление).

01.10-05.10

26

 Р/р. Основная мысль текста.

01.10-05.10

27

 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».

01.10-05.10

28

 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

01.10-05.10

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (36 часов)

29

 Пунктуация как раздел науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание предложение, текст.

01.10-05.10

30

 Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

01.10-05.10

31

 Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

08.10-12.10

32

 Разбор словосочетания.

08.10-12.10

33

 Предложение. Простое предложение.

08.10-12.10

  1. 34

 Р/р. Устное и письменное сжатое изложение.

08.10-12.10

35

 Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.

08.10-12.10

36

Виды предложений по интонации. Восклицательные предложения.

08.10-12.10

  1. 37

Р/р. Обучающее сочинение-повествование. Устный отзыв о сочинении товарища.

15.10-19.10

38

Практикум по теме «Словосочетание и предложение».

15.10-19.10

39

Члены предложения. Главные члены предложения.   Подлежащее.

15.10-19.10

40

Главные члены предложения.  Сказуемое.

15.10-19.10

41

Тире между подлежащим и сказуемым.

15.10-19.10

42

Нераспространённые и

распространённые предложения.

15.10-19.10

43

Второстепенные   члены предложения (с двумя главными членами).   Дополнение.

22.10-26.10

44

Определение.

22.10-26.10

45

Обстоятельство.

22.10-26.10

46

Закрепление темы «Второстепенные члены предложения».

22.10-26.10

47

Предложения с однородными членами,

связанными союзами.

22.10-26.10

48

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  Запятая между однородными членами без союзов и с союзами А, НО, И.

22.10-26.10

49

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

05.11-09.11

50

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».

05.11-09.11

51

Обращение.  Знаки препинания при обращении.

05.11-09.11

52

Р/р. Письмо как одна из разновидностей текста.

05.11-09.11

53

Синтаксический и пунктуационный разбор

простого предложения.

05.11-09.11

54

Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

05.11-09.11

55

Простые и сложные предложения.

Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

12.11-16.11

56

Синтаксический разбор сложного предложения.

12.11-16.11

57

Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения».

12.11-16.11

58

Работа над ошибками,

допущенными в контрольной работе.

12.11-16.11

59

Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания при прямой речи.

12.11-16.11

60

Р/р. Диалог. Этикетные диалоги.

Тире в начале реплик диалога.

12.11-16.11

61

Р/р. Контрольное изложение

Подготовка к написанию и написание

сжатого изложения (по Е. Мурашовой).

19.11-23.11

62

Повторение темы «Синтаксис, пунктуация,

культура речи».

19.11-23.11

63

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

19.11-23.11

64

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

19.11-23.11

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (15 часов)

65

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Гласные звуки.

19.11-23.11

66

 Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

19.11-23.11

67

Согласные твёрдые и мягкие. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

26.11-30.11

68

Р/р. Написание подробного обучающего изложения повествовательного текста (К.Паустовский «Шкатулка»).

26.11-30.11

69

Согласные звонкие и глухие. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков.

26.11-30.11

70

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Печатные и рукописные; прописные и строчные. Алфавит.

26.11-30.11

71

Р/р. Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Сочинение-описание.

26.11-30.11

72

Обозначение мягкости согласных с помощью

мягкого знака.

26.11-30.11

73

Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я.  

03.12-07.12

74

Орфоэпия.  Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

03.12-07.12

75

Фонетический разбор слова.

03.12-07.12

76

Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»).

03.12-07.12

77

Р/р Повторение. Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»).

03.12-07.12

78

Работа над ошибками, допущенными в работе.

03.12-07.12

79

Повторение изученного по теме «Фонетика».

10.12-14.12

Лексика. Культура речи (14 часов)

80

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

10.12-14.12

81

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

10.12-14.12

82

Однозначные и многозначные слова.

10.12-14.12

83

Прямое и переносное значение слов.

10.12-14.12

84

Омонимы.

10.12-14.12

85

Синонимы.

17.12-21.12

86

Промежуточная контрольная работа.

17.12-21.12

87

Р/р. Контрольное сочинение Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Описание изображённого на картине.

17.12-21.12

88

Р/р. Контрольное сочинение

Написание сочинения-описания по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Сочинение-описание изображённого на картине.

17.12-21.12

89

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

17.12-21.12

90

Антонимы.  Толковые словари.

17.12-21.12

91

 Р/р. Подготовка к подробному изложению и написание подробного изложения от 3 лица. (К. Паустовский «Первый снег»). 

24.12-28.12

92

Повторение темы «Лексика. Культура речи».

24.12-28.12

93

 Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».

24.12-28.12

Морфемика. Орфография. Культура речи (30 часов)

94

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Изменение и образование слов.

24.12-28.12

95

Основа и окончание в самостоятельных словах.

Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

24.12-28.12

96

Основа и окончание в самостоятельных словах.

Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.

24.12-28.12

97

Корень слова, его назначение в слове.

14.01-18.01

98

Р/р. Обучающее сочинение по личным

впечатлениям в форме письма повествования.

14.01-18.01

99

Р/р. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании.

14.01-18.01

100

Суффикс, его назначение в слове.

14.01-18.01

101

Суффикс, его назначение в слове.

14.01-18.01

102

Приставка, её назначение в слове.

14.01-18.01

103

Р/р. Обучающее выборочное изложение с изменением лица.

21.01-25.01

104

 Закрепление по теме «Морфемика».

21.01-25.01

105

Закрепление по теме «Морфемика».

21.01-25.01

106

 Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные.

21.01-25.01

107

 Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные.

21.01-25.01

108

 Варианты морфем.

21.01-25.01

109

 Морфемный разбор слова.

21.01.-25.01

110

 Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография».

28.01-01.02

111

 Комплексный анализ текста.

28.01-01.02

112

 Правописание гласных и согласных в приставках.

28.01-01.02

113

 Буквы З и С на конце приставок.

28.01-01.02

114

 Буквы З и С на конце приставок.

115

 Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-.

04.02-08.02

116

 Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-.

04.02-08.02

117

 Буквы Е-О после шипящих в корне.

04.02-08.02

118

Буквы И-Ы после Ц.

04.02-08.02

119

 Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».

04.02-08.02

120

 Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография».  

04.02-08.02

121

Р/р. Обучающее сочинение-описание картины с элементами рассуждения (П. Кончаловский «Сирень в корзине»).

11.02-15.02

122

 Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография».

11.02-15.02

123

 Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

11.02-15.02

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (23 часа)

124

 Имя существительное как часть речи.

11.02-15.02

125

 Имя существительное как часть речи.

11.02-15.02

126

 Р/р. Доказательство и объяснения в рассуждении.  Обучающее сочинение -рассуждение. 

11.02-15.02

127

 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

18.02-22.02

128

 Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

18.02-22.02

129

 Род имён существительных.

18.02-22.02

130

 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

18.02-22.02

131

 Р/р. Обучающее сжатое изложение-

повествование (Е. Пермяк «Перо и чернильница»).

18.02-22.02

132

 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

18.02-22.02

133

Три склонения имён существительных.

25.02-01.03

134

 Падеж имён существительных.

25.02-01.03

135

  Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных в единственном числе.

25.02-01.03

136

 Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных в единственном числе.

25.02-01.03

137

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

25.02-01.03

138

 Р/р. Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика.

25.02-01.03

139

 Множественное число имён существительных.

25.02-01.03

140

 Множественное число имён существительных.

04.03-07.03

141

 Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

04.03-07.03

142

 Повторение по теме «Имя существительное».

04.03-07.03

143

 Морфологический разбор имени существительного.

04.03-07.03

144

 Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

04.03-07.03

145

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

11.03-15.03

146

 Р/р. Обучающее сочинение по картине 

(Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»).

11.03-15.03

Имя прилагательное (15 часов)

147

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

11.03-15.03

148

 Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

11.03-15.03

149

 Проверочная работа по теме «Имя прилагательное как часть речи».

11.03-15.03

150

 Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

11.03-15.03

151

Правописание гласных в падежных окончаниях

прилагательных с основой на шипящую.

18.03-22.03

152

 Р/р. Контрольное сочинение № 2. 

 Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану). (А. Куприн «Ю-ю»).

18.03-22.03

153

 Работа над ошибками.

18.03-22.03

154

 Прилагательные полные и краткие.

 

18.03-22.03

155

 Прилагательные полные и краткие.

18.03-22.03

156

 Р/р.  Описание животного на основе изображённого. Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»).

18.03-22.03

157

 Морфологический разбор имени прилагательного.

01.04-05.04

158

 Р/р. Обучающее сочинение «Как я испугался». 

01.04-05.04

159

 Повторение по теме «Имя прилагательное».

01.04-05.04

160

 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

01.04-05.04

161

 Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

01.04-05.04

Глагол (34 часа)

162

 Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола.

01.04-05.04

163

 НЕ с глаголами.

08.04-12.04

164

 Р/р. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы.

08.04-12.04

165

 Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ (ТЬСЯ) ,ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ).

08.04-12.04

166

 Неопределённая форма глагола. Инфинитив на

ТЬ(ТЬСЯ) – ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ)

08.04-12.04

167

 Р/р. Обучающее изложение.

08.04-12.04

168

 Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола.

08.04-12.04

169

 Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола.

15.04-19.04

170

Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола.

15.04-19.04

171

Виды глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола.

15.04-19.04

172

 Буквы Е-И в корнях с чередованием (бер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил)

15.04-19.04

173

 Р/р. Невыдуманный рассказ о себе.

15.04-19.04

174

 Время глагола. Прошедшее время глагола.

15.04-19.04

175

 Настоящее время глагола.

22.04-26.04

176

 Будущее время глагола.

22.04-26.04

177

Спряжение глаголов.

22.04-26.04

178

 Как определить спряжение глагола с

безударным личным окончанием.

22.04-26.04

179

 Правописание безударных личных

окончаний глаголов.

22.04-26.04

180

Проверочная  работа по теме «Глагол».

22.04-26.04

181

 Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени.

29.04-03.05.

182

 Морфологический разбор глагола.

29.04-03.05.

183

 Р/р. Контрольное изложение № 2.

Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А. Савчук «Шоколадный торт»).

29.04-03.05.

184

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

29.04-03.05.

185

Употребление времён.

29.04-03.05.

186

 Р/р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

29.04-03.05.

187

Обобщение по теме «Глагол».

06.05-10.05

188

 Практикум по теме «Глагол».

06.05-10.05

189

 Работа над ошибками, допущенными в практикуме.

06.05-10.05

190

 Р/р. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»).

06.05-10.05

191

Контрольный диктант по теме «Глагол».

06.05-10.05

192

 Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

06.05-10.05

193

 Комплексный анализ текста.

13.05-17.05

194

 Комплексный анализ текста.

13.05-17.05

195

Комплексный анализ текста.

13.05-17.05

Повторение и систематизация изученного

(15 часов)

196

 Разделы науки о языке.

13.05-17.05

197

 Р/р. Обучающее сочинение на одну из тем по выбору.

13.05-17.05

198

Р/р. Обучающее сочинение на одну из тем по выбору.

13.05-17.05

199

 Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях.

20.05-24.05

200

Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях.

20.05-24.05

201

 Употребление букв Ь и Ъ.

20.05-24.05

202

 Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

20.05-24.05

203

Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

20.05-24.05

204

 Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

20.05-24.05

205

  Комплексный анализ текста.

27.05-31.05

206

  Комплексный анализ текста.

27.05-31.05

207

Повторение по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

27.05-31.05

208

Повторение по разделу «Имя существительное», «Имя прилагательное».

27.05-31.05

209

Повторение по разделу «Лексика».

27.05-31.05

210

Повторение по разделу «Глагол».

27.05-31.05

Итого: 210 ч

Приложение.

График прохождения контрольных работ и(или) практической части

Перечень работ

Количество работ

Всего

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольные диктанты

1

2

2

3

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....