Конспект урока русского языка в 5 классе "Предложения с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Предложения с прямой речью" с использованием интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
на тему: «Предложения с прямой речью».
Учитель Конова Галина Николаевна.
Цели: 1. знакомство с особенностями строения и пунктуации предложений с прямой речью, с графическим комментированием пунктограммы;
- развитие умений расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также самостоятельно составлять предложения с прямой речью;
- обучение выразительному чтению предложений с прямой речью;
- наблюдение за синонимией глаголов говорения, вводящих прямую речь;
- повторение орфографии словарных слов, работа над их лексическим значением.
Оборудование: 1. проектор;
2. интерактивная доска;
3. раздаточный материал: карточки с заданиями (по
вариантам) для составления предложений с прямой речью;
4. иллюстрации к сказке «Репка»;
5. Толковый словарь
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Словарно-орфографическая работа.
По данным значениям угадайте словарные слова, запишите их.
1. Возвышение для оратора. (трибуна).
2. Командная игра, в которой игроки стремятся ударами ноги забить мяч в ворота соперника, а также соответствующий вид спорта. (футбол).
3. Человек одинакового возраста с кем-нибудь. (ровесник, сверстник).
4. Искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания в декоративных целях. (бассейн).
5. Благоприятный отзыв о ком-нибудь или о чем-нибудь. (рекомендация).
6. Летняя открытая пристройка к дому, зданию. (терраса).
7. Обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. (дискуссия, спор).
8. Идти, двигаться торжественно, важно. (шествовать).
9. Быть шефом. (шефствовать).
Составьте с одним из слов сложное предложение.
- Объяснение нового материала.
1. На экране слова:
- Н. Островский писал своей матери: «Я прошу тебя, моя родная, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы!»
- Н. Островский писал своей матери, чтобы она не выполняла никакой тяжёлой работы.
- Прочитайте предложения.
- В каком из них слова Н. Островского переданы точно, дословно, от имени писателя?
- А как передаются слова писателя во втором предложении?
Сообщение темы урока.
А какие цели вы поставите перед собой для изучения темы? (формулировка целей урока)
- Где же в первом предложении непосредственно прямая речь?
Прочитайте её.
- Как вы думаете, почему она называется прямая речь? (совершенно точно, напрямую передаёт чьи либо слова).
- От чьего имени передаются слова? (от имени того, кто говорит).
- Только ли содержание чьих- то слов передаётся с помощью прямой речи? (интонация, восклицание, вопрос; обращение моя родная указывает на отношение Островского к своей маме).
- Как на письме выделяется прямая речь? (большая буква, кавычки).
- А чем являются слова Н. Островский писал своей матери? (словами автора)
- На что указывают слова автора? (на то, кому принадлежит прямая речь).
- Где стоит в этом предложении прямая речь?
- Какой знак стоит после слов автора?
Запишите это предложение.
Составим его схему: А : « П ! »
(работа на интерактивной доске)
- Предложения с прямой речью надо произносить с особой интонацией (пауза на месте двоеточия , предупреждающая о том , что дальше следует прямая речь , имеющая свои повышения и понижения голоса).
- Прочитайте предложение выразительно.
2.Рассмотрим другие случаи предложений с прямой речью.
-Догадайтесь, из каких произведений взяты предложения, записанные на экране, и кто говорит эти слова.
1)Тут Ваську…………….укоряет:
«Не стыдно ль стен тебе,
не только что людей?»
-Назовите произведение, автора.
-Какое слово пропущено? ( Повар).
-Где в предложении прямая речь? А слова автора?
-Где стоит прямая речь по отношению к словам автора?
-Запишите предложение.
-Составим его схему: А: « П?» ( ученик составляет у доски).
-Прочитайте предложение выразительно.
Аналогично разбираем следующие предложения.
2) «Кумушка, мне странно это:
да работала ль ты в лето?» -
говорит ей …………….. .(Муравей).
Схема: « П?» – а.
Особенности интонации. (пауза на месте тире, слова автора произносятся в убыстренном темпе ( как при вводных словах).
3) « Стой, братцы, стой!» – кричит …………… .(Мартышка).
Схема: « П!» –а.
4) Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
и уши ваших понежней, -
им отвечает ……………….. . (Соловей ).
Схема: « П,» –а.
3.Посмотрите на слова автора в наших примерах. Какие глаголы здесь употребляются? (писал, говорит, отвечает, кричит, укоряет).
Это так называемые глаголы говорения, они вводят прямую речь.
-Для чего используются разные глаголы говорения в словах автора? (помогают передать смысл сказанного, характер и настроение говорящего, для того чтобы избежать повторов).
У М. Горького в его произведениях насчитывается около 500 глаголов говорения!
Устно придумайте свои глаголы говорения, которые вы могли бы включить в предложение с прямой речью. Кто больше?
( прошептал, воскликнул, возразил и. т. д.)
- Закрепление нового материала.
1. На доске – предложения без знаков препинания.
1) Не шуми пожалуйста маму разбуд..шь пр..ш..птал я.
-Расставьте знаки препинания. Объясните орфограммы.
« Не шуми, пожалуйста, маму разбудишь,» –прошептал я.
(глагол говорения подсказывает знак препинания в конце прямой речи) .
Схема: « П,» –а.
2) П..друга уд..вленно спросила ты снова оп..здала.
Подруга удивленно спросила: «Ты снова опоздала?! »
Схема: А: «П ?!»
2. Задание на карточках ( по вариантам) .
I вариант.
« П» – предупредил тренер своих воспитанников.
Марина подумала: « П ».
II вариант.
« П» - воскликнула девочка.
Ученик бормотал виновато: « П».
-Взаимопроверка. Отметки.
V.Рефлексия.
-Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
-Как на письме выделяется прямая речь?
-Где в предложении может стоять прямая речь по отношению к словам автора?
Приведите примеры.
-Как в этих случаях пишутся слова автора?
VI.Домашнее задание.
Вспомните русскую народную сказку « Репка» и ее героев: деда, бабку, внучку, Жучку, кошку и мышку. Постарайтесь представить себя в их ролях в тот момент, когда они говорят о своем участии в трудном деле вытаскивания репки из земли. Каждый, наверное, хвастается? Придумайте и запишите слова каждого героя в виде прямой речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...
урок русского языка в 5 классе "Прямая речь"
Данная презентация подходит для урока .посвященного изучению нового материала. Включает в себя основные моменты теории по теме, далее полученные знания закрепляются на примере блока разнообразных по т...
Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"
В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...
конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи
конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Прямая речь
Второй урок по теме...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение".
Урок по развитию речи.Цель: формирование понятия о рассуждении как о типе речи.Задачи:1. Образовательные:- познакомить со строением и особенностями текста – рассуждения;- закреплять понятия о ти...