Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создается отзыв.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Учимся писать отзыв»
Цель. Знакомство со структурой и особенностями отзыва как аналитического жанра
сочинения-рассуждения, обучение созданию отзыва.
Задачи.
1. Образовательные: - начать формировать умение писать отзыв;
2. Развивающие: - научить выделять главное в изученном материале;
- составлять алгоритм решения поставленной задачи;
- развивать связную письменную речь.
3. Воспитательные: - воспитывать стремление к самостоятельной творческой
деятельности, корректному оформлению своих чувств и эмоций
в письменной речи;
- опираясь на текст рассказа карельского детского писателя
В. Данилова воспитывать любовь и бережное отношение к родной
природе.
Сопровождение и оборудование урока: распечатанный текст рассказа для каждого ученика, презентация, мультимедийная аппаратура.
Ход урока. Организационные вопросы, вступительное слово учителя, создание
эмоционального настроя на урок.
- Здравствуйте! Все готовы к уроку, на партах тетради, ручки, рабочий материал. Но для начала хочу у вас узнать, любите ли вы походы, путешествия, спектакли, нофые фильмы для детей, знакомства с новыми людьми, книги? (Идут ответы ребят. Важно выслушать каждого)
- Замечательно! Интересы ваши разносторонние. Вы попытались мне это объяснить. По глазам вижу, что ждёте чего-то нового. Слайд 1.Наш урок называется «Учимся писать отзыв». Как ваши ответы связаны с темой урока, чему мы должны научиться, как нам эти знания могут пригодиться? ( Обсуждая ответы с ребятами, приходим к выводу: уметь писать отзыв важно, это необходимо для написания сочинения в 9 классе на экзаменах)
- Слайд 2. На экране вы читаете слова «Сухо. Длинно. Немолодо. Хотя талантливо». Как вы думаете, к чему или к кому могут относиться эти слова? (Обсуждение. Затем открывается ответ. Это телеграмма, которую отправил А. П. Чехов Б. Зайцеву по поводу его очередного рассказа) Вот это пример самого короткого отзыва, но очень точного, ёмкого, содержательного. Чехов умел кратко рассказать о самом главном.
- Для того чтобы научиться писать отзывы, нужно понять, что означает это слово. Подберите к слову «отзыв» синонимы и запишите их в тетрадях. (Дети работают в тетрадях, затем идёт обсуждение синонимов, сравниваем с тем, что записано на Слайде 3.)
- Опираясь на синонимы, попробуйте составить своё определение слову «отзыв». Запишите в тетрадях: «Отзыв — это...» (После непродолжительной работы обсуждаем записи ребят, делаем вывод, сравниваем его со Слайдом 4.)
- Как, по-вашему, должен строиться отзыв? Давайте определим, что обязательно должно быть в начале? (Слайд 5. Части отзыва открываются на слайде постепенно, по мере обсуждения, делаются записи в тетрадях)
1. Вступление.
2. Мнение.
3. Мнение должно быть подкреплено доказательствами (Д1, Д2, Д3 и т.д.)
4. Доказательства сопровождаются словесными иллюстрациями.
5. Заключение. Вывод.
- С какой целью мы будем писать отзыв, зачем, для чего? (Обсуждения, затем как итог Слайд 6. На нём прописаны цели написания отзыва, которые, возможно, были и в обсуждении ребят. Цели: высказать своё мнение, убедить, заинтересовать, разобраться в прочитанном или увиденном)
- Кому мы пишем отзыв? (Адресат зависит от цели)
- У вас на партах текст рассказа В. Данилова «Порог на Шуе». Наверно, многие из вас сейчас впервые с ним познакомятся. (На фоне Слайда 7 идёт чтение рассказа учителем или подготовленным учеником — в зависимости от уровня подготовки класса. Приложение №1)
- Какое мнение, впечатление оставил у вас этот рассказ? (Краткий обмен)
- А теперь мы почитаем отзыв об этом рассказе одного из учеников совсем другого класса и попытаемся определить, все ли части отзыва там присутствуют. Опираясь на схему строения отзыва, карандашом укажите все его части. (Приложение №2 — отзыв на рассказ ученика Шаргина Сергея)
- Что получилось у ребят: 1 абзац — вступление, 2 абзац — мнение, 3-5 абзацы — доказательства, 6-7 абзацы — вывод. Удачный ли это отзыв?
Рефлексия.
В конце урока творческое задание — написать короткий отзыв об уроке. (Слайд 8)
Чтение отзывов по уроку, обсуждение.
Домашнее задание. Прочитать любой рассказ В. Данилова для внеклассного чтения по литературе.
Приложение №1.
Владимир Данилов
Порог на Шуе
Как-то уж само собой получилось, что мои свидания с Виданским порогом на Шуе происходили в грибную пору золотой осени. Впервые я пришёл сюда лет двадцать назад. И не береговой тропой, а через леса и вырубки.
Охотничьи вёрсты не меряны. Из одной куртины я входил в другую, сгонял с брусничников рябчиков, которые тотчас замирали в лохматых лапах ёлок... А когда солнце согрело лес, я вышел к Шуе.
У самой реки остановился. Здесь широкий спокойный плёс обрывался. И вода начинала бурлить и пениться на каменных уступах.
В эту октябрьскую пору с Онежского озера поднимается в Шую на нерест царь-рыба лосось. А у каждого лосося свой дом-стоянка, и обязательно под порогом. Здесь в мелкой гальке будет зарыта икра и крупные рыбины станут её охранять.
Одни лососи своим домом считают Виданский порог. Другие поднимаются к Матросам, третьим — путь в самые верховья Шуи.
...Много воды унесла Шуя после моей первой встречи с порогом. Совсем другой стала река. Уже давно не сплавляют по ней люди лес. Очистили речное ложе от брёвен-топляков, а чтобы разнообразить рыбье население, запустили в Шую стерлядь. И стала река заповедной. Не только лосось, но и форель, и хариус, и стерлядь взяты здесь под охрану. А я до сих пор добрым словом поминаю стариков лососятников, уже тогда ловивших под порогом царь-рыбу на кручёную нитяную леску.
И вот спустя двадцать лет нежданно-негаданно я снова попал на Виданский порог. Юрий Александрович — известный ихтиолог — пригласил меня в экспедицию на Шую.
Нам предстояло «процедить» порог с помощью «корабликов» - нехитрой снасти. «Кораблик» течением отбивается к противоположному берегу и уносит длинный шнур. А на шнуре полощутся по воде крючки с мушками.
Первым заводит свой «кораблик» Юрий Александрович. За ним с такой же снастью иду я. Мушки царапают воду, подпрыгивают — и уже начинают выскакивать из воды харьюсята.
Мы медленно движемся вверх по порогу. Смотрю, Юрий Александрович хватается за подсачник и начинает выбирать шнур «кораблика». Затем снимает с крючка маленькую рыбёшку и отпускает обратно в реку.
В этот миг один на редкость нахальный харьюсёнок хватает мушку на моём «кораблике». Подвожу к себе и снимаю с крючка рыбку величиной с мизинец.
- Для пробы сгодится! - кричит Юрий Александрович.
Нам надо было выяснить, нет ли на пороге лососей карликовой формы, которые не покидают реку и не скатываются в озеро. Но на крючки «кораблика» садились лишь молодые, похожие на форельку, пёстрые лососята. Их мы сразу же отпускали в реку.
Когда пришло время возвращаться, я решил добраться до берега по скальному выступу, перегородившему порог... До берега было ещё довольно далеко, как вдруг по глазам полоснул острый солнечный зайчик. Чтобы не сорваться в воду, я сел на выступ. Под ногой лежала странная блесна. Её ржавые крючки намертво засели в трещине скалы. На ушке блесны висел обрывок толстой жилки. Я подобрал находку и сунул в карман, чтобы получше рассмотреть на берегу.
...Блесна была сделана из латунной пластинки. По форме она напоминала трёхгранную призму-стекляшку, какие вешают на люстры. Но в одну грань этой призмы был вделан кусочек зеркала.
- Да-а,- протянул Юрий Александрович. - До чего же изобретателен нынешний браконьер. Такая блесна даже ночью засверкает. И знают же, что река запретная, а всё равно лезут и лезут...
Я сунул блесну в карман курки и направился к машине. Переваливая через борт, вдруг почувствовал резкую боль в бедре. Это крючок браконьерской блесны пробил куртку и уколол меня. Я тотчас достал блесну и в сердцах ударил вделанным в неё зеркальцем по металлической обшивке кузова. Серебристые блёстки брызнули в разные стороны. Размахнувшись, я забросил браконьерскую снасть далеко в кусты.
Машина тронулась. Неторопливо проплыли мимо стройные сосны. Я с высоты бросил прощальный взгляд на порог. Его седые буруны разметались на каменных уступах. Шуя продолжала свой вечный бег.
Приложение №2.
Отзыв о рассказе В. Данилова «Порог на Шуе»
Самый интересный рассказ, прочитанный мной из сборника «Брателки»,-это «Порог на Шуе». Даже захотелось побывать в тех местах.
Этот рассказ очень познавательный по своему содержанию. Из него я узнал много интересного о лососе, который живёт в одной из красивых наших рек Шуе. Вместе с героем рассказа узнал о том, ка изучаются ценные породы рыб, как их нужно ловить.
Автор очень ярко описывает природу, чувства героя от встречи с рекой. Начинаешь понимать и гордиться тем, что у нас в Карелии есть такие интересные реки.
Данилов показывает, как человек может заботиться о сохранении разных рыб, разводить их, охранять и беречь водоёмы.
Больше всего мне понравилось место, где ихтиолог и герой рассказа выясняли при помощи «корабликов», есть ли в Шуе лососи карликовой формы.
После чтения этого рассказа я понял, что нельзя применять браконьерские средства для ловли рыбы, особенно в запретных реках.
Рассказ произвёл на меня большое впечатление, захотелось узнать ещё о разных рыбах, об их повадках. Обязательно посоветую прочитать его папе, он заядлый рыбак.
Шаргин Сергей, 6 класс.
Литература.
1. Данилов В.М. Брателки: Рассказы.- Петрозаводск: Карелия, 1987.-96 стр.
Подписи к слайдам:
5 класс русский язык
«Холодно. Сухо. Длинно.Немолодо. Хотя талантливо» Чехов. Телеграмма Б. Зайцеву по поводу его рассказа
Отзыв - отклик- оценка – отзвук- мнение- отношение
Отзыв -
это выражение личного эмоционального мнения о прочитанном или увиденном.
МНЕНИЕ
Д1
Д3
Д2
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Иллюстрации (опорные слова, предложения, сопровождающие заключение)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)
ВСТУПЛЕНИЕ
Цель:
Высказать мнениеУбедитьЗаинтересоватьРазобраться в прочитанном
Творческое задание
Напишите отзыв об уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"
Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...