Конспект урока русского языка в 5 классе. Прямая речь
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе. Закрепление изученного ( прямая речь, 2 урок)
Тип урока: исследование
Цели урока: образовательная - закрепить представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при обращении, повторить типы сложных предложений ;
воспитательная – воспитать чувство ответственности, самостоятельности;
развивающая – развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.
Ход урока.
1)Беседа ( тема, цель)
-Какой раздел науки о языке изучаем? ( синтаксис)
-Что из этого раздела изучали вчера? ( прямая речь)
-Чем будем заниматься сегодня? ( Наша тема: закрепление изученного) Почему так решили? ( не все усвоили)
-Какая наша цель?( закрепить полученные знания)
- С чего начнем повторение? (орфографии)
2) Повторение
А) Что зашифровано на доске? Какие части речи? Как узнали? Придумайте по 2 примера. Зачем мы это повторяем???
-ЕТЕ, -ЯМИ, -ИЦ-, -ТЬСЯ (ТСЯ)
Ищете, боретесь, делаете, играете.( окончание глаголов)
Деревьями, крыльями, ручьями, сучьями. (разделительный ь).
Девица, водица, сестрица. ( суффикс сущ –иц)
Водиться, стремиться, не разбиться, учиться. ( правописание ТЬСЯ_ ТСЯ).
Сделайте вывод! Чтобы не ошибиться в написании слов, надо…..( знать 1-часть речи. Если глагол: инфинитив, спряжение определить; если сущ- суффикс –иц или окончание –ями после ь.)
Б) Найди несоответствие
Порядоч-ный человек - 2 наречное.
Стремиться к побед- - 3 именное.
Очень качестве-о - 1 глагольное.
Какого человека можно назвать « порядочным»? Каких людей вокруг вас больше? Почему так думаете?
В) Перед вами схемы. Составьте предложения к этим схемам. Что является третьим лишним? По какому принципу отобрали? А что общего ? ( все повеств. предложения)
-ССП
-СПП
-простое с обобщ. словом
Г) Что начали изучать на прошлом уроке? ( предложения с прямой речью).
Ребята! Дай задание классу! Что надо сделать? ( ученик рисует схему на доске, дети должны придумать и записать предложение). Усложним задание: добавьте обращение и слово» пожалуйста». Проверка.
Проверим ДЗ. ( 6 предложений к схемам)
Д) Работа с текстом. Прослушайте текст.
После обеда папа сел за какую-то книгу, но потом отложил ее в сторону и спросил: «Вася, как дела в школе?» Изо всех сил Вася старался скрыть радостную улыбку. Он подал тетрадь и произнес: «Вчера был диктант. Вот, вернули с отметками». Отец перелистал несколько страниц и увидел пятерку. «И как же ты ошибок не наделал?- спросил папа. «Со мной Нина сидит, а она, знаешь, как пишет!»- похвастался Вася. «Вот оно что ,»-протянул отец. А потом добавил: «Значит, ты сегодня не свою, а чужую пятерку принес». Лицо у Васи стало растерянным и жалким, улыбки как не бывало. ( В.Росин )
-Определите тему и мысль текста. Можно ли назвать Васю порядочным человеком? Чему текст может научить вас, напишите 1 предложение? Начните ответ со слов: Я считаю (уверен, думаю), …
Какое предложение по строению получилось? Посмотрите в тетрадь к соседу, передайте его мысль, используя предложение с прямой речью.
Оля считает: « Этот отрывок учит ребят самостоятельности.»
Е) Работа с карточкой. Отработка навыка .
- Прочитайте. Понаблюдайте над текстом и сделайте выводы.
Миша Лентяйкин пришел в школу довольный. «Вот какой рассказ я написал!» - похвастался он. Давайте прочтем его вместе.
Однажды папа спросил у Васи: «Сегодня мы пойдем в музей».
Вася обрадовался и ответил: «А в какой?» «В исторический», - громко закричал папа. «Ура! Я никогда там не был,» – поинтересовался Вася.
Позавтракав, они поехали в музей. «Что мы там увидим?» - рассказал Вася папе. «Многое. Увидим, как жили люди в древности, какие носили наряды, какое у них было оружие. Увидишь сам», - задал вопрос отец.
(Неправильно употреблены глаголы говорения, лучше записать в форме диалога)
2. Сформулируйте задания к данным предложениям. (1-Добавьте недостающие слова в предложения. 2-Устраните ошибки.3- Запишите предложения так, чтобы прямая речь была вначале.)
А) Кот в сапогах --------: «Можете ли вы уважаемый людоед превратиться в зверька поменьше »
Б) Людоед -------- «Конечно, могу.
В) Кот в сапогах ---------: Тогда превратитесь пожалуйста, в мышь!»
Ж). Понаблюдайте над предложениями. Что общего и в чем разница? Сделайте вывод: какими способами можно передать мысль.
Витя сообщил: «В первый четверг октября к нам в гости приедут артисты». Витя сообщил, что в первый четверг октября к ним приедут артисты.
4)Рефлексия. Чем занимались? Что понравилось? В чем были трудности?
5)Поставьте себе оценку.
6) ДЗ 248
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...
Презентация к уроку русского языка по теме: Прямая речь. 5 класс.
Презентация ученика Платова Влада по теме: Прямая речь. Русский язык.5 класс....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"
Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...