Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса по теме: "Текст"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Семенова  Ирина Вениаминовна

Разработка урока грамотного чтения  публицистического и  художественного текстов, объединённых одной темой. Урок  для учащихся 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Разработка   урока  грамотного   чтения

                                                для  учащихся    6  класса

        Тема  урока:  «Истолкование  и  восприятие  публицистического  и  

                                художественного  текстов  о  роли  зеркала в  жизни  

                                человека»

                                   Автор  урока:  учитель русского языка  и литературы

                                                                                                                  Семёнова  И.В.

Тип урока:   урок-исследование   с элементами  творческой  мастерской

                         (поисковая  лаборатория)                  

Цель урока:   рассмотреть  понятие  «зеркало»  в полном  объёме;  осуществить  опыт

                         прочтения  предложенных  текстов, дать  истолкование  текстов;

                         воспитывать чувство  восхищения  красотой  грамотной русской речи;

                         развивать  образное  и абстрактное мышление,  совершенствовать  

                         языковой вкус.

Задачи урока:  

  • обучение грамотной  речи;
  • обучение  правильному  лексическому анализу;
  • обучение  правильному  формулированию  проблемы;
  • развитие  навыка  планирования  учебных  действий;
  • пополнение  и активизация словаря;
  • развитие монологической речи.

Виды  учебной деятельности:

                              поисковая, познавательная деятельность;

                              чередование  индивидуальной и групповой работы;

                              решение лингвистических задач;  сопоставление;  

                              работа со справочной литературой   (с  «Толковым  словарём

                              русского языка»);  обобщение.

Методы работы:   исследовательский,   эвристический.

Обоснование выбора   технологии  обучения на  уроке:

  практика преподавания русского языка показывает, что  решать  проблему   грамотного считывания  информации текста возможно  при условии осознания детьми  этой проблемы, поэтому  выявление проблемы, её постановка,  разработка  учебных действий  -  важные  составляющие  такого урока. Наблюдение над  особенностями  текстов,  соотнесение  примеров правильной аргументации с  ошибочными  вариантами,  построение выводов  являются  необходимыми  компонентами  урока  поисковой лаборатории.

....................................................................................................................................................  Алгоритм  учебных  действий                                                                                  

  • Начало  урока.  Подготовка  к  восприятию, наблюдению  и  исследованию.

Читаем   высказывания  поэтов  и писателей.

                                   Вселенская лазурь божественного свода
                                  Склонилась, ясная, как мудрая Жена, ―
                                  И, в строй высоких правд, как в сон, погружена,
                                 
Глядится в зеркало; и зеркало ― Природа.

                                                                                       В.Иванов

Цитаты

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное выражение. Брось в него угрюмый взгляд - и навстречу тебе выглянет из него мрачное лицо; но кто смеется вместе с ним, тот находит в нем веселого покладистого товарища.

                                                                                                           Уильям    Теккерей

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

                                                                                                                         И.В.Гёте

Вселенная  - немое  зеркало,  где отразилось  ничтожество  земное  и величье...  

                                                                                                                        Н.М.Минский

                                                                      

I   ДАВАЙТЕ    ПОРАЗМЫШЛЯЕМ

  • Какой смысл  в  понятие  зеркало   вкладывают мыслители  и поэты?  

Учитель:  -  Поскольку  понимание  изречений  писателей  адекватно  их  замыслу  

                вызывает на этом этапе затруднения,   предлагаю  отложить  истолкование  

                цитат  на  последний  этап урока.

 

II   ФОРМУЛИРУЕМ   УЧЕБНУЮ    ЗАДАЧУ

  -    Какую  цель  мы сегодня  поставим перед собой?

  • Чтобы  раскрыть во всей полноте мысль  философов, надо ли  нам  понять подтекстовый  уровень?
  • Исходя  из  представлений  о грамотном  читателе,  что  нам  необходимо  выполнить?

III   ПЛАНИРУЕМ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ:

  • с   чего  мы  начнём  поиск ответа  на вопросы?  

Ученики:   -   Мы начнём  с  прочтения текста  и наблюдения.

                       

 IV   ИЗУЧАЕМ  ПЕРВЫЙ ТЕКСТ,  ВЕДЁМ  НАБЛЮДЕНИЕ

Текст  № 1

  Зеркало…  Такой привычный в обиходе  предмет, обладающий  некоторой способностью  отражать предметы.  Но  вот  что удивительно:  зеркала   имели  всегда  и таинственное  значение...

   Как известно, в древнегреческом  мифе о подвигах Персея  Горгона Медуза превратилась в камень, увидев своё отражение в наполированном до блеска  щите Персея. Видимо,  зеркало существовало с незапамятных  мифологических времён.  Библейская   легенда  гласит:

 Тогда сотворил Бог зеркало и отразился в нем   -  так Адам создан был.  И Бог его любил как самого себя. Дал Бог Адаму зеркало, отразился Адам в зеркале   -  так Ева явилась.
И любил ее Адам как самого себя.  Посмотрелись Адам и Ева друг в друга
как в зеркало, и появились у них дети.  И Ева любила их больше самой себя,
оттого дети любили только себя.  
....И   убил Каин Авеля....
В гневе разбил Бог зеркало и развеял по свету.
Оттого мы видим мир не  таким, каким его  создал Бог, но как  отражает зеркальный прах.

  Создав мир по своему образу и подобию как некое целое и неделимое, Творец затем совершенствует его, превращая в частицы. При этом в каждой частице отражается мир во всей своей полноте.

  Интересна  история  появления  зеркал. Археологи  считают, что самые ранние зеркала – это найденные в Турции полированные  куски обсидиана, насчитывающие  7500 лет. Однако ни в одно из античных  зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки  цвета. В этом смысле изобретение настоящего зеркала следует отнести  к  1279 году, когда францисканец  Джон Пекам описал способ покрывать стекло  тонким  слоем свинца.

 Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно  сложная: тонкий слой оловянной  фольги накладывался на бумагу, которая  с другой стороны покрывалась  ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху ложилось стекло, которое придавливало этот слоёный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется,  подобное зеркало было  весьма мутным -  и всё же оно  отражало больше света, чем его поглощало.  Таким процесс оставался, с несущественными изменениями, вплоть до 1835 года, когда немецкий  профессор Юстус фон Либих открыл, что,  используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала.

   Интересно,  что Людовик XIV  был буквально помешан на зеркалах. Именно в его время фирма «Сан-Гобен»,  сманив из Венеции нескольких мастеров, выведала у них секрет зеркального производства, после чего цены резко упали. В  XVIII  веке  уже две трети парижан обзавелись ими.  

   Отражение человека в зеркале почиталось у некоторых народов как вместилище души; по этой причине люди, не отражающиеся в зеркале, считались проклятыми, продавшими душу дьяволу.  В различных традициях  передаётся мистическая связь зеркального образа  и его объекта.

  И  в  фольклоре  зеркало обычно наделяется магическими  свойствами. Иногда зеркало воспринимают как дверь в другой, потусторонний мир. Согласно одной китайской легенде  в давние времена мир зеркал и мир людей не были  разобщены и  через зеркала можно было проходить туда и  обратно.

 Постепенно  формировалось сознание опосредованного отражения зеркалом мира. Появились  дидактические  сочинения  «Зерцала», которые  отражали  историю, состояние  общества...
 В «Словаре  символов и знаков»  понятие «зеркало»  представлено как образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности.

  Мотив отражения, составляющий основное содержание образа, оказывается представленным в космогонии: Бог творит мир, чтобы видеть в нём своё отражение; мир -  это отражение божества, нетождественное ему, но всё же  являющееся его подобием, образом.  В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием. Понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало,  а  также  с  зеркалом соотносится  воображение  человека.

Ученики  работают  индивидуально,  готовят  небольшие  выступления, опираясь на  алгоритм  поиска  ключа  к  подтекстовой  информации.

 

  • определите стиль текста.  
  •   каков главный  тезис  предложенного текста?
  • какие  аргументы  приводит автор  текста,  чтобы  доказать,  что  значение  зеркала в истории культуры человечества  велико?
  • как  доказывается  тезис  о  таинственном  значении зеркал?
  • как вы понимаете  высказывание: «В своей  способности отражать  человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится  с  сознанием»?     (свой  ответ аргументируйте)
  • как вы понимаете выражение  «вместилище  души»?
  • сформулируйте основную мысль текста.

V   ИЗУЧАЕМ    ВТОРОЙ   ТЕКСТ

ТЕКСТ  №  2.

                     Притча  о  собаке  и  зеркалах

     Давно это было. Еще во времена Срединной империи,  когда на престоле властвовал мудрый и могущественный   Желтый император.

Однажды вечером в императорский дворец забежал изнывающий от жажды уличный пес.

       Его привлекли звуки журчащего посреди дворца фонтана. Пес подбежал к спасительному водоему и, прежде чем напиться, поднял морду и осмотрелся - нет ли поблизости какой-либо опасности. А надо сказать, что императорский дворец весь был уставлен зеркалами.

      И вот пес увидел множество собак вокруг себя, и все они изнывали от жажды,  и никто никому не хотел уступать место. Тогда пес, будучи очень разумным существом, оскалился, чтобы защитить себя. И все собаки вокруг тоже оскалились. Тогда он решил их напугать, начал кидать задней лапой и громко лаять.

И все остальные собаки сделали то  же самое.

      Теперь пес понял, что жизнь его в опасности, и ему стало не до питья. И в отчаянии он бросился на тех, кто хотел у него отнять то, ради чего он пришел...

   Утром Желтый император вошел в покои и увидел мертвого пса. Он валялся один,  и  не было на нем ни единой царапины. А вокруг были только одни зеркала. Миллионы зеркал...  Император задумчиво тронул носком туфли морду пса и сказал:

- Мир - это всего лишь огромное зеркало. Если нет препятствий внутри нас, то не может быть препятствий и вовне. И ничто не может встать на вашем пути... Таков закон...

Ученики  работают  в группах.  Каждая  группа выбирает  двух выступающих.

  • Выделите  ключевые   слова  текста;
  • Как следует  понимать  подтекст притчи?
  • Определите стиль текста
  • Определите  тему    своего  синквейна.

VI  этап

                                         ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте  синквейн

                             !          Существительное________!

 

            прилагательное ____                            прилагательное_____

   

                   глагол_____                 глагол                __   глагол_____

           

      !    ____________               Предложение                                   ________    ___!

                                          Существительное    или          наречие

Дети работают  индивидуально.  Каждый  читает свою работу  (по желанию).

Учитель:

-  КАК   ВЫ  ИСТОЛКУЕТЕ  ТЕПЕРЬ  ВЫСКАЗЫВАНИЯ  ПИСАТЕЛЕЙ, ПОЭТОВ?

Высказывания  детей  отличаются  теперь чёткостью,  выразительностью, логичностью; ответы  развёрнутые;  формулировки  грамотные;  понятие  раскрывается  глубоко  и  многопланово.

Итоги  урока:  

                 Рефлексивная    пауза.   Осмысление учебных  действий.

Учитель:  Давайте подумаем,  как мы пришли  к выводу  по теме урока?

                 Что мы  для этого делали?  

Ученики  рассуждают  о  своих наблюдениях,  вспоминают,   как   прояснялись  неясные вопросы,  анализируют  собранные данные,  готовят    в  группах анализ проделанной  работы.

 

   Рефлексия

  • Какие  открытия  я сегодня  совершил(а)  на  уроке?  
  • Каковы  мои  личные  достижения?  
  • Как  работала  наша  группа?

……………………………………………………………………………………………………………………..

Справочный  материал  к  уроку

ОТКРЫТИЕ  ПРОШЛЫХ  ПОИСКОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ:

                                  Кто такой грамотный читатель?  

     Грамотный читатель

  • скользит по страницам книг, интересуясь тем, что  будет  дальше  (?)
  • владеет навыком скорочтения  (?)
  • всю жизнь учится читать     +++
  • умеет радоваться хорошей книге    +++
  • замечает   новую мысль, каждое  образное слово  в  литературном тексте  +++
  • умеет понять замысел автора, не искажая идеи писателя  +++
  • талантливый человек,  творческая личность  +++
  • вдумывается в  смысл прочитанного  и наслаждается художественными  ценностями  +++  
  • НАЧИНАТЬ  НАДО  ВСЕГДА  С НАБЛЮДЕНИЯ  !  

...................................................................

                           СПРАВОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ

Из  толкового словаря:

ОТРАЖЕНИЕ    -  1.  изображение, получаемое на  гладкой, блестящей поверхности   вследствие  преломления световых лучей;  2. то, что является  воспроизведением  чего-либо;  3.  свойство  материи, заключающееся  в способности  материальных тел через внутренние изменения воспроизводить в иной  форме особенности  взаимодействующих  с ними тел.

ОТОБРАЖЕНИЕ   -   воспроизведение,  воплощение.

....................................................................................

Информация  для  размышления:

Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.

                                                                                                     Артур Шопенгауэр  

Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто: ты просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"

                                                                                  Ричард Бах

               

КНИГА  ПОДОБНА  ЗЕРКАЛУ:  ЕСЛИ В НЕЁ ЗАГЛЯДЫВАЕТ  ОСЁЛ,  ТРУДНО  ОЖИДАТЬ,  ЧТО ТАМ  ОТРАЗИТЬСЯ  АПОСТОЛ.

                                                                                       Георг Кристофер  Лихтенберг   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"

Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА»

Урок нацелен как на лингвистический анализ текста, так и на осмысление художественно текста через образы и средства художественной выразительности...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе тема текста

технологическая карта урока в 5 классе Тема текста...

Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"

Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...