Программа лингвистического кружка «В волшебном мире словарей» для обучающихся 6-7 классов
учебно-методический материал по русскому языку (6, 7 класс)
Данная программа лингвистического кружка является продолжением уроков русского языка, их дополнением. Позволяет разнообразить формы работы, научить использовать словари, извлекать нужную информацию.Помним, что "не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 93
Советского района гор. Волгограда
Программа
лингвистического кружка
по русскому языку
«В волшебном мире словарей»
для обучающихся 5-6 классов
Составитель:
Житникова Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
В условиях быстрого накопления информации резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знания, поэтому без словарей и справочников в настоящее время обойтись невозможно, именно словари «признаны отражать успехи развития нации в области материальной и духовной деятельности…». Для того чтобы овладеть литературными нормами, богатством такого развитого языка, каким является русский язык, необходимо совершенствовать свою речевую культуру, в трудных случаях обращаясь к словарям. Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который всё знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство и раскрыть выразительность и «тайны» русского языка. В этом случае на помощь приходит работа лингвистического кружка «В волшебном мире словарей», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Работу со словарями необходимо организовать таким образом, чтобы ею заинтересовать учащихся. Начать надо с вводных статей словарей. Необходимо вырабатывать у обучающихся потребность обращаться к справочной литературе и самостоятельно добывать новые знания. Заинтересованная работа со словарями способствует формированию у ребят стремления к самообразованию, помогает им вырабатывать самостоятельность лингвистического мышления.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с кружковцами. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения материала школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к изучению словарей должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Занятия проводятся в разных формах – игры, инсценировки, заседания юных лингвистов, КВН, выездные экскурсии. Привлекается разнообразный материал из научной, монографической и художественной литературы, интернет – ресурсы, опыт старшего поколения.
Цель и задачи
Цель курса: приобщить учащихся к использованию словарей, вырабатывая умения деятельности с подобной литературой
Задачи:
Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над поиском смысла слова; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой (словарями и справочниками); формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности школьников на занятиях кружка основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
Лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, со словарями и справочниками, дидактическим и раздаточным материалом; анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: познавательные экскурсии, исследования, составление и представление презентаций, составление словариков, самостоятельное составление кроссвордов.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии: личностно – ориентированная, технология дифференцированного обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Планируемые результаты.
Личностные результаты: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и эмоции других людей; сопереживать; стремиться к совершенствованию собственной речи; через русское слово проявлять гордость к своему языку, культуре, осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять презентации); пользоваться лингвистическими словарями, справочниками; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | |
Аудит. | Внеуад. | ||
1. | Словарь – мой добрый друг. «Интервью у словарей» | 1 | |
2 | Где живут словари? Посещение библиотеки. | 1 | |
3 | Экскурсия в музей славянской письменности. Знакомство с лингвистом и составителем словарей О.Н.Трубачевым | 1 | |
4 | В творческой лаборатории – работа со словарем Трубачёва О.Н. (интернет – версия) | 1 | |
5 | Самоцветная речь. Что привело к составлению словарей? | 1 | |
6 | Живая речь. Исследователи народной речи – М. В. Ломоносов, В. И. Даль. | 1 | |
7 | В мире «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Создание речевых ситуаций. | 1 | |
8 | Говоры – поговоры. Работа с диалектологическими словарями в группах. | 1 | |
9-10 | Составляй словарь «говоров – поговоров» семьи. Презентация словаря. | 1 | 1 |
11 | Родная речь родного края. Заседание ученого совета. | 1 | |
12 | Какой словарь определит «пульс» в слове? Упражнения и задачи с омографами. | 1 | |
13 | Особенности русского ударения. «Следствие ведут знатоки». | 1 | |
14 | Заседание ученого совета Как «пульсируют» вокруг меня. Несоответствие орфоэпическим нормам. | 1 | |
15 | Новое в жизни – новое в языке. «Живой как жизнь» Словарь неологизмов. | 1 | |
16 | Орфография слова есть биография слова. Узнаём о ней из слов. | 1 | |
17 | В музее истории слов. Знакомство с этимологическим словарем. | 1 | |
18 | «Энтимологический словарь» как антисловарь. | 1 | |
19 | Тайна слова. | 1 | |
20 | «К словам разнообразным, одинаковым и разным…» | 1 | |
21 | Словари разные, но что их объединяет. Составим словарные статьи. | 1 | |
22 | Контекстные игры | 1 | |
23 | Путешествие в страну фразеология. Фразеологический словарь. | 1 | |
24 | Создание речевой ситуации по фразеологизмам. | 1 | |
25 | О чём рассказывают устаревшие слова? | 1 | |
26 | Экскурсия в музей «Старая Сарепта» Устаревшие слова в экспозиции «Крестьянская изба». | 1 | |
27 | Паронимы, или «ошибочные слова». | 1 | |
28 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | |
29 | Слова, придуманные писателями. | 1 | |
30 | Словарь языка Пушкина. | 1 | |
31 | Где строятся «гнёзда»? Словообразовательный словарь. | 1 | |
32 | Энциклопедия. Отличие энциклопедии от словаря. | 1 | |
33 | КВН юных филологов | 1 | |
34 | Резерв. |
Содержание курса
Тема 1. Словарь – мой добрый друг: «интервью у словарей» (1ч).
Первая часть урока проходит в форме заседания кружка русского языка, где учащиеся побывают в гостях у лингвистических Словарей (от имени словарей выступают дети). Вторая часть - практическая работа со словарями в группах. Третья часть – демонстрация тематических словарей, составленных учениками: « Словарь художника», « Словарь музыканта», «Картинный словарь для малышей».
Тема 2. Где живут словари? Посещение библиотеки. Экскурсия. (1ч).
Данное мероприятие проводится по договорённости с библиотекой, тематическую экскурсию проводит сотрудник библиотеки и рассказывает о том, на какие группы делятся словари, как по картотеке можно отыскать словарь или энциклопедию, где живут словари, как часто к ним обращаются люди, кто трудится над словарями и как их беречь.
Тема 3. Экскурсия в музей славянской письменности (1ч.)
Знакомство с лингвистом и составителем этимологического словаря славянских языков - О.Н.Трубачевым. Это посещение проводится в рамках фестиваля имени О.Н. Трубачёва «Дни русского языка» в Волгограде. Воспитание любви к слову через знание о великих людях своего города, о родном земляке и составителе этимологического словаря.
Тема 4. В творческой лаборатории – работа со словарем О. Н. Трубачёва (интернет – версия) – (1ч.)
Предлагается работа с этимологическим словарём славянских языков под редакцией О.Н. Трубачёва, изучаются словарные статьи, в практической части составляются в группах свои словарные статьи по аналогу словаря учёного О.Н. Трубачёва.
Тема 5. Самоцветная речь. Что привело к составлению словарей? (1ч.)
На данном занятии ребята рассказывают о ярких сказителях – няне Пушкина, Арине Родионовне, о ключнице Пелагее из жизни С.Т. Аксакова, о бабушке М. Горького. Используются презентации. Через сказки проявляется и самоцветная яркость народной речи, отражающаяся в пословицах и поговорках. Знакомимся с «Пословицами русского народа» В.И. Даля. Многое из своеобразного, характерного для языка русского народа, бытует не везде, а лишь в отдельных местностях, что и привело к собирательству слов.
Тема 6. Живая речь. Исследователи народной речи – М. В. Ломоносов, В. И. Даль… (1ч.)
Топонимы. Что это? Понятие «диалектология». Рассматриваем топонимы Поволжья – баклуша, буерак, елань, крутец, курмыш. Презентация знакомит с учеными языковедами – М.В. Ломоносовым и В.И. Далем.
Тема 7. В мире «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Создание речевых ситуаций. – (1ч.)
Заседание исследовательского лингвистического общества. Исследование посвящено анализу устной речи на основе работы с "Толковым словарём живого великорусского языка" В.И. Даля. В ходе исследования обучающиеся решают "загадку" о месте рождения человека, который повествует о своём детстве. (Помогает заранее подготовленная ребятами инсценировка «Из работы В. Даля над словарём») Предполагается использование интерактивной доски и электронной версии словаря.
Тема 8. Говоры – поговоры. Работа с диалектологическими словарями в группах. – (1ч.)
Даётся понятие об общих диалектологических словарях, к названному ранее словарю В.Даля рассказываем о «Словаре русских народных говоров» Института русского языка АН СССР и знакомим с другой группой, например, словарь Орлова Л.М. «Русские говоры Волгоградской области». Волгоград, 1984.
Тема 9-10. Составляй словарь «говоров – поговоров» родственников, живущих в краях, областях, деревнях и сёлах. Презентация словаря (2ч.)
Тема 11. Родная речь родного края. Заседание ученого совета. – (1ч.)
Итоговое занятие по местным диалектам проводится в форме игры под названием «Путеводитель». Группам выдается путеводитель, содержащий вопросы, например, как у вас называются горы, холмы, возвышенные места (буй, веретья, грива, мар, рёлка, угор, сугорок). Путеводитель может быть оформлен в виде карты – схемы.
Тема 12. Какой словарь определит «пульс» в слове? Упражнения и задачи с омографами. – (1ч.)
Ударение подобно биению сердца. Дается представление о ритме в слове, проводится эпизодично в форме игры «сердечный ритм» - ищем слова и сравниваем с биением сердца (верба, искра…), делаем вывод. Знакомимся с омографами - село (деревня) и село (садиться) и др. Работаем с орфоэпическим словарем.
Тема 13. Особенности русского ударения. «Следствие ведут знатоки».
Знакомимся с особенностями русского ударения – разноместностью, подвижностью и изменчивостью с течением времени. На третьем останавливаемся подробнее. Ребятам предлагаются тексты в парах 1-ой пол.19 в. – Крылова, Пушкина, Лермонтова. Кружковцы исследуют их на предмет орфоэпической разницы. Например, «Вошёл. Полна народу зала, Музыка уж греметь устала» из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Такие исследования они готовятся провести и по другим произведения и авторам по выбору.
Тема 14. Заседание ученого совета. Как «пульсируют» вокруг меня. Несоответствие орфоэпическим нормам. – (1ч.)
Важность соблюдения орфоэпических норм, к чему приводит «попустительство» в речи. Замечания детей по произношению людей в обществе.
Тема 15. Новое в жизни – новое в языке. «Живой как жизнь». Словарь неологизмов. – (1ч.)
Знакомство со словами - новичками. Рассматриваются виды неологизмов.
Тема 16. Орфография слова есть биография слова. Узнаём о ней из слов - (1ч.)
Знакомство с историей слов: «школа», «каникулы» и др.
Тема 17. В музее истории слов. Знакомство с этимологическим словарем - (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. История слов – здоровье, здоровый, будь здоров… и др.
Тема 18. «Энтимологический словарь» как антисловарь - (1ч.)
Игра. «Лучший энтимолог». Составление «энтимологического» словаря. Предлагаются неверные с точки зрения этимологии толкования слов, но правдоподобные, отталкиваясь от их внешней формы, например, нелепица – некачественный пластилин, едкий – пригодный в пищу, гончая - чаепитие.
Тема 19. Тайна слова. Игра брейн – ринг.
Тема 20. «К словам разнообразным, одинаковым и разным…»
Словари синонимов, антонимов, омонимов. Особенности расположения слов, их объединение в словарные статьи. Специальные пометы. Отработка правил пользования словарями.
Тема 21. Словари разные, но что их объединяет. Составим словарную статью. Учимся писать статьи в научном стиле.
Тема 22. Контекстные игры.
Предлагаются тексты с купюрами для работы в группах, словари. Ребята вставляют нужные слова, сопровождая их пометами из словаря.
Тема 23. Путешествие в страну фразеология. Фразеологический словарь.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша»
Тема 24. Создание речевой ситуации по фразеологизму.
Придумывается речевая ситуация о месте употребления фразеологизма на основе его этимологии, например, «бить баклуши», работать «засучив рукава» и др.
Тема 25. О чём рассказывают устаревшие слова.
В ходе занятия ученики узнают о признаках устаревших слов и причинах их появления в языке, знакомясь с бытом Древней Руси, а также недавнего прошлого.
Тема 26. Экскурсия в музей «Старая Сарепта»… Устаревшие слова в экспозиции «Крестьянская изба».
Посещение экспозиции музея «Крестьянская изба» дает учащимся возможность убедиться в значимости каждого слова, на конкретном примере увидеть, о чем рассказывают устаревшие слова.
Тема 27. Паронимы, или «ошибочные слова».
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Тема 28. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 29. Слова, придуманные писателями. Знакомимся с индивидуальной речью писателя через его произведения. Сказки Пушкина.
Тема 30. «Словарь языка Пушкина» под редакцией В.В. Виноградова. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 31. Где строятся «гнёзда»? - (1ч.)
В чем особенность словарной статьи в словообразовательном словаре. Как работать с ней и словарём. Что такое гнездо? Ребятам предлагается составить гнезда к указанным словам в парах, а затем свериться со словарём.
Тема 32. Энциклопедия. Отличие энциклопедии от словаря.
Дается отличие энциклопедии от словарей. Знакомимся с БСЭ и МСЭ, а также с отраслевыми энциклопедиями. Дети приносят свои энциклопедии и знакомят с ними.
Тема 33. КВН юных филологов. Итоговая игра по полученным знаниям и приобретённым навыкам за курс.
Тема 34. Резерв.
Ресурсное обеспечение.
Кадровое - кружок может вести учитель – филолог, библиотекарь.
Техническое – компьютер, интерактивная доска, доступ в интернет – сети, знание сайтов («Википедия» и др.), наличие лингвистических словарей и справочников, принтер – сканер, подготовленные тексты, созданные презентации в помощь детским, которые будут создаваться в ходе реализации программы.
Рекомендуемая литература для педагога:
1. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС», 2003 г.
2. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991 г
3. В.Ф. Барашков., А как у вас говорят? Москва «Просвещение», 1986
4. Н.Ф. Александрович., Внеклассная работа по русскому языку, Издательство « Народная Асвета» Минск 1971
5. Л. Петрановская., Игры на уроках русского языка, Москва 2000г
6. З.А. Потиха., Тайны слова, Нижне – Волжское издательство, Волгоград
7. Е.А. Быстрова, А.П. Окунева., Краткий фразеологический словарь русского языка.
8. «Толковый словарь живого великорусского языка», «Пословицы и поговорки» В.И. Даля, М. Булатов, В. Порудоминский «Собирал человек слова».
9. Электронная версия словаря В.И. Даля
10. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2007.
11. Мокиенко В.М. Славянская фразеология. – М., 1989.
12. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка.– М., 1963.
13. Орлов Л.М. «Русские говоры Волгоградской области». Волгоград, 1984.
14. «Словарь языка Пушкина» под редакцией В.В. Виноградова (1956-1961гг)
15. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., «Просвещение», 1978г.
16. З.А. Потиха Д.Э. Розенталь Лингвистические словари и работа с ними в школе.-М., «Просвещение», 1987г.
17. «Словарь синонимов русского языка» Академии наук СССР под ред. А.П. Евгеньева
18. «Словарь антонимов русского языка» Л.А. Веденский
19. «Школьный словарь иностранных слов» под ред. В.В. Иванова. – М. Просвещение, 1983
20. «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской под ред. С.Г. Бархударова
21. Орфографический словарь Д.Н. Ушакова, С.Е. Крючкова
22. «Новые слова и значения» под ред. Н.З. Котеловой, Ю.С. Сорокина
23. «Словарь омонимов русского языка» Н.П. Колесникова под ред. Н.М. Шанского
24. «Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка» Ю.А. Бельчикова, М.С. Панюшевой
25. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова
26. «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ «БАО», 1997 г.
6. З.А. Потиха., Тайны слова, Нижне –волжское издательство, Волгоград
7. Е.А. Быстрова, А.П. Окунева., Краткий фразеологический словарь русского языка.
8. «Толковый словарь живого великорусского языка», «Пословицы и поговорки» В.И. Даля
9. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка.– М., 1963.
10. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., «Просвещение», 1978г.
11. «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской под ред. С.Г. Бархударова
12. Орфографический словарь Д.Н. Ушакова, С.Е. Крючкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы кружка рукоделия «Волшебные нити»
Программа кружка рукоделия «Волшебные нити» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в специальной / коррекционной / школе VIII вида. Содержание курса направлено на развитие...
программа кружка ФГОС "Волшебный карандаш" 1 класс
ГОУ Средняя (полная) общеобразовательная школа- интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «Надежда» Утверждаю: ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...
Самоанализ урока –конференции «В мире словарей» Защита проектов.
Урок русского языка в 5 классе...
Проект "В мире словарей"
Один из проектов, участвующих в лингвистической конференции "В мире словарей"...
Рабочая программа кружка бисероплетения «Волшебная бусинка»
Рабочая программа кружка бисероплетения «Волшебная бусинка» используется в работе с воспитанниками школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность программы обоснована активи...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Программа обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...