Повторение по разделу "Морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_po_razdelu_morfemika.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Повторение по разделу «Морфемика».
Цели:
- Повторение материала по теме «Морфемика».
- Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
- Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «основа»;
- повторить орфографию («Правописание приставок», «Правописание чередующихся корней», «Правописание О-Ё после шипящих», «Ы-И после Ц»)
- вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Планируемые результаты
Предметные: научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, применять орфографические правила написания гласных и согласных в корне
Метапредметныее УДД
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования текста
Личностные УДД Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Используемые технологии: развивающего обучения, проблемно-диалогического обучения, интеграции, интерактивного обучения, групповая технология, ИКТ.
Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа.
Ход урока
(Число, классная работа записаны раньше)
- Организационный этап.
II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.
- Какой раздел науки о языке мы завершили изучать?
На следующем уроке нам предстоит написать контрольную работу по этому разделу, проверить свои знания. Как вы думаете, какие цели поставим на этот урок?
Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», и некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой.
1. РАЗМИНКА ИГРА «СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕТ»
1. Морфемика изучает части речи.
2. Морфема- это наименьшая значимая часть слова.
3. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа-это морфемы русского языка.
4. Приставка-это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
5. Общее лексическое значение всех однокоренных слов заключено в корне.
6. Однокоренные слова могут быть только одной части речи.
7.Окончание-значимая часть слова, которая образует формы слова.
8. Неизменяемые слова состоят только из основы.
9. Приставка и суффикс обычно служат для образования формы слова.
10. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова называют чередованием.
2. Закрепление знаний, обобщение и систематизация изученного.
2.1 ПРОВЕРИМ, НАСКОЛЬКО УМЕЕТЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ МОРФЕМЫ В СЛОВАХ
Задание: найдите неверно разобранное слово.
Ус-меш-к-а, безграмотная, сварщик, бесконечно, лисицын
- В каких словах наблюдается чередование в морфемах?
- Назовите слово с нулевым окончанием, без окончания.
НА КОНЦЕ У СЛОВА – ОКОНЧАНИЕ.
ПРИЛАГАЕТ И ОНО СВОЕ СТАРАНИЕ.
ЧТОБ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
БЫЛИ СВЯЗАНЫ КРЕПКО,
ЧТОБ ДЕРЖАЛИСЬ ОНИ
ДРУГ ЗА ДРУГА ЦЕПКО.
- Что знаем об этой морфеме?
- Найдите слово с орфограммой в суффиксе? Вспомним правило?
ЗА КОРНЕМ СУФФИКС
ОБОГРЕЛ МЕСТЕЧКО.
НЕ СЛОВОМ УГОДИЛ,
А ЛИШЬ СЛОВЕЧКОМ.
РЕКА БОЛЬШАЯ ПРЕВРАТИТСЯ В РЕЧКУ,
ЛЕС - В ЛЕСНИКА,
А ПЕЧЬ - ВСЕГО ЛИШЬ В ПЕЧКУ.
- Что знаем о суффиксе?
- Какая еще морфема помогает образовывать новые слова?
Я И ЧАСТЬ, Я И ПРЕДЛОГ,
БЕЗ МЕНЯ НИКТО НЕ СМОГ,
Я И СЛОВО И ДОБАВКА
НАЗЫВАЮСЬ Я…. (приставка)
Что о ней знаем? В каких словах в приставке есть орфограмма? Вспомним правило.
2.2. Задание: Слуховой диктант, выбор буквы (один у доски).
1. РАСЧЕРТИТЬ
2. РАЗБРОСАТЬ
3. ИСЧЕЗАЕТ
4. БЕСПРАВНЫЙ
5. СДЕЛАЛ
6. БЕСПОЩАДНЫЙ
7. ВОЗГОРДИЛСЯ
8. ВСКРИКНУЛ
9.ИЗДЕЛИЕ
10. ВОСХОЖДЕНИЕ
2.3. Без какой морфемы не существует слово?
КОРЕНЬ СЛОВА - ГЛАВНАЯ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ.
РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ДАРЯТ КОРНЮ ВЛАСТЬ.
ВЫЯСНИ УМЕЛО ЛИНИЮ РОДСТВА -
ОДНОКОРЕННЫЕ ПОДБЕРИ СЛОВА.
- Что такое корень?
- Когда мы определяем однокоренные слова, что нужно помнить ? (Смотреть на лексическое значение, оно должно быть близким. не путать с омонимичными корнями. И надо отличать однокоренные слова от формы слова)
Четвертый лишний (устно)
а) далекий далеко, отдалить, далекого;
б)звезда, звездопад, созвездие, звезды;
в)горнист, гористый, пригорок, горный;
г) носовой, носик, носить, переносица.
-С какими новыми орфограммами в корне мы познакомились?
2.4. Физминутка (о-ё после шипящих).
(пчелы, шов, шерстка, жонглер, капюшон, решетка, шепот, крыжовник, желудь, шоколад, щетка, челка)
2.5. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначьте орфограмму, объясните выбор гласной.
Отец ____________ отправиться в лес. В лесу был чудесный воздух и разнообразная ________________. Вот перед нами _____________ осокой пруд, а дальше __________ широкий овраг. За ним __________ берёзовый лес. Вокруг берёзок густо зеленеет молодая __________. Лес-это великое чудо. Хочется ___________ о нем прекрасные песни.
Слова для справок: предл…жил, р…стительность, зар…стающий, распол…гается, выр…с, пор…сль, сла…гать.
2.6. Какую орфограмму мы еще не вспомнили?
Вставьте пропущенные буквы.
Определите слова по их лексическому значению (в словах должна содержаться орфограмма «Буквы и-ы после ц»): ОДИН У ДОСКИ
- Основной Закон государства – КОНСТИТУЦИЯ
- Точная выдержка из какого-либо текста –ЦИТАТА
- Инструмент для вычерчивания окружности – ЦИРКУЛЬ
- Систематическое собрание каких-нибудь предметов – КОЛЛЕКЦИЯ
- Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины –ЦИТРУСОВЫЕ
- Бурное движение атмосферы, которое сопровождается осадками, облачностью –ЦИКЛОН
- Хранилище для жидкостей –ЦИСТЕРНА
- Птенец курицы – ЦЫПЛЕНОК
- Процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины –РЕСТАВРАЦИЯ
3 Итоги.
Все ли получалось на уроке?
Оцените себя, поставьте +/- в лист самооценки. Где больше плюсов, смотри внизу задание!
№ | Учебные действия | Знаю/ умею хорошо | Допускаю 1-2 ошибки | Знаю плохо |
Знаю понятия | ||||
Умею делать морфемный разбор | ||||
Знаю орфографические правила и умею применять | ||||
Молодец! Упр.466 | Ответить на вопросы стр.41, упр. 466 | Ответить на вопросы стр. 41, упр. 466. |
Какие цели поставим на будущий урок?
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Найдите слова, где неверно определены морфемы
у с м е ш к а с в а р щ и к л и с и ц ы н
б у м а ж о н к а б е с к о н е ч н о б е з г р а м о т н а я
1. Найдите слова, где неверно определены морфемы
у с м е ш к а с в а р щ и к л и с и ц ы н
б у м а ж о н к а б е с к о н е ч н о б е з г р а м о т н а я
1. Найдите слова, где неверно определены морфемы
у с м е ш к а с в а р щ и к л и с и ц ы н
б у м а ж о н к а б е с к о н е ч н о б е з г р а м о т н а я
1. Найдите слова, где неверно определены морфемы
у с м е ш к а с в а р щ и к л и с и ц ы н
б у м а ж о н к а б е с к о н е ч н о б е з г р а м о т н а я
1. Найдите слова, где неверно определены морфемы
у с м е ш к а с в а р щ и к л и с и ц ы н
б у м а ж о н к а б е с к о н е ч н о б е з г р а м о т н а я
Четвертый лишний. Определи лишнее слово
а) далекий далеко, отдалить, далекого;
б)звезда, звездопад, созвездие, звезды;
в)горнист, гористый, пригорок, горный;
г) носовой, носик, носить, переносица.
Четвертый лишний. Определи лишнее слово
а) далекий далеко, отдалить, далекого;
б)звезда, звездопад, созвездие, звезды;
в)горнист, гористый, пригорок, горный;
г) носовой, носик, носить, переносица.
Четвертый лишний. Определи лишнее слово
а) далекий далеко, отдалить, далекого;
б)звезда, звездопад, созвездие, звезды;
в)горнист, гористый, пригорок, горный;
г) носовой, носик, носить, переносица.
Четвертый лишний. Определи лишнее слово
а) далекий далеко, отдалить, далекого;
б)звезда, звездопад, созвездие, звезды;
в)горнист, гористый, пригорок, горный;
г) носовой, носик, носить, переносица.
Четвертый лишний. Определи лишнее слово
а) далекий далеко, отдалить, далекого;
б)звезда, звездопад, созвездие, звезды;
в)горнист, гористый, пригорок, горный;
г) носовой, носик, носить, переносица.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначьте орфограмму, объясните выбор гласной.
Отец ____________ отправиться в лес. В лесу был чудесный воздух и разнообразная ________________. Вот перед нами _____________ осокой пруд, а дальше __________ широкий овраг. За ним __________ берёзовый лес. Вокруг берёзок густо зеленеет молодая __________. Лес-это великое чудо. Хочется ___________ о нем прекрасные песни.
Слова для справок: предл…жил, р…стительность, зар…стающий, распол…гается, выр…с, пор…сль, сла…гать.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначьте орфограмму, объясните выбор гласной.
Отец ____________ отправиться в лес. В лесу был чудесный воздух и разнообразная ________________. Вот перед нами _____________ осокой пруд, а дальше __________ широкий овраг. За ним __________ берёзовый лес. Вокруг берёзок густо зеленеет молодая __________. Лес-это великое чудо. Хочется ___________ о нем прекрасные песни.
Слова для справок: предл…жил, р…стительность, зар…стающий, распол…гается, выр…с, пор…сль, сла…гать.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначьте орфограмму, объясните выбор гласной.
Отец ____________ отправиться в лес. В лесу был чудесный воздух и разнообразная ________________. Вот перед нами _____________ осокой пруд, а дальше __________ широкий овраг. За ним __________ берёзовый лес. Вокруг берёзок густо зеленеет молодая __________. Лес-это великое чудо. Хочется ___________ о нем прекрасные песни.
Слова для справок: предл…жил, р…стительность, зар…стающий, распол…гается, выр…с, пор…сль, сла…гать.
Оцените себя, поставьте +/- в лист самооценки.
№ | Учебные действия | знаю/ умею хорошо | допускаю 1-2 ошибки | знаю плохо |
Знаю понятия | ||||
Умею делать морфемный разбор | ||||
Знаю орфографические правила и умею применять | ||||
Молодец! Упр.466 | Ответить на вопросы стр.41, упр. 466 | Ответить на вопросы стр. 41, упр. 466. |
Оцените себя, поставьте +/- в лист самооценки.
№ | Учебные действия | знаю/ умею хорошо | допускаю 1-2 ошибки | знаю плохо |
Знаю понятия | ||||
Умею делать морфемный разбор | ||||
Знаю орфографические правила и умею применять | ||||
Молодец! Упр.466 | Ответить на вопросы стр.41, упр. 466 | Ответить на вопросы стр. 41, упр. 466. |
Оцените себя, поставьте +/- в лист самооценки.
№ | Учебные действия | знаю/ умею хорошо | допускаю 1-2 ошибки | знаю плохо |
Знаю понятия | ||||
Умею делать морфемный разбор | ||||
Знаю орфографические правила и умею применять | ||||
Молодец! Упр.466 | Ответить на вопросы стр.41, упр. 466 | Ответить на вопросы стр. 41, упр. 466. |
Оцените себя, поставьте +/- в лист самооценки.
№ | Учебные действия | знаю/ умею хорошо | допускаю 1-2 ошибки | знаю плохо |
Знаю понятия | ||||
Умею делать морфемный разбор | ||||
Знаю орфографические правила и умею применять | ||||
Молодец! Упр.466 | Ответить на вопросы стр.41, упр. 466 | Ответить на вопросы стр. 41, упр. 466. |
ПРОВЕРЯЕМ!!!
1. С
2. З
3. С
4. С
5. С
6. С
7. З
8. С
9. З
10. С
ПРОВЕРЯЕМ!!!
1. С
2. З
3. С
4. С
5. С
6. С
7. З
8. С
9. З
10. С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.
Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс" направлен не только на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...
Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"
Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...
Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.
Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».
Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...
Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"
Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...