Разработка урока "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы е–и в корнях с чередованием (Учебник:«Русский язык» 5 кл. (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.
Предметные : видеть корни с чередованием е–и, отличать их от других видов корней с чередованиями, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм; находить в тексте слова с чередованием е–и.
Ход урока
- Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Формулирование проблемы урока.
Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса представлены в презентации.
- Прочитайте текст (стр. 141).
- Выпишите из текста однокоренные глаголы.
Отпереть - запереть
Отпирался - запирался
Отпер - запер
-Подберите к данным словам антонимы.
-Выделите корень. Что вы заметили?
-Как называются подобные корни?
-Сформулируйте проблему урока.
Ученики работают по заданиям: находят однокоренные глаголы (отпереть, отпирался, отпер), подбирают к ним антонимы (запереть, запирался, запер), выделяют корень, ставят ударение.
Затем выявляют особенность написания букв гласных в корне: в безударном положении в корне пишутся разные буквы – е или и, вспоминают, что такие корни называются корнями с чередованием, и формулируют проблемный вопрос урока. (В каких случаях в корнях с чередованием пер (пир) пишется буква е, а в каких и?)
- Актуализация изученного.
Ученики работают в группах по вопросам учебника после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».
Результаты работы представляют в виде схемопор:
1) корни с чередованием а//о
2) условия:
3) Примеры:
излагать – изложить
растение – вырос
загар – загореть
зарево – зорька
– Вспомним подсказку: загорел, загар. Без ударения гор. Наоборот: зар –зор.
- Открытие новых знаний.
1. Поиск решения.
Упр. 571 – наблюдение над чередованием букв е–и в корнях.
а) Работа проводится по заданиям к упр. 571.
– Какие глаголы вы поместили бы под картинками? (Балерина блистала, шар блестел.)
б) Уточнение и углубление понимания материала по вопросам и заданиям после столбиков слов.
Дополнение графических схем нужными обозначениями.
2. Формулирование правила и сравнение своей формулировки с формулировкой учебника.
После чтения текста правила в рамке ученикам предлагается задать вопросы.
Возможные вопросы по правилу в рамке:
а) Каков опознавательный признак орфограммы?
б) Какое основное условие выбора букв е–и в корнях с чередованием?
в) Когда в корне с чередованием е–и пишется и? а когда е?
д) Как обозначается орфограмма?
3. Составьте схему (модель правила), опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы.
√ ___ √
- И - А - Е- (нет А )
═ ═
Учитель может предложить подсказку для большинства корней (5):
Если в корне с чередованием есть ИрА, пиши И
– Можно ли корни с чередованием проверять ударением? Докажите. (Стёр, но в корне стирать нужно писать букву и, а не е, правило проверки «не работает».)
4. После беседы ученики заполняют обобщающую таблицу «Правописание корней с чередованиями.
– Почему в таблице три столбика? (Три разных условия выбора написаний.)
– Дополните таблицу нужными корнями.
Буквы согласных в корне | Ударение | Суффикс а после корня |
лаг – лож | зар – зор | бир – бер |
раст (ращ) – рос | гор – гар | пир – пер |
дир – дер | ||
тир – тер | ||
мир – мер | ||
блист – блест | ||
стил – стел | ||
жиг – жег |
– Сколько корней с чередованиями у вас получилось в каждом столбике?
- Первичное применение знаний, развитие правописных умений.
Упр. 572 – развивается умение подбирать слова с чередованием в корне, правильно писать букву гласного в корне, графически объяснять выбор написания.
Выполняется под руководством учителя по образцу в учебнике.
Упр. 573 (распределительное списывание) – развивается умение находить слова с изученной орфограммой в тексте, группировать слова с соответствии с чередованием букв е–и в корнях.
Выполняется в парах, проверка коллективная.
Итог урока.
– Назовите ключевые слова урока.
– Покажите в виде схемы то главное, что изучалось на уроке.
– Запомните весёлое стихотворение.
Если после корня – а,
В корне будет и всегда!
(Вот пример запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»)
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?
VII. Домашнее задание.
1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку.
2. Упр. 574.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА.Правописание корней с чередованием. Методическая разработка фрагмента урока по русскому языку в 9 классе.
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать правописание корней с чередованием, подготовить учащихся к выполнению задания А - 5 ГИА. ...
Разработка урока с мультимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"
Конспект урока русского языка с мульдимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"....
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»
Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"
Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Разработка урока по теме "Корни с чередованием гор/гар"
Данный материал содержит разработку урока, презентацию, раздаточный и наглядный материал...