Подготовка к ОГЭ по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Методические разработки по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Я очень часто слышу, что ОГЭ по русскому языку – это несложный экзамен для девятиклассников. Придерживаюсь принципиально иной позиции. Менее ответственный, чем ЕГЭ, это да.  Но ОГЭ – это серьёзное испытание для выпускников 9-х классов. В 9 классе ребята ещё проходят новые темы по русскому языку, программа в школе в целом очень насыщенная, при этом ещё приходится готовиться к итоговому экзамену, который очень разноплановый по своей структуре.

Мы все хорошо знаем, что он состоит из трёх разных частей: сжатого изложения, тестовой части и сочинении.

Вторая часть – тестирование – это один из видов контроля знаний, который хорошо знаком всем учащимся. Ученики уже среднего звена хорошо знакомы с правилами выполнения, умеют работать в определённых временных рамках, обучаются строгому самоконтролю времени. И учителями накоплен большой опыт по подготовке учеников к этой форме работы. Я назову лишь некоторые из них, которые использую сегодня в работе с девятиклассниками: комплексные тесты (сб. Цыбулько, Сениной), тесты из открытого банка заданий ФИПИ (работе с этими тестами могут быть отведены как фрагменты урока, так и целые уроки), но  чтобы охватить подготовкой к итоговой аттестации не только уроки по обобщению, повторению, изучению новой темы, но и контрольные, я активно использую диктанты с грамматическими заданиями, составленными по типу заданий экзаменационной работы. Раньше приходилось самой составлять такие задания. Сегодня их очень много в интернете. Вот пример диктанта по теме «Сложносочинённое предложение», который недавно написали мои ребята. ( СЛАЙД 1).

Но я уже сказала, что тесты – это, пожалуй, самый простая часть работы. Гораздо сложнее задания 1 и 15 , связанные с информационной обработкой текста.

Об изложении стоит поговорить особо. Сжатые изложения наши дети пишут с пятого класса, и способы сжатия текста им хорошо известны. В среднем звене мы учим детей работать сначала в группах, затем в парах и наконец самостоятельно. Т.е к 9 классу техникой компрессии дети владеют вполне, однако ученикам предстоит не просто провести компрессию текста, но  необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной, и не допустив нарушения абзацного членения. И хотя  к изложению в формате ОГЭ я начинаю готовить уже в 8 классе, количество тренировочных и контрольных изложений ограничено. Поэтому я на протяжении трёх лет использую такой приём. На каждом уроке у меня есть рубрика  «10 минут для ОГЭ». Это время отводится и для решения тестовых заданий, практикума по орфографии и пунктуации по разделам, изученным ранее, и раз в две недели для миниподготовки к написанию сжатого изложения.

Проходит это следующим образом. Детям читается текст, соблюдается процедура экзамена, т.е. чтение 2 раза, а затем детям предлагается выделить три микротемы. (5 минут). Далее анализ работ, и если ошибки есть, что бывает чаще всего, начинается анализ текста. (СЛАЙД 2) На экране знакомый всем текст, с которым проводилась примерно такая работа

  Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

(СЛАЙД 3) Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

Иногда очевидные трудности вызывает сжатие какого-то отдельного абзаца. Тогда работаем над этим. Честно сказать, когда я первый раз решила попробовать такую форму работы, на успех не рассчитывала. Мне казалось, что это непоследовательно, не совсем продумано, меня беспокоило, что приходится работать очень быстро. Но надо сказать, что это оказалось очень результативным. С одной стороны, дети работали самостоятельно, без предварительной подготовки, с другой – анализ проводился по «горячим следам», не занимая много времени.

Кроме изложения, непростым оказывается и задание 15.

Структура сочинения-рассуждения детям давно известна, (СЛАЙД 4) но, несмотря на это, трудностей у детей много.

1.Вступление – тезис.

2. Основная часть – доказательство (аргументы).

3.Заключение – вывод.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из самых сложных заданий, проверяющих коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания и доказать его. При этом они должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста. На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют очень хорошие знания по изученным разделам языкознания. Детей пугает формулировка в критериях – тезис доказан на бытовом уровне.

Выполняя задание 15.2 , учащиеся в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Надо сказать, что это не совсем новая для детей работа, так как в 6,7,8 классах они выполняли похожие работы по литературе, когда получали задание подготовить развёрнутый ответ на проблемный вопрос с привлечением аргументов из литературного текста.   Выполняя задание 15.2 , учащиеся в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка, который будет  тезисом, дать  аргументацию,  используя только материал прочитанного текста.

 Учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть. Вроде все не так сложно. Дети должны правильно понять текст и правильно интерпретировать его.

Затем учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста.  Слабым детям для оформления вступления, приведения аргументов, заключения предлагаются  готовые речевые клише:

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В данной фразе автор выражает мысль о том, что…

Даём алгоритм ( этапы работы) написания  – памятки. (СЛАЙД 5).

1. Внимательно прочитай  текст.

2. Вдумайся в смысл вопроса, на который предстоит ответить.

3. Найди ключевые слова.

4. Формулируй  собственное мнение о смысле заданного вопроса. Комментируй, отвечая на вопрос: « Почему это так?»

5. Найди в тексте предложения, которые могут служить ответами на поставленный вопрос.

6. Приведи два примера-аргумента, которые подтверждают (объясняют) смысл фрагмента, по которому пишешь сочинение. Приведи примеры, избегая чрезмерного цитирования,  или в скобках указывай номера предложений.

6. Проверь, чтобы написанное сочинение отвечало всем требованиям сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

7. Убедись, что твое объяснение и приведённые аргументы соответствуют идее произведения.

Но какая может возникнуть трудность? Да та же что и на ЕГЭ. Дети неправильно поняли текст. Хочу привести пример из опыта этого года. Текст А. Лиханова. Фрагмент повести «Лихие намерения». (СЛАЙД 6) Зачитать. Образцы школьных сочинений. Что делать в этом случае?

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась, точно кошка

          — так же молча, злобно и неумело.

(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.

(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:

—(4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!

(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.

(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос.

(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.

(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!

(17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.

(18)Испуг и паника не самый лучший выход из положения для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!

(20)Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое — коли он трясётся за свой престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая...

(22)Повторю снова, что это — моё нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.

(23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.

(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               (По А.Лиханову)

Для этого повторно читают текст и выделяют (карандашом) (СЛАЙД 7) слова или предложения, в которых заключена важная информация, дают ответы на вопросы: о чем текст? какую мысль автор хочет донести до читателя? с какой целью был написан текст? Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль.  На эту работу не надо жалеть времени, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям. И всякий раз я стараюсь предупредить ребят, что есть опасность неправильно интерпретировать текст.

Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3

При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? На сайте ФИПИ в открытом банке заданий я просмотрела все тексты и выписала  нравственные понятия (СЛАЙД 8). Кто-то из детей работал с толковыми словарями, кто-то писал своё толкование. Но необходимо ещё и дать комментарий. Эта задача  для учащихся довольно сложна. Начинаем работу над толкованием: работаем со словарями, пытаемся дать формулировки самостоятельно. Эта часть более менее удаётся. Встаёт вопрос о комментарии. О чём писать. Во-первых, объясняю, что комментарий может быть разным:

  • Может быть, есть  какая-то информация, которую можете добавить от себя.
  • Насколько это важно для тебя?
  • На основании чего ты так думаешь?
  • Какую роль это играет в твоей жизни?

  Затем показываю комментарий в сравнении. Делаем вывод, что комментарий может быть разным по объёму и содержанию. Я задаю вопрос: «А почему комментарий к одному понятию, например, доброта,  может быть очень разным? Поработав с текстами, делаем вывод, что комментарий – это мостик, переход к тому, о чём будем писать дальше. Поэтому пишем комментарий исходя из прочитанного текста, с которым будем работать. (СЛАЙД 9)

Затем мы приступаем к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находили путем анализа текста. С этим заданием дети обычно  справляются. А вот с аргументами из жизненного опыта было гораздо сложнее.  Часто выясняется, что слова жизненный опыт дети понимают уж слишком буквально: это то, что было в их личной жизни. Необходимо объяснить, что это с этим понятием могли сталкиваться твои знакомые, родители, детям рекомендуется вспомнить  недавно прочитанную книгу, просмотренный фильм, телепередачу, исторический факт и т.д.)

Тоже даём алгоритмы (этапя работы над сочинением 15.3 (СЛАЙД 10)

1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? ( Доброта? ).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

Давай еще раз поговорим о композиции сочинения. В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта;

4 абзац – вывод.

Для оформления вступления учащиеся могут использовать речевые клише:

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В данной фразе автор выражает мысль о том, что…

В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приёмы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Слайд 2

Савицкая Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина»

Слайд 3

Подготовка к выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку 1.Использование традиционных (комплексных) тестов. 2.Использование тематических тестов. 3.Использование материалов открытого банка заданий ОГЭ с сайта ФИПИ. 4.Диктанты с грамматическими заданиями, составленными по типу тестовых заданий экзаменационной работы.

Слайд 4

Образец диктанта по теме «Сложносочинённое предложение» с заданиями, составленными по типу ЕГЭ НАСТУПЛЕНИЕ НА ТАЙГУ 1) Остров закрывал утренний густой туман. 2) Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3 )Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы 5) Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы . 6 ) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7) Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8) Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9) Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга. 10) Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11) Всюду почувствовалось присутствие человека . 12 ) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13 )Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок. (По В. Ажаеву .)

Слайд 5

Грамматическое задание 1 вариант 1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость».. 2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе –ЕНН- пишется НН» . 3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 4) Замените словосочетание «прибрежной полосе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 5) Выпишите грамматическую основу предложения 3. 6)Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения. 8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой. 9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

Слайд 6

Подготовка к написанию изложения Выделение микротем в тексте. 2. Работа по компрессии наиболее трудного фрагмента текста.

Слайд 9

П одготовка к написанию сочинения-рассуждения Структура: 1.Вступление – тезис 2.Основная часть –доказательства (аргументы) 3.Заключение – вывод

Слайд 10

Алгоритм работы над сочинением 15.2 1. Внимательно прочитай текст. 2. Вдумайся в смысл вопроса, на который предстоит ответить. 3. Найди ключевые слова. 4. Формулируй собственное мнение о смысле заданного вопроса. Комментируй, отвечая на вопрос: « Почему это так?» 5. Найди в тексте предложения, которые могут служить ответами на поставленный вопрос. 6. Приведи два примера-аргумента, которые подтверждают (объясняют) смысл фрагмента, по которому пишешь сочинение. Приведи примеры, избегая чрезмерного цитирования, или в скобках указывай номера предложений. 6. Проверь, чтобы написанное сочинение отвечало всем требованиям сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. 7. Убедись, что твое объяснение и приведённые аргументы соответствуют идее произведения.

Слайд 11

( 1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась, точно кошка — так же молча, злобно и неумело. (2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь. (3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары: —(4)Сева! (5) Севочка ! (6)Сева! (7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался. (8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань. (13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады! (17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке. (18)Испуг и паника не самый лучший выход из положения для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний! (20)Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое — коли он трясётся за свой престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая... (22)Повторю снова, что это — моё нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней. (23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела. (24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б». (По А.Лиханову )

Слайд 12

Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл конца текста: «…и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. Алла – за пожар, я – за судьбу первого «Б».

Слайд 13

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась, точно кошка — так же молча, злобно и неумело. (2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь. ( 3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары: —(4)Сева! (5) Севочка ! (6)Сева! (7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался. (8)Дверь хлопнула, а я заплакала . ( 9)От неожиданности, страха, бессилия . (10)Завыла в полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань. ( 13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады! (17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное , которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке. (18)Испуг и паника не самый лучший выход из положения для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний! ( 20)Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое — коли он трясётся за свой престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая... ( 22)Повторю снова, что это — моё нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней . (23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела. (24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».

Слайд 14

Алгоритм работы над сочинение 15.3 1. Внимательно перечитай исходный текст. 2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? ( Доброта? ). 3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике. 4. Подбери материал для первого аргумента: — найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие; — помни, что надо объяснить, как проявляется человечность в конкретном случае; — необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания; — не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься; 5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента — вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей; — запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!); — обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

Слайд 15

ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам ФИПИ) Внутренний мир человека Выбор Доброта Драгоценные книги Дружба Жизненные ценности Любовь Материнская любовь Настоящее искусство Неуверенность в себе Нравственный выбор Сила духа Взаимовыручка Счастье

Слайд 16

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому . С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности . Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь . ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им . Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

Слайд 17

Доброта – это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. На первый взгляд, легко ответить на вопрос: что значит доброта. Но в то же время и сложно. Ведь доброта - это основа таких понятий, как милосердие, сопереживание, сочувствие, самоотверженность и даже героизм. Именно любовь к человеку, доброта, желание спасти его и становится побуждением к героическому поступку. А что даёт доброта человеку? Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями и коллегами. Но доброта часто проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остаётся неизвестным. Для него главное – помочь другим.

Слайд 18

Жизненны опыт - о пыт твоих родителей, знакомых, друзей; прочитанные книги; п росмотренные фильмы, телепередачи; исторические факты и т.д.

Слайд 19

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...