Программа работы кружка рукоделия «Волшебные нити»
рабочая программа по теме

Трофимова Лина Валентиновна

Программа  кружка рукоделия «Волшебные нити» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в специальной / коррекционной / школе VIII вида.  Содержание курса направлено на развитие  интереса к рукоделию и творческих способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждено и утверждено                                                     «Утверждаю»

на заседании                                                                           «_01_» сентября 2012г.

педагогического совета

ТОГБОУ «Знаменская                                                              Директор школы-интерната

специальная (коррекционная)

общеобразовательная                                                          ______________Е.Е.Воеводина.

школа-интернат»

Протокол №___

От «___» августа 2012г.

                                         

          Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное

          учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными   возможностями здоровья «Знаменская специальная  (коррекционная)                                     общеобразовательная школа – интернат»

                                                               

                                                                                                           

                                                       

                                                       Программа

   

                                        работы кружка рукоделия

                                        «Волшебные нити»

                                        Возраст воспитанников: 16-17 лет.

                                        Срок реализации: 01.09.12 – 25.05.2014г.г.

                                                               Автор программы: Трофимова Л.В.

                   

                                                 Р.п.Знаменка

                                                    2012год.

                                   

                                          

                                           Пояснительная записка.

       Программа  кружка рукоделия «Волшебные нити» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в специальной / коррекционной / школе VIII вида.  Содержание курса направлено на развитие  интереса к рукоделию и творческих способностей обучающихся, а так же, на систематическое формирование умения видеть и понимать прекрасное, что способствует развитию стремления к самостоятельному творчеству и воспитанию эстетического вкуса.  Программа содержит материал по изучению простейших техник вязания крючком и изготовлению вязаных изделий (салфеток, декоративных панно, игрушек, сувениров).

       В процессе занятий рукоделием у детей воспитываются такие личностные качества как аккуратность, усидчивость, самостоятельность, умение работать в коллективе, необходимые для профессиональной трудовой деятельности в будущем. Что  имеет большое  значение для подготовки и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Именно поэтому направление и содержание программы кружка считаю актуальным.

       На занятиях кружка дети знакомятся с одним из старинных видов    декоративно- прикладного искусства – вязанием, особенностями вязания,

историей возникновения вязания. Изучают разнообразные виды пряжи, её

свойства, материалы и  инструменты, необходимые для изготовления вязаных изделий. Осваивают основные элементы вязания крючком: цепочка, (воздушные петли), полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли. На основе полученных навыков учатся вязанию изделий из шерстяных нитей. Техника вязания салфеток, панно, сувениров, игрушек из шерстяных нитей, применяемая при изготовлении изделий, предусматривает использование простейших элементов вязания.  Простота и доступность  позволяет детям быстро и успешно ее освоить.    

        Последовательность и доступность тем в программе определяется постепенным усложнением материала в техническом и художественном отношении. В основу изучения курса «Вязание  из шерстяной нити» положен принцип доступности и посильности трудовых работ, что способствует развитию желания у детей осваивать технику изготовления изделий и доводить начатую работу до конца. Использование компьютерных технологий придает новизну занятию, повышает у воспитанников интерес к трудовой деятельности. А так же, помогает разнообразить формы преподавания знаний воспитанникам.

 В основу программы положены следующие цель и задачи:

                                            Цель:

        *       расширить кругозор детей в направлении декоративно-прикладного          искусства народов нашей страны, сформировать у учащихся устойчивый интерес к рукоделию, способствовать развитию творческого воображения,                                                                          эстетического вкуса.

 

                                         Задачи:

1. Обучающая:

- Научить основным элементам  вязания крючком: цепочка (воздушные петли), полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли. На основе изученных элементов вязания  научить техническому мастерству в изготовлении вязаных изделий из шерстяных нитей. Дать возможность обучающимся со стойкими дефектами развития закрепить полученные трудовые навыки.

2. Коррекционная:

-  Коррегировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе   трудовой деятельности, развивать умение планировать предстоящую работу, ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль.

       3. Воспитательная:

 - Воспитывать умение работать коллективно, добиваясь качественного         выполнения изделия и завершенности работы.

      Программа предусматривает мониторирование  навыков и умений воспитанников, что позволяет при необходимости вносить коррективы в процесс работы с детьми, а именно, на основе дифференцированного подхода усилить коррекционную, индивидуальную направленность занятия,  усилить мотивационный компонент  с целью повышения интереса воспитанников к деятельности, что послужит более заинтересованной, эффективной работе детей.

Учебный курс программы рассчитан  на возрастную группу 16-17 лет. Сроки реализации программы 2 года. Занятия проводятся  воспитателем 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 час.

          В  результате работы с детьми по развитию интереса к рукоделию и обучению    рукоделию по окончании курса воспитанники должны

                                          знать:

- историю происхождения вязания на Руси;

- сведения о материалах и инструментах используемых в вязании;

- схематическое обозначение элементов вязания;

- определение фактуры пряжи;

-  особенности подбора № крючка в соответствии с толщиной нити;

- технику выполнения изделий из  шерстяной  нити;

-  особенности подбора материала и цветового оформления.

                                        уметь:

- подбирать  № крючка в соответствии с толщиной нити;

- читать схематическое обозначение элементов вязания;

- выполнять основные элементы вязания крючком: цепочка (воздушные петли), полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли;

-выполнять  элементы изделия  с опорой на схему;

- выполнять  изделия из  шерстяной  нити на основе изученных техник вязания;

- подбирать  материал и цветовое оформление изделия;

-составлять  композицию (эскиз), реализовывать композиционное решение в изделии.

     Создавая в процессе работы красивые сувениры, игрушки своими руками, и видя результат своей деятельности, дети получают положительные эмоции, удовлетворение. Это способствует пробуждению интереса и творческих способностей, привитию устойчивого интереса к рукоделию. Возможность выполнить изделия декоративного плана и бытового назначения, которое можно использовать как подарок, оформление интерьера жилой комнаты (спальни), игровой комнаты и т.д.  придает значимость выполняемой  работе.

       Форма подведения итогов  реализации программы – выставка работ воспитанников по окончании учебного года, учебного курса,  участие с поделками в выставках детского творчества областного, федерального уровня. Так же, мониторирование навыков и умений воспитанников в начале, в течение учебного курса и по его завершению дает полное представление о навыках и умениях воспитанников, полученных в результате реализации данной программы.

       

         

       

                                                                                                                                                                           

                             Тематический план. 1-ый год обучения.


Подразделы и темы

             Количество   часов


всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1

2

3

4

I.   Сведения о вязании крючком

3

3

I.1.Вводное занятие

1

1

I.2.Исторические истоки вязания крючком.

1

1

I.3 Организация труда.

1

1

II.  Основы вязания крючком

10

1

9

II.1.Пряжа, применяемая при работе.

1

1

II.2.Основные элементы вязания крючком. Техника выполнения.

3

3

II.3 Схемы. Чтение схем. Вязание по схеме.

1

1

II.4. Вязание по кругу. Техника выполнения.  

2

2

II.5. Техника выполнения ажурной вязки.

3

3

III. Основы композиционного решения.

2

            1

1

III.1. Цвет и сочетание цвета в изделии.

1

1

III.2.Выполнение эскиза.

1

1

IV. Изготовление салфетки с ажурным краем.

6

6

IV.1.Изготовление основы салфетки - вязанного круга.

4

4

IV.2. Обвязка круга ажурной вязкой.

2

2

V. Изготовление вязаного цветка

 « Ромашка»

5

5

V.1Техника выполнения лепестков.

2

2

V.2. Вязание цветка по схеме.

3

3

VI. Изготовление панно.

7

7

VI.1. Композиционное решение. Изготовление эскиза композиции  

панно «Цветы в круге»

1

1

VI.2.Технология  выполнения панно

« Цветы в круге»

6

6

 Итоговое занятия

1

     

1

Итого

33

5

            28

                               

                           Тематический план. 2-ой год обучения.


Подразделы и темы

             Количество   часов


всего

на теоретические занятия

на практические занятия

1

2

3

4

I. Подготовка к работе.

1

1

I.1. Вводное занятие.

1

1

II. Изготовление сувенира «Карандашница»

      6

             6

II.1 Цветовое решение изделия. Выполнение эскиза.

1

             1

II.2. Технология выполнения изделия.

6

             6

III. Изготовление игрушек.

16

   14

III.1 Цветовое решение изделия «Гусеничка». Выполнение эскиза.

1

  1

III.2. Технология изготовления игрушки

«Гусеничка»

6

  6

III.3. Цветовое решение изделия «Солнышко». Выполнение эскиза.

1

1

III.4. Технология изготовления игрушки

«Солнышко»

8

8

IV.Изготовление панно «Цветочная композиция»

9

9

IV.1. Композиционное  решение изделия. Выполнение эскиза.

1

1

IV.2 Технология выполнения панно.

8

 8

Итоговое занятие

1

1

Итого

33

30

                       

                       Программное содержание. 1-ый год обучения.

I. Сведения о вязании крючком

  1. Вводное занятие.

1.Введение в курс «Вязание крючком из  шерстяной нити». Содержание курса.

Правила техники безопасности и поведения.

2.Знакомство с одним из старинных видов декоративно-прикладного искусства на Руси – вязанием, историей происхождения вязания.

3. Организация труда. Подготовка рабочего места.

                                    II. Основы вязания крючком

1.Пряжа, применяемая при работе. Свойства и особенности пряжи. Фактура пряжи. Цвет и сочетание цветов.

2. Основные элементы вязания крючком. Техника выполнения элементов вязания:

«Цепочка»;  «полустолбик»; «столбик без накида»; «столбик с накидом»; «длинные петли».

                                      3 Схемы. Чтение схем

1Обозначение элемента вязания на схеме.

2.Выполнение элементов вязки в соответствии с обозначением на схеме.

                                      4. Вязание по кругу.

1.Выполнение круга по схеме, используя  элементы вязания: «столбик без накида», «столбик с накидом».

2.Натяжение нити при вязке.

3.Набавление петель в рядах в соответствии со схемой.

4.Заправка нити по окончании изделия.

          5. Техника выполнения ажурной вязки.

1.Выполнение элементов вязания в соответствии со схемой.

2.Натяжение нити при вязке.

3.Заправка нити по окончании изделия.

                                        III.Основы композиционного решения.

1. Цвет и сочетание цвета в изделии. Подбор цветового решения.

2.Выполнение эскиза.

                                       IV. Изготовление салфетки с ажурным краем.

1.Изготовление основы салфетки - вязанного круга по схеме.

2.Натяжение нити при вязании.

3.Набавление петель в соответствии со схемой.

4.Обвязка круга ажурной вязкой по схеме.

5. Заправка нити по окончании изделия.

                                      V. Изготовление вязаного цветка « Ромашка»

1Техника выполнения лепестков.

2.Вязание цветка по схеме.

3.Натяжение нити при вязании.

4.Заправка нити по окончании  изделия.

                            VI. Изготовление панно.

1.Композиционное решение. Изготовление эскиза композиции  

панно «Цветы в круге».

2.Подбор цвета нити в соответствии с эскизом.

3.Выполнение  круга по схеме.

4.Вязание цветов (5 штук)  по схеме.

5.Сборка изделия.

                                        Итоговое занятие

1.Подведение итогов. Выставка поделок.

        

             

         

 

                      Программное содержание. 2-ой год обучения.

                                 I. Подготовка к работе.

                                   1. Вводное занятие.

1. Организация труда. Подготовка рабочего места.

2.Правила техники безопасности и поведения.

                                   II. Изготовление сувенира «Карандашница»    

1 Цветовое решение изделия. Выполнение эскиза.

2.Вязание основы – круга способом «столбик без накида» в соответствии с размером.

3.Набор петель по краю основы.

4 Вязание по кругу способом «столбик без накида» до необходимой высоты.   Учет цветового решения изделия  согласно эскиза.

5.заправка нити по окончании работ.

                                 III. Изготовление игрушек.

                                        Техника изготовления игрушки «Гусеничка»

1. Цветовое решение изделия. Выполнение эскиза.

2.Вязание цепочки определенной длины. Скрепление концов.

3.Вязание по кругу способом « столбик без накида»  необходимой длины.

4Вязание круга.

5.Вязание шнурка для связывания хвостовой части.

6.Сборка деталей. Обвязка лица способом «длинные петли».

                             Техника изготовления игрушки «солнышко»

1. Цветовое решение изделия. Выполнение эскиза.

2. Вязание  круга (2 шт.) способом « столбик без накида»

3. Скрепление деталей в соответствии с эскизом.

4. Набивка изделия мягким наполнителем.

5.Обвязка края способом «длинные петли»

                              Изготовление панно «Цветочная композиция»

1. Композиционное  решение изделия. Выполнение эскиза.

                         Использована литература:

  1. Волшебные шнурочки. Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова.-М.:«АРКТИ», 2007г.-32с.
  2. Забавные поделки крючком и спицами. Авт.-сост. С.Ф. Тарасенко.- Москва.: «Просвещение», 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кружка "Волшебная нить".

В данном материале показаны работы учащихся, в которых видна детская душа и фантазия. Окунитесь в яркий мир бисерного искусства....

Волшебная нить,гратаж

Применение нетрадиционных технологий на уроках изо...

Программа учебной дисциплины "ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ"

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 12-14 лет....

Методическая разработка.Волшебная нить. Первые шаги - круг.

Занятие - презентация предназначенная для проведения первого занятия в кружке "Волшебная нить"....

Авторские разработки тематических кружковых занятий "Волшебная нить"

На занятиях кружка проживающие знакомятся проживающих с различными видами декоративно – прикладного творчества. Обучаются владению техникой вышивки крестом, бисером (виды стежков: стежок полукрест, кр...

Программа кружка "Волшебная нить"

Программа разработана на основе Типовых программ Министерства Просвещения РФ 1989 год. Первый год обучения программы составлен и изменен на основе содержания первого года обучения типовой программы Е....

Интегрированное – практическое занятие с детьми с ОВ по рисованию «Волшебная нить!»

Побуждать  детей передавать особенности «волшебных нитей» , добиваясь выразительности с помощью цвета...


 

Комментарии

Трофимова Лина Валентиновна

Программа кружка рукоделия «Волшебные нити» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в специальной / коррекционной / школе VIII вида. Содержание курса направлено на развитие интереса к рукоделию и творческих способностей обучающихся