Разработка урока "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Рыхторова Валентина Михайловна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Буквы е–и в корнях с чередованием (Учебник:«Русский язык» 5 кл. (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.

Предметные : видеть корни с чередованием е–и, отличать их от других видов корней с чередованиями, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм; находить в тексте слова с чередованием е–и.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  1. Формулирование проблемы урока.

Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса представлены в презентации.

- Прочитайте текст (стр. 141).

- Выпишите из текста однокоренные глаголы.

Отпереть -  запереть

Отпирался - запирался

Отпер - запер

-Подберите к данным словам антонимы.

-Выделите корень. Что вы заметили?

-Как называются подобные корни?

-Сформулируйте проблему урока.

Ученики работают по заданиям: находят однокоренные глаголы (отпереть, отпирался, отпер), подбирают к ним антонимы (запереть, запирался, запер), выделяют корень, ставят ударение.

Затем выявляют особенность написания букв гласных в корне: в безударном положении в корне пишутся разные буквы – е или и, вспоминают, что такие корни называются корнями с чередованием, и формулируют проблемный вопрос урока. (В каких случаях в корнях с чередованием ­пер­ (­пир­) пишется буква е, а в каких и?)

  1. Актуализация изученного.

Ученики работают в группах по вопросам учебника после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

Результаты работы представляют в виде схем­опор:

1) корни с чередованием а//о

 2) условия:

 3) Примеры:

излагать – изложить

растение – вырос

загар – загореть

зарево – зорька

– Вспомним подсказку: загорел, загар. Без ударения ­гор­. Наоборот: ­зар­ –­зор­.

  1. Открытие новых знаний.

1. Поиск решения.

Упр. 571 – наблюдение над чередованием букв е–и в корнях.

а) Работа проводится по заданиям к упр. 571.

– Какие глаголы вы поместили бы под картинками? (Балерина блистала, шар блестел.)

б) Уточнение и углубление понимания материала по вопросам и заданиям после столбиков слов.

Дополнение графических схем нужными обозначениями.

2. Формулирование правила и сравнение своей формулировки с формулировкой учебника.

После чтения текста правила в рамке ученикам предлагается задать вопросы.

Возможные вопросы по правилу в рамке:

а) Каков опознавательный признак орфограммы?

б) Какое основное условие выбора букв е–и в корнях с чередованием?

в) Когда в корне с чередованием е–и пишется и? а когда е?

д) Как обозначается орфограмма?

3. Составьте схему (модель правила), опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы.

                                                                                                 

                        √                        ___                           √                                    

                   -   И -           А                                       - Е-         (нет А  )    

                                       ═                                                ═

Учитель может предложить подсказку для большинства корней (5):

Если в корне с чередованием есть ­ИрА­, пиши И

– Можно ли корни с чередованием проверять ударением? Докажите. (Стёр, но в корне стирать нужно писать букву и, а не е, правило проверки «не работает».)

4. После беседы ученики заполняют обобщающую таблицу «Правописание корней с чередованиями.

– Почему в таблице три столбика? (Три разных условия выбора написаний.)

– Дополните таблицу нужными корнями.

Буквы согласных в корне

Ударение

Суффикс ­а­ после корня

­лаг­ – ­лож­

­зар­ – ­зор­

­бир­ – ­бер­

­раст­ (­ращ­) – ­рос­

­гор­ – ­гар­

­пир­ – ­пер­

­дир­ – ­дер­

­тир­ – ­тер­

­мир­ – ­мер­

­блист­ – ­блест­

­стил­ – ­стел­

­жиг­ – ­жег­

– Сколько корней с чередованиями у вас получилось в каждом столбике?

  1. Первичное применение знаний, развитие правописных умений.

Упр. 572 – развивается умение подбирать слова с чередованием в корне, правильно писать букву гласного в корне, графически объяснять выбор написания.

Выполняется под руководством учителя по образцу в учебнике.

Упр. 573 (распределительное списывание) – развивается умение находить слова с изученной орфограммой в тексте, группировать слова с соответствии с чередованием букв е–и в корнях.

Выполняется в парах, проверка коллективная.

Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока.

– Покажите в виде схемы то главное, что изучалось на уроке.

– Запомните весёлое стихотворение.

Если после корня – а,

В корне будет и всегда!

(Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»)

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

VII. Домашнее задание.

1. Выучить корни с чередованием и любую подсказку.

2. Упр. 574.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА. Правописание корней с чередованием. Методическая разработка фрагмента урока по русскому языку в 9 классе.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать правописание корней с чередованием, подготовить учащихся к выполнению задания А - 5 ГИА.       ...

Разработка урока с мультимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Конспект урока русского языка с мульдимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"....

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»

 Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"

Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Разработка урока по теме "Корни с чередованием гор/гар"

Данный материал содержит разработку урока, презентацию, раздаточный и наглядный материал...