Конспект урока русского языка в 5 классе. Прямая речь
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Геращенко Елена Валериевна

Второй урок по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_pryam_rech.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок русского языка в 5 классе. Закрепление изученного ( прямая речь,  2 урок)

Тип урока: исследование

Цели урока: образовательная - закрепить представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы сложных предложений ;

воспитательная – воспитать чувство ответственности, самостоятельности;

развивающая – развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.

Ход урока.

1)Беседа ( тема, цель)

-Какой раздел науки о языке изучаем? ( синтаксис)

-Что из этого раздела изучали вчера? ( прямая речь)

-Чем будем заниматься сегодня?  ( Наша тема: закрепление изученного) Почему так решили? ( не все усвоили)

-Какая наша цель?( закрепить полученные знания)

- С чего начнем повторение? (орфографии)

2) Повторение

А) Что зашифровано на доске? Какие части речи? Как узнали? Придумайте по 2 примера. Зачем мы это повторяем???

-ЕТЕ, -ЯМИ, -ИЦ-, -ТЬСЯ (ТСЯ)

Ищете, боретесь, делаете, играете.( окончание глаголов)

Деревьями, крыльями, ручьями, сучьями. (разделительный  ь).

Девица, водица, сестрица. ( суффикс сущ –иц)

Водиться, стремиться,  не разбиться, учиться.  ( правописание ТЬСЯ_ ТСЯ).

Сделайте вывод! Чтобы не ошибиться в написании слов, надо…..( знать 1-часть речи. Если глагол: инфинитив, спряжение определить; если сущ- суффикс –иц или окончание –ями после ь.)

Б) Найди несоответствие

Порядоч-ный человек - 2              наречное.

Стремиться к побед-  -  3               именное.

Очень качестве-о -    1                     глагольное.

Какого человека можно назвать « порядочным»? Каких людей вокруг вас больше? Почему так думаете?

В) Перед вами  схемы. Составьте предложения к этим схемам. Что является третьим лишним? По какому принципу отобрали? А что общего ? ( все повеств. предложения)

-ССП

-СПП

-простое с обобщ. словом

Г) Что начали изучать на прошлом уроке? ( предложения с прямой  речью).

Ребята! Дай задание классу!  Что надо сделать? ( ученик рисует схему на доске, дети должны придумать и записать предложение). Усложним задание: добавьте обращение и слово» пожалуйста». Проверка.

Проверим ДЗ. ( 6 предложений к схемам)

Д) Работа с текстом. Прослушайте текст.

После обеда папа сел за какую-то книгу, но потом отложил ее в сторону и спросил: «Вася, как дела в школе?»  Изо всех сил Вася старался скрыть радостную улыбку. Он подал тетрадь и произнес: «Вчера был диктант. Вот, вернули с отметками». Отец перелистал несколько страниц и увидел пятерку.  «И как же ты ошибок не наделал?- спросил папа. «Со мной Нина сидит, а она, знаешь, как пишет!»- похвастался Вася.  «Вот оно что ,»-протянул отец. А потом добавил: «Значит, ты сегодня не свою, а чужую пятерку принес». Лицо у Васи стало растерянным и жалким, улыбки как не бывало. ( В.Росин )

-Определите тему и мысль текста. Можно ли назвать Васю порядочным человеком?  Чему текст  может научить вас, напишите 1 предложение? Начните ответ со слов: Я считаю (уверен, думаю), …

Какое предложение по строению получилось? Посмотрите в тетрадь к соседу, передайте его мысль, используя предложение с прямой речью.

Оля считает: « Этот отрывок учит ребят самостоятельности.»

Е) Работа с карточкой. Отработка навыка .

  1. Прочитайте. Понаблюдайте над текстом и  сделайте выводы.

Миша Лентяйкин пришел в школу довольный. «Вот какой рассказ я написал!» - похвастался он. Давайте прочтем его вместе.

Однажды папа спросил у Васи: «Сегодня мы пойдем в музей».

 Вася обрадовался и ответил: «А в какой?»  «В исторический», - громко закричал  папа.  «Ура! Я никогда там не был,» – поинтересовался Вася.

Позавтракав, они поехали в музей. «Что мы там увидим?» - рассказал Вася папе. «Многое. Увидим, как жили люди в древности, какие носили наряды, какое у них было оружие. Увидишь сам», - задал вопрос отец.

(Неправильно употреблены глаголы говорения, лучше записать в форме диалога)

2. Сформулируйте задания к данным предложениям. (1-Добавьте недостающие слова в предложения. 2-Устраните ошибки.3- Запишите предложения так, чтобы прямая речь была вначале.)

А) Кот в сапогах --------: «Можете ли вы уважаемый людоед  превратиться в зверька поменьше »

Б) Людоед --------  «Конечно, могу.

В) Кот в сапогах ---------: Тогда превратитесь пожалуйста, в мышь!»

Ж). Понаблюдайте над предложениями. Что общего и в чем разница? Сделайте вывод: какими способами можно передать мысль.

Витя сообщил: «В первый четверг октября к нам в гости приедут артисты».   Витя сообщил, что в первый четверг октября к ним приедут артисты.

4)Рефлексия. Чем занимались? Что понравилось? В чем были трудности?

5)Поставьте себе оценку.

     6) ДЗ 248


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Презентация к уроку русского языка по теме: Прямая речь. 5 класс.

Презентация ученика Платова Влада по теме: Прямая речь. Русский язык.5 класс....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...