Конспект урока – игры на тему: «Занимательные задачи»
план-конспект занятия по математике (6 класс)
Конспект урока – игры на тему: «Занимательные задачи» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 810.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока – игры на тему: «Занимательные задачи» (Слайд 1)
Урок № 103
Автор: Зелинская Анастасия Геннадиевна, учитель математики без категории.
Дата: 06.02.2023 г.
Возрастная категория участников: учащиеся 6 класса.
Место проведения: учебная аудитория.
Форма проведения: соревнование.
Основная цель мероприятия – пробудить интерес к предмету, введением нестандартных задач, занимательных упражнений, любопытных исторических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей учеников. (Слайд 2)
Задачи:
- повторить и обобщить изученный ранее материал, совершенствовать вычислительные навыки;
- воспитывать умение брать на себя ответственность за команду;
- расширить их кругозор обучающихся;
- развивать творческую деятельность, логическое мышление, речь, память, внимание.
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
– формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме;
– формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные:
– формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
– удерживать цель деятельности до получения ее результата;
– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Познавательные:
– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий;
– владеть общим приемом решения учебных задач;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Личностные:
– формирование познавательного интереса;
– формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования;
– формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.
Результативность данного урока предполагает:
• Высокую активность учащихся на уроке.
• Умение применять полученные знания.
• Умение работать самостоятельно и в команде
Оборудование и материалы: компьютер, раздаточный материал, проектор, фишки.
Предварительная работа. Проводятся стартовые беседы с учащимися 6 класса по поводу проведения мероприятия. Подбор заданий для команд, создание презентации, карточки с заданиями, кроссворд.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент
-Дорогие ребята, уважаемые учителя! Я приветствую всех собравшихся в этом классе, тех, кто любит математику, тех, кто учит математике и тех, кто еще не знает, что может полюбить математику. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-соревнование! В нашей игре участвуют две команды (Слайд 3) («Юные математики» и «Последователи Энштейна»). Команды пройдут несколько испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике.
II. Мотивация
На прошлом уроке мы с вами разбирали задачи,
при решении которых нам нужно было мыслить
логически. Как назывались такие задачи?
Ранее мы с вами разбирали задачи, при решении которых нам нужно было мыслить логически, решали примеры и задачи на дроби. Сегодня мы повторим и обобщим знания, которые вы получили.
Итак, за каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают баллы.
Я буду выдавать вам фишки за выполненные задания. Стоимость фишек в баллах следующая: (Слайд 4)
Треугольник – 1 балл;
Четырехугольник – 3 балла;
Круг – 2 балла;
Шестиугольник – 5 баллов.
Та команда, которая получит больше баллов - та и победит. Но за активное участие в викторине возможность получить хорошую оценку есть у каждого из вас! Все члены команды, которая одержит победу получит отметку «5», а команда, набравшая меньшее количество баллов – отметку «4».
III. Актуализация
Давайте, ребята, давайте считать:
Делить, прибавлять, умножать, вычитать.
Смекалку свою проявите:
Считайте, рисуйте, чертите!
IV. Игра-соревнование «Занимательные задачи» (Слайд 5)
1 этап:
Наши соревнования открывает этап «Собери высказывание». (Слайд 6)
Задание: Каждая команда получает набор карточек, из которых нужно быстро составить высказывание. За выполненное задание команда получает 3 балла.
Карточка для первой команды:
Карточка для второй команды:
А можно ли эти два высказывания объединить в одно? Конечно – да!
Ответ: Математика - царица наук, арифметика – царица математики. (Слайд 7)
Это высказывание известного немецкого математика прошлого века. Как его звали и чем он знаменит нам расскажет Тевзадзе Константин (Сообщение учащегося о Карле Гауссе).
Очень рано раскрылись дарования и у Карла Гаусса, позднее ставшего одним из крупнейших математиков XIX века (его даже называли «царем математиков»). Рассказывают, что в возрасте трех лет он заметил ошибку, сделанную его отцом в расчетах. А с семи лет мальчик пошел в школу. В то время в одной классной комнате занимались ученики разных классов. Чтобы занять первоклассников пока он будет заниматься с третьим классом, учитель велел сложить все числа от 1 до 100. Но не успел он закончить чтение условий задачи, как маленький Карл написал на своей доске ответ и положил его на стол учителю. Учитель удивился, но ответ был правильный: 5050, причем никаких вычислений не было. Изумленный учитель понял, что встретил самого способного ученика в своей жизни. В дальнейшем Гаусс сделал много значительных открытий в математики.
2 этап: Блиц – турнир (Слайд 8)
Второй этап наших соревнований «Блиц-турнир». Команды по-очереди тянут вопросы, отвечает тот игрок, который вытянул вопрос. За правильный ответ команда получает 1 балл. Если игрок дал неправильный ответ, то может отвечать игрок другой команды. Будьте очень внимательны, так как предлагаемые вопросы как серьезные, так и шутливые.
Вопросы:
1. Сколько цифр вы знаете? (10)
2. Какое число является ни простым, ни составным? (1)
3. Наименьшее семизначное число? (1000 000)
4. Сотая часть числа? (Процент)
5. Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа? (Равны)
6. Чему равна одна четвертая часть часа? (15 мин)
7. Наибольшее отрицательное целое число? (-1)
8. Наименьшее простое число? (2)
9. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (1/2)
10. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
11. Чьи это слова: “Дайте мне точку опоры и я переверну мир” (Архимед)
12. Кто сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Михаил Васильевич Ломоносов)
13. Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)
14. Соперник нолика? (крестик)
15. В доме 4 комнат, из одной сделали 2. Сколько стало комнат? (5)
16. Есть и у растения и у уравнения? (корни)
(Слайд 9)
3 этап «Задачки для «прокачки» (Слайд 10)
-А мы отправляемся дальше. Я предлагаю вам решить по три задачи, каждая из которых оценивается в 3 балла. Каждая команда может заработать 9 баллов на этом этапе.
Задача 1: Какие три числа, если их сложить и перемножить, дают один и тот же результата? (1,2,3)
Задача 2: Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
(Глядя на часы, мы говорим: 10 минут пятого)
Задача 3: Какие два целых числа, если их сложить, дают больше чем их перемножить? (любое число при сложении с 1, дает в сумме больше, чем при умножении на 1)
Загадка 4: Напишите 100 пятью 1. А теперь напишите пятью пятерками.
(111-11=100; (5+5+5+5)*5=100)
Задача 5: В классе 10 девочек и 15 мальчиков. Сколько вариантов выбора пары, в которой один мальчик и одна девочка.(150)
Задача 6: Сколько существует вариантов вывести друг за другом на арену цирка льва, тигра, пуму и медведя? (4! = 24)
Слайд 11
Физкультурная минутка: Слайд 12
Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
4 этап: «Конкурс капитанов» (Слайд 13)
- Следующий этап – это Конкурс капитанов. Капитаны тянут карточки с заданием – это пример на действия с нашими любимыми дробями. Кто правильно выполнит, тот и победитель. Задание оценивается 5 баллами.
Ответ: -1/3
Ответ: -11/21
Слайд 14
5 этап. «Ребусы» (Слайд 15)
-А мы продолжаем! На этом этапе вам необходимо разгадать математические ребусы. Каждая команда получает по 5 карточек с заданием. За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.
Ромб
Угол
Минус
Отрезок
Модуль
Дробь
Пифагор
Доля
Пирамида
Число
Слайд 16
6 этап. Математический кроссворд (Слайд 17)
Мы приближаемся к завершению нашего урока. Заключительный этап наших соревнований – Математический кроссворд. Нужно вставить слова в кроссворд, чтобы прочитать слово в выделенном прямоугольнике. Слова записаны внизу кроссворда. Нужно вставить слова в кроссворд, чтобы прочитать слово в выделенном прямоугольнике. За правильно отгаданный кроссворд каждая команда может получить 5 баллов. Даётся 3 минуты. Слова: параллелепипед, тонна, круг, сотка, алгебра, сантиметр, километр, квадрат, грамм, метр.
Слова: параллелепипед, тонна, круг, сотка, алгебра, сантиметр, километр, квадрат, грамм, метр.
Ответ: Слайд 18
Слайд 19
Математика — наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике (из толкового словаря В.И. Даля).
- Итак, хороша для умственного развития человека математика. Она заставляет думать, соображать, искать простые и красивые решения; тренирует память, развивает мышление, внимание, закаляет характер.
А сейчас выберите из команды двух человек, которые подсчитают количество набранных вами баллов.
Дополнительные задания: Математические задачи
А пока ведется подсчет баллов, предлагаю решить логические задачи. Кто знает ответ - поднимает руку.
1.Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? Ответ: груша.
2. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? Ответ: среда.
3. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. Ответ: Юра играл на гитаре.
4.У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписями»огурцы», «цветы», «ромашки». Она посадила в эти ящики огурцы. Ромашки и колокольчики так, что все надписи оказались неверными. Что в каком ящике вырастет у хозяйки? Ответ: «Огурцы» - ромашки; «цветы» - огурцы; «ромашки» - колокольчики.
Слайд 20
V. Рефлексия
- Понравился ли вам наш урок-игра? Я предлагаю вам выбрать 1 фразу для соседа по парте»:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
VI. Подведение итогов урока-игры.
- Ребята, вы все молодцы! Вы все были старательны, оценки для всех обязательны! Надеюсь, на уроке пробудился интерес к математической науке у всех! И пожелание вам от меня, что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Слайд 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока алгебры по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Цель: - используя игровые формы, проверить умения и навыки учащихся при составлении квадратных и рациональных уравнений для практических задач; - с помощью экспресс - тестирования выяснить характ...
конспект урока - игры по теме "Тепловые явления"
Данный урок - повторение по теме "Тепловые явления" можно проводить перед подготовкой к контрольной работе или после нее, а также в качестве внеклассного мераприятия. Основной задачей...
Урок-игра по математике «Занимательные задачи». 5кл.
Цели и задачи урока: повысить познавательный интерес к предмету математика; развивать у учащихся логическое мышление, математическую логику, умение быстро и правильно отвечать на поставленные вопрос...
Конспект урока математики по теме «Решение задач по теме «Деление рациональных чисел»
Автор УМК: УМК «Математика. 6 класс», А.Г.Мерзляк и др.Тема урока: «Решение задач по теме «Деление рациональных чисел»Место урока в изучаемой теме: 3 урок по теме «...
Презентация Урок-игра по теме: «Решение задач на проценты с помощью пропорций»
Урок-игра по теме: «Решение задач на проценты с помощью пропорций». Игра состоит из трех туров. 1 тур: "Наперегонки" устная работа с отношениями и пропорциями, письме...
Конспект урока+ презентация по теме "Решение задач связанных с сельским хозяйством"
На уроке учащимся предлагается создать фермерское хозяйство, которое занимается растениеводством и животноводством. Посредством решения задач, связанных с данными видами работ в сельском хозяйстве, де...
Конспект урока+ презентация по теме "Решение задач связанных с сельским хозяйством"
На уроке учащимся предлагается создать фермерское хозяйство, которое занимается растениеводством и животноводством. Посредством решения задач, связанных с данными видами работ в сельском хозяйстве, де...