Анализ текста
план-конспект по русскому языку

Попова Оксана Владимировна

кр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta.docx17.6 КБ
Файл kontrolnaya_rabota.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Данный для лингвостилистического анализа текст представляет собой отрывок из письма И.С.Тургенева к Полине Виардо. Отрывок начинается с риторического обращения— стилистической фигуры, носящей условный характер .В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах ,чем и является данный текст. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Риторическое обращение, так же как риторическое восклицание и риторический вопрос, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

Мне кажется интересным употребление автором письма формы личного местоимения 2 лица «вы» Наиболее распространённым разграничением является формальное обращение и неформальное. Официально формальное обращение в современном русском языке производится с употреблением местоимения второго лица множественного числа «вы», обращённого к одному респонденту. В письменной речи местоимение «вы», адресованное конкретному собеседнику, в определённых случаях пишется с заглавной буквы. Обращение с применением местоимения «ты» считается неформальным. Для краткости формальное обращение часто называют «обращение на вы», неформальное — соответственно «обращение на ты», хотя это не совсем правильно и не везде соответствует действительности.

Отрывок интересен, мне кажется, и тем, что автор использует изобразительно-выразительные средства, которые придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.
Фразеологический оборот «день и ночь» помогает читателю понять всю глубину и искренность чувств к адресату.  «Образ стоит перед глазами»  – это троп, то есть некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи.

Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель. Ярким примером служит сравнение «растаять как снег»

 Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

Иван Сергеевич Тургенев использует глаголы настоящего времени, несовершенного вида, что позволяет адресату ,читая ,присутствовать при обращении к нему автора, например, думаю, вспоминаете, заставляет. Качественные прилагательные ,например, дорогой, любимый придают тексту образность и красочность. Я думаю, что автор неслучайно использует существительного общего рода «друг»,потому что  читатель понимает какое место важное  в жизни писателя занимала Полина Виардо.

В предложенном для анализа тексте шесть предложений. Мне кажется интересным, что два из них являются восклицательными по цели высказывания, два являются сигналом к тому ,что пропущена часть цитируемого текста. Повествовательное, утвердительное предложение «Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне ,Вы можете уверенно сказать ,что мой образ стоит перед его глазами» помогает читателю понять насколько важно было для автора общение с адресатом. Автор использует парцелляцию «И это будет истинная правда».Эта конструкция экспрессивного синтаксиса служит средством усиления эмоций, эмоциональной оценки. В тексте автор использует сложноподчиненные предложения: с придаточными изъяснительными с однородным соподчинением «Не могу не сказать, как сильно стремлюсь я к Вам и как всю ночь напролет вижу Вас во сне» и предложение с разными видами придаточных:  обстоятельственных времени и изъяснительных «Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне ,Вы можете уверенно сказать ,что мой образ стоит перед его глазами»

Дружеское письмо определяется  как неофициальное персональное опосредованное общение лиц (автора и адресата), характеризующиеся достаточной содержательной свободой, наличием ритуальных эпистолярных элементов (обращение, подпись, а также дата, место написания), ориентированное, как правило, на получение ответа или само являющееся ответом. Для дружеского письма существенное значение имеет постоянное ощущение автором письма личности адресата, характерны доверительные отношения между корреспондентами.

Одной из характерных особенностей дружеского письма является его стилистическая неоднородность, то есть в стилистическом отношении данный тип письма представляет собой синтуированный, синкретический тип письма.

В понимании жанра мне представляется убедительной точкой зрения лингвистов, подчеркивающих, что жанр имеет набор признаков и выполняет классификационную функцию. Как известно, имеются признаки, присущие всем типам текста: общие закономерности, как связанность, целостность, члененность, информативность. В процессе анализа были выявлены следующие характерные признаки текста дружеского письма:

1) наличие обмиаторной реализации коммуникативно-прагматической оси «Я – ты»: Присутствие автора и адресата в дружеском письме закрепляется прежде всего обращением и подписью, которые, как правило, являются обязательными эпистолярными элементами и определяют границы письма: фиксируют его начало и конец. Реализации коммуникативно-прагматической оси «Я – ты» проявляется не только в выборе адресатных обращений и подписей, но и в выборе синтаксических, лексических средств, в использовании графических средств, в особом членении текста на абзацы, т.е. в организации эпистолярного текста в целом.

2) Диалогизация – под ней понимается «двуналичие», то есть речи творчества двоих, поскольку дружественное письмо ориентировано на получение ответа или самой является ответом. Реализуется прежде всего синтаксическими средствами, в большей степени направленными на адресата: обращениями, вопросительными и побудительными высказываниями, а также повествовательными, содержащими ’установку’ на ответ; вводными конструкциями, конструкциями с личными местоимениями 2 лица, подписями.

3) Характерной особенностью дружеского письма является его политематичность, то есть в письмах сфера общения тематически не ограничена.

4) Полифункциональность. При этом функция языка понимается нами как «…роль, употребление, назначение языка в человеческом обществе». В дружеском письме нами выделяются следующие функции: коммуникативная (функция общения), когнитивная (информативная, функция сообщения), экспрессивно-эмоциональная (функция самовыражения и выражения чувств и эмоций), метаязыковая (функция описания языка в терминах самого языка), а также фатическая (контактоустанавливающая) и прагматическая (функция воздействия) как частные, производные коммуникативной службы.
Сказанное позволяет считать выделенные признаки для текста дружеского письма жанрообразующими и классифицировать дружеское письмо в качестве эпистолярного жанра.
В стилистическом отношении дружеское письмо представляет собой синтез различных функциональных стилей, что обусловлено такими признаками дружеского письма, как политематичность и полифункциональность.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

Требования:

  1. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр группы, адрес, вариант. В конце работы необходимо указать список литературы.
  2. Контрольная работа должна быть написана аккуратно, четким почерком. Необходимо оставлять в тетради поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

Вариант 5

Задание 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте лингвостилистический анализ данного текста по предложенному плану.

 « О, мой горячо любимый друг! Постоянно, день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне ,Вы можете уверенно сказать ,что мой образ стоит перед его глазами. И это будет истинная правда ...Не могу не сказать, как сильно стремлюсь я к Вам и как всю ночь напролет вижу Вас во сне. Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег...»

И.С. Тургенев – П. Виардо

февраль 1867 г.

Данный для лингвостилистического анализа текст представляет собой отрывок из письма И.С.Тургенева к Полине Виардо. Отрывок начинается с риторического обращения— стилистической фигуры, носящей условный характер .В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах ,чем и является данный текст. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Риторическое обращение, так же как риторическое восклицание и риторический вопрос, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

Мне кажется интересным употребление автором письма формы личного местоимения 2 лица «вы» Наиболее распространённым разграничением является формальное обращение и неформальное. Официально формальное обращение в современном русском языке производится с употреблением местоимения второго лица множественного числа «вы», обращённого к одному респонденту. В письменной речи местоимение «вы», адресованное конкретному собеседнику, в определённых случаях пишется с заглавной буквы. Обращение с применением местоимения «ты» считается неформальным. Для краткости формальное обращение часто называют «обращение на вы», неформальное — соответственно «обращение на ты», хотя это не совсем правильно и не везде соответствует действительности.

Отрывок интересен, мне кажется, и тем, что автор использует изобразительно-выразительные средства, которые придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.
Фразеологический оборот «день и ночь» помогает читателю понять всю глубину и искренность чувств к адресату.  «Образ стоит перед глазами»  – это троп, то есть некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи.

Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель. Ярким примером служит сравнение «растаять как снег»

 Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

Иван Сергеевич Тургенев использует глаголы настоящего времени, несовершенного вида, что позволяет адресату ,читая ,присутствовать при обращении к нему автора, например, думаю, вспоминаете, заставляет. Качественные прилагательные ,например, дорогой, любимый придают тексту образность и красочность. Я думаю, что автор неслучайно использует существительного общего рода «друг»,потому что  читатель понимает какое место важное  в жизни писателя занимала Полина Виардо.

В предложенном для анализа тексте шесть предложений. Мне кажется интересным, что два из них являются восклицательными по цели высказывания, два являются сигналом к тому ,что пропущена часть цитируемого текста. Повествовательное, утвердительное предложение «Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне ,Вы можете уверенно сказать ,что мой образ стоит перед его глазами» помогает читателю понять насколько важно было для автора общение с адресатом. Автор использует парцелляцию «И это будет истинная правда».Эта конструкция экспрессивного синтаксиса служит средством усиления эмоций, эмоциональной оценки. В тексте автор использует сложноподчиненные предложения: с придаточными изъяснительными с однородным соподчинением «Не могу не сказать, как сильно стремлюсь я к Вам и как всю ночь напролет вижу Вас во сне» и предложение с разными видами придаточных:  обстоятельственных времени и изъяснительных «Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне ,Вы можете уверенно сказать ,что мой образ стоит перед его глазами»

Дружеское письмо определяется  как неофициальное персональное опосредованное общение лиц (автора и адресата), характеризующиеся достаточной содержательной свободой, наличием ритуальных эпистолярных элементов (обращение, подпись, а также дата, место написания), ориентированное, как правило, на получение ответа или само являющееся ответом. Для дружеского письма существенное значение имеет постоянное ощущение автором письма личности адресата, характерны доверительные отношения между корреспондентами.

Одной из характерных особенностей дружеского письма является его стилистическая неоднородность, то есть в стилистическом отношении данный тип письма представляет собой синтуированный, синкретический тип письма.

В понимании жанра мне представляется убедительной точкой зрения лингвистов, подчеркивающих, что жанр имеет набор признаков и выполняет классификационную функцию. Как известно, имеются признаки, присущие всем типам текста: общие закономерности, как связанность, целостность, члененность, информативность. В процессе анализа были выявлены следующие характерные признаки текста дружеского письма:

1) наличие обмиаторной реализации коммуникативно-прагматической оси «Я – ты»: Присутствие автора и адресата в дружеском письме закрепляется прежде всего обращением и подписью, которые, как правило, являются обязательными эпистолярными элементами и определяют границы письма: фиксируют его начало и конец. Реализации коммуникативно-прагматической оси «Я – ты» проявляется не только в выборе адресатных обращений и подписей, но и в выборе синтаксических, лексических средств, в использовании графических средств, в особом членении текста на абзацы, т.е. в организации эпистолярного текста в целом.

2) Диалогизация – под ней понимается «двуналичие», то есть речи творчества двоих, поскольку дружественное письмо ориентировано на получение ответа или самой является ответом. Реализуется прежде всего синтаксическими средствами, в большей степени направленными на адресата: обращениями, вопросительными и побудительными высказываниями, а также повествовательными, содержащими ’установку’ на ответ; вводными конструкциями, конструкциями с личными местоимениями 2 лица, подписями.

3) Характерной особенностью дружеского письма является его политематичность, то есть в письмах сфера общения тематически не ограничена.

4) Полифункциональность. При этом функция языка понимается нами как «…роль, употребление, назначение языка в человеческом обществе». В дружеском письме нами выделяются следующие функции: коммуникативная (функция общения), когнитивная (информативная, функция сообщения), экспрессивно-эмоциональная (функция самовыражения и выражения чувств и эмоций), метаязыковая (функция описания языка в терминах самого языка), а также фатическая (контактоустанавливающая) и прагматическая (функция воздействия) как частные, производные коммуникативной службы.
Сказанное позволяет считать выделенные признаки для текста дружеского письма жанрообразующими и классифицировать дружеское письмо в качестве эпистолярного жанра.
В стилистическом отношении дружеское письмо представляет собой синтез различных функциональных стилей, что обусловлено такими признаками дружеского письма, как политематичность и полифункциональность.

Задание 2. Составьте образец делового письма.

Благодарственное письмо классному руководителю

Уважаемая Оксана Владимировна!

Примите слова искренней благодарности за Ваш профессионализм, чуткое отношение, внимание и заботу к нашим детям. Спасибо Вам за Ваше терпение, доброту, индивидуальный подход к каждому ребенку, за создание теплой и комфортной обстановки в классе. Под Вашим чутким руководством наши дети смогли познать радость дружбы, самостоятельной деятельности и расширить свой кругозор.

Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, профессиональных успехов!

С уважением,
родители 9р1 класса МБОУ лицея № 5

Задание 3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Измерять площади, примирять поссорившихся ребят, проредить морковь на грядке, зарядить ружьё, наколоть дров, накалить железо, полоть гряды, опалить гуся, посветить фонарём, посвятить стихотворение, умолять о помощи, умалять  чьи-то  заслуги, закрепить успехи,  заскрипеть зубами от боли.

Задание 4. Подберите 2-3 антонима к следующим словам. Составьте с ними сложноподчиненные предложения.

Бежать работать- бить баклуши,  сидеть сложа руки

 Горячий - холодный, хладнокровный

Белоснежный- голые, грязные

 Невежда- знаток, мастер

Егоза- тихоня, спокойный

Я сдал плохо экзамены, потому что весь год бил баклуши.

Если сидеть сложа руки весь учебный год, результаты будут плачевные.

Когда наступает холодная зима, все ждут лета.

Хладнокровный человек всегда найдет выход из любой ситуации, потому что здраво оценивает действительность.

Знаток порадовал болельщиков своим ответом, когда казалось, что игра окончена.

Если человек мастер своего дела, он заслуживает уважения.

Голые вершины  навевали тоску на путешественников, которые мечтали о снежных склонах.

Туристы никогда не поселятся в гостинице, если увидят грязное белье.

Задание 5. Поставьте ударение в следующих словах.

  АнАлог, квартАл, инАче, без Умолку, анАфема, мЕльком,допускается мелькОм, каталОг, бесовщИна, апокАлипсис, мастерскИ, красИвее, блокИрование, апострОф, начАть.

Задание 6. Исправьте речевые или грамматические ошибки в данных предложениях, запишите верный вариант.

  • Люди должны уважать друг друга.
  • Я написал автобиографию.
  • Наружность её была вполне привлекательной.
  • Каковы ваши планы.

Задание 7. Раскройте смысл афоризма.

«Воспоминания – это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепетный, полный поэзии мир».

К. Паустовский

Я думаю, что смысл высказывания К.Паустовского заключен в том, что в жизни каждого человека, наверное, найдутся минуты, с воспоминаниями о которых он не захочет расстаться. Я уверена в том, что избавиться от воспоминаний — всё равно, что обокрасть себя. М.Бретон говорил : «Порою воспоминания — это всё, что у нас есть, и на вкус они слаще любого плода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...