Рабочая программа по русскому языку "СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Людмила Дмитриевна Кудрякова

Программа  учебного курса «Секреты орфографии» предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Курс ориентирован на всех обучающихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.

Элективный курс «Секреты орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке обучающихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.

На занятиях проводится систематизация орфографических знаний обучающихся. Многие правила даются в виде удобных,  легко запоминающихся таблиц и схем.

Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в формате ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_9_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ

Учебный курс  для обучающихся 9-х классов

(34 часов)

Программа  учебного курса «Секреты        орфографии» предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Курс ориентирован на всех обучающихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.

Учебный  курс «Секреты орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке обучающихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.

На занятиях проводится систематизация орфографических знаний обучающихся. Многие правила даются в виде удобных,  легко запоминающихся таблиц и схем.

Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в формате ОГЭ.

Пояснительная записка

Учебный курс «Секреты орфографии», предназначенный для  подготовки обучающихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах.

Основной целью учебного курса является повышение правописной грамотности обучающихся, развитие культуры письма.

Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что обучающиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Обучающимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.

Учебный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой – внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, М.В. Па-нова, Б.Н. Тимофеева, Л.А. Ахременковой, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой (см. раздел «Литература»).

 Предметным результатом могут быть:

  1. орфографический диктант;
  2. тест по орфографии;
  3. работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);
  4. реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.

Содержание программы

Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

           Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

        

Тема 2. Орфограммы в корне слова.

           Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

           Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

           Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

           Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё

после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

           Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

           Слитное и раздельное написание  НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на –О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

Тема 8.  Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

           Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

           Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

           В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.

Учебно-тематический план

программы курса подготовки для учащихся 9-ых классов

 «Секреты орфографии».

Содержание разделов и тем

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся

1.

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

2

Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.

2.

Орфограммы в корне слова.

2

Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».

3.

Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

4

Анализ правописания дан-

ных слов; орфографичес-  кий разбор.

4.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

2

Выборочное письмо; под-

бор примеров на данное правило.

5.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

4

Выборочный диктант; орфографический разбор.

6.

Н и НН в разных частях речи.

4

Подбор примеров на дан- ное правило.

7.

Правописание НЕ с разными частями речи.

4

Диктант «Проверяю се- бя»; анализ правописания данных слов.

8.

Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

4

Объяснительный словар- ный диктант; классификационно-

обобщающая работа.

9.

Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

6

Орфографический анализ

текста.

10.

Зачетная работа.

2

Орфографический дик- тант, тест или исправле-ние орфографических ошибок в данном тексте.

                                             Итого:

34

ЛИТЕРАТУРА

     

        

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.
  2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –

СПб, 2000.

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -  М., 1987.

      4.   Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.

5.   Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа

      спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский

      язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

6.   Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,

      2004.

  1.  Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.

8.   Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся

      7-8 классов. – М., 1984.

9.   Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.

  1. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.

11.  Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.

  1. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.

13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.

  1. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.

15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии

      и пунктуации. – СПб, 2003.

16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из

      опыта работы. – М., 1982.

17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие

      для учителя. – М., 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.

Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см...