Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Головкова Ольга Николаевна

Цели урока:

  •  развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
  •  обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
  •  воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Предметные: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Цели урока:

  •  развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;
  •  обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
  •  воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Предметные: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Ход урока:

  1. Организационный этан.

Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради, запишем дату, вид работы, оставим 2 строчки для темы.

2.Актуализация изученного.

Фронтальная письменная работа

Начнем наш урок с разминки. 

Задание. Из банных снов выписать существительные, которые имеют форму только  множественного числа.

Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли.         

(Ворота, очки, тиски, чернила, опилки, весы, хлопоты, макароны, горелки, грабли.)

  1. Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания. Фронтальная устная работа.

Учитель организует игру «Третье лишнее», подводит учащихся к формулированию темы урока.

Давайте поиграем в игру «Третье лишнее»

Сахар, стол, конь

Песня, лошадь, удивление  

Оценка, вечер, детвора

Найдите «третье лишнее» в каждой стоке.

  •  Почему же эти слова (сахар, удивление, детвора) являются «третьими лишними»? (определите число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?)

-Какое же мы можем сделать открытие?

Открытие: В  русском языке есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа        

Сформулируй те тему сегодняшнего урока.

тема сегодняшнего урока - «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

  1. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

  • Используйте для этого опорные фразы, которые вы видите на экране. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С...

НАУЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ...

И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ...

  1. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

6. Первичное закрепление с комментированием.

Упражнение 514 (у доски)        

Запишите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Продолжите перечисление названий: 1) групп людей; 2) веществ; 3) качеств, действий.

  1. Молодежь, человечество, студенчество, учительство, крестьянство.

3. Железо, молоко, белизна, керосин, бензин.

  1. Темнота, бегство, выполнение, удивление, синева.

Белизна 3

7. Работа в парах.

Упражнение 515

Проверка

Ударение на первом слоге

Ударение на втором слоге

Ударение на третьем слоге

Засуха

Злоба

Ненависть

Свекла

 Силос

Хворост

Хвоя

Хлопок

Боязнь

Дремота

Доставка

Досуг

Единство

Крапива

Страда

Фарфор

Цемент

Щавель

Каучук

Молодежь

- Лексическое значение всех ли слов вам понятно? (При необходимости сообщение ученика о лексическом значении слов)

Каучукэто эластичная масса, основное сырье для изготовления резиновых изделий.

Фарфор — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой! издаёт характерный высокий чистый звук.

Страда- Напряжённая летняя работа во время косьбы, жатвы и уборки хлеба.

Дремота - Состояние, когда клонит ко сну; сонное состояние; полусон.

8. Самостоятельная работа но вариантам е самопроверкой но эталону.

Задание:

подобрать антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

1 варианту

2 вариант 

Правда

Бедность

Горе

 Старость

Белизна

 Свет

9.Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа с текстом. (Текст на экране и на партах в отпечатанном виде)

( 1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (З)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.

Задания: 1) Определить стиль текста, доказать. (Художественный: эпитеты- черная точа, лёгкие облачка; олицетворения- туча ползла, они окутывали).

2) Найти им. существительные, которые имеют форму только ед. числа.

( Погода, сыростью).

  1.  Найти сложное предложение, списать, прокомментировать орфограммы и знаки препинания, построить схему.
  2.  Найти в тексте слово, которое состоит из 1 слога и имеет все согласные глухие. (Всё).

  1. Работа по развитию речи        

Мальчики: Вспомните и запищите названия 3-4 инструментов, которые имеют только форму мн. числа и составьте предложение по схеме ( О, О и О - это рабочие инструменты.        

Девочки: Вспомните и запишите 3-4 «вкусных» сущ., которые можно подать к завтраку, причём сущ. должны иметь только форму ед. числа и составьте предложение по схеме

О,О и О - это наш любимый завтрак.

3. Игра. По лексическому значению определить слово. В оставшееся время.

1) 34 часа. (Сутки)

2?) Молочный продукт из кислых сливок. (Сметана).

  1. Прибор для определения веса. (Весы).
  2.  Вид редьки — овощ с небольшим округлым корнем и красной кожицей. (Редис).

6; Музыкальный инструмент, на котором играл Садко. (Гусли)

7) Пищевой продукт из сквашенного молока, освобожденного от сыворотки. (Творог).

8) Состязание верховых лошадей (Скачки)

  1.  Размолотые в порошок зёрна. (Мука).
  2. Сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. (Курага).

10).Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1.  Сегодня на уроке я узная, что...
  2.  Урок помог мне...
  3.  Урок был интересным, потому что...
  4.  Я хочу похвалить себя за...
  5. За работу на уроке я поставлю себе отметку        

11 .Информация о домашнем задании.

Параграф  94:

1. Словарные слова в рамках записать в словарь и выучить.

  1.  Упражнение 517(разборы)
  2.  Упражнение 518 ( подготовка к диктанту)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

КМС на определение уровнясформированности мыслительных ОУУНТема: «Имена существительные, которые имеютформу только единственного числа»Класс: 5-й...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Презентация на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».5 класс.

Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый...