Урок русского языка в 7 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме:"Что такое доброта"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему
«Что такое доброта?»
Класс: 7
Цель урока:
сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Задачи:
образовательные:
1) расширение и углубление знаний по культуре речи;
2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,
развивающие:
1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;
2)развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
3) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;
4) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)
Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся;
Методы, технологии:
- Критическое мышление
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Дискуссия.
Формы: коллективная и индивидуальная
Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа со словарной статьей, работа по вопросам, анализ эпизодов текста.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Технология проведения:
Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:
а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
Оборудование:
запись песни «О доброте»
минусовка песни «Дорогою добра»
мультимедийный проектор,
презентация
компьютер.
Ход урока
- Приветствие. Организация класса.
-Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
- Доброе утро,- я вам сказала
-Доброе утро,- ответили вы.
Посмотрите друг на друга. Найдите себе пару. Сядьте с тем, с кем хотели бы вы поработать сегодня.
- Слово учителя.
-Сегодня я предлагаю вам побывать в творческой мастерской, где каждый подготовит материал для написания домашнего сочинения.
-Требование к сочинению-рассуждению предполагает не только умение дать определение, но и умение привести убедительные доказательства. Сегодня мы будем учиться приводить аргументы, которые будут убедительными.
3. Стадия вызова.
-Вспомните, когда вам приходилось кому-то что-то упорно доказывать. Какие эмоции вы испытывали?
-Возьмите лист бумаги и покажите это на бумаге. ( Комок в сторону)
-У каждого из вас в распоряжении несколько листов. Они послужат черновиками. Их вы будете заполнять в течение урока. Также перед вами листы самооценки.
-Возьмите один лист, сложите его пополам.
Слева от сгиба в столбик напишите те чувства, какие вы испытали в начале урока.
Справа от сгиба - возможные причины этих чувств(эмоций).
-Кто хочется поделиться ?
-Отрицательные эмоции выплеснули.(Берем комочек, выпрямляем лист)
-Мы должны помнить, что зло не нужно накапливать. Если доброта живет на свете, радуются и взрослые, и дети.
-С чем ассоциируется у вас слово «доброта»?
-Возьмите второй листок и напишите ваши ассоциации.
-Кто хотел бы поделиться?
-Оцените себя на этом этапе.
4. Стадия осмысления
- Послушайте музыкальный фрагмент. Определите, над каким понятием будем работать.
-Кто догадался, над каким понятием мы будем работать? Озвучьте тему урока, попробуйте сформулировать цель и задачи.
Объясните значение этого слова. Дайте свое определение.
а) Работа со словарями В.И. Даля и Ожегова.
- Художники используют различные материалы, а что будем использовать мы, художники слова? ( мысли,слова)
- Какой тип речи выберем для нашего сочинения?(рассуждение)
-Правильно ли построена композиция сочинения-рассуждения.
-С чего необходимо начинать сочинение-рассуждение?(С тезиса)
На третьем листе напишите свой тезис. Доброта – это....
-Зачитайте, пожалуйста.
-Оцените свою работу.
-Еще издавна люди стремились к добру. Эту мысль они отразили в пословицах.
б) Работа в парах
Собирают пословицы о доброте.
- Объясните значение.(Желающие выступают)
-Не забудьте оценить себя.
в) Работа в группах
Опишите случай, когда вы проявляли доброту.
Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами.
На четвертом листочке напишите слова-синонимы к слову ДОБРОТА
Соберитесь в четверки и поделитесь своими словами.
г) творческая работа (работа с комком бумаги)
Рассказ учителя сопровождается действиями с бумагой. Формируют кулек, куклу.
Как вы думаете, трудно ли быть по-настоящему добрым?
Добрым быть трудно, ведь у каждого свой путь к доброте. Свои взлеты и падения.
5. Физминутка
6. Размышление
- Обратите внимание на ключевые слова( УВИДЕТЬ, УСЛЫШАТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ)
-К каждому слову подберите вопрос.
- В конце урока мы вернемся к этим словам.
-Ребята, я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи с остановками ).
(Текст на каждого ученика)
1 фрагмент
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.
Вопросы:
-Что вы можете сказать о мальчике ?
-Каким вы его представляете?
-Подтвердите словами из текста ( 1 фрагмент)
- Как вы думаете купит ли котенка ?
- Интересно вам, что произойдет дальше?
2 фрагмент
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
«Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .
Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .
Вопросы:
- Что означает слово « дефект?
- Кто такой ветеринар?
-Почему именно хромого котенка хотел приобрести мальчик?
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
3 фрагмент
«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.
Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
Вопросы:
- Изменилось ли решение мальчика?
- Что бы вы добавили о характере мальчика?
-Как вы думаете, что ответил мальчик продавцу?
4 фрагмент
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»-, сказал продавец.
Учитель:
Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?
В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.
На пятом листочке приведите пример из этой притчи о проявлении доброты
Поделитесь своими предложениями
7. Рефлексия
-Чему учились? Какие задачи ставились? Достигли мы их?
-Какой этап запомнился? Чем?( Во время рассказа завершаем работу с куклой)
-В жизни мы часто совершаем ошибки. Очень хочется изменить все и всех. Проходит время, и ты понимаешь, что единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами. Надо быть добрыми. Ведь добро творит чудеса.
-Перед нами сердечки. Составьте синквейн или небольшое стихотворение.
-Разместите свои добрые сердца на необычном дереве.
-Мы увидели…..( внутренний мир добрых людей)
-Мы услышали…..(основную мысль притчи)
- Исследовали……( как проявляется доброта)
-Оцените работу. Сдайте, пожалуйста, оценочные листы
8. Домашнее задание
-Написать сочинение-рассуждение « Что такое доброта?»
-Благодарю за теплый, доверительный разговор, за умные мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Обобщение опыта. Г(И)А - 9 класс. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
В данном материале даётся описание опыта работы по обучению учащихся 9 класса написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ
ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве...
Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"
Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....