Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков русского языка в 10 классе (базовый уровень: 34 часа в год)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Авнюгская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа элективного курса для 10—11 классов
Русское правописание: орфография и пунктуация
Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 -11 классов //Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ Автор-составитель С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
Составитель рабочей программы – Редчук Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы. I квалификационная категория |
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и составлена на основе авторской «Программы элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для учащихся 10 -11 классов» С.И.Львовой (2009г.)
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает учителю представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей). Тематика занятий элективного курса обеспечивает более глубокое изучение орфографических и пунктуационных правил русского языка, так как является дополнением к урокам базового уровня (всего уроков по Программе Гольцовой Н.Г. – 68), позволяет организовать подготовку к ЕГЭ.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс (34 часа), пунктуация и культура речи — 11-й класс (34 часа). Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это, прежде всего, работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию.
Цель курса:
- углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи
Задачи:
•закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
•совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
•закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
•обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
•обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;
•способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе
▪ воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
▪ воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
▪ развивать практический навык решения тестовых заданий
Задачи решаются при использовании таких форм работы:
▪ общеклассная
▪ групповая
▪ индивидуальная
▪ парная
▪ фронтальная
▪ дифференцированная
Содержание курса
10 класс (34 часа)
Особенности письменного общения (2ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение ( передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание ( восприятие речевых сигналов); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение ( расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (2ч)
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена, собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем ( __ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфологический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных 1) -кас-//-кос-;лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//-стел-идр. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -рост-//-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла; оро//ра; ере//ре; ело//ле.
Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).
Использование данных орфографического и словообразовательного словаря для объяснения правильного написания корня слова.
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з//с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание:-аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-, -к- и -ск-в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ему- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-//о6ес- (обезлесеть — обезлесить)', -ться и -тся а глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Работа с орфографическим словарем.
Слитные, дефисные и раздельные написания ( __ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (1ч)
Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Календарно-тематическое планирование (10 класс)
№ | Дата | Тема занятия | |
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Речевая ситуация. Формы речевого общения: устная и письменная. | |||
Текст. Стиль. Тип. Жанр. | ЕГЭ I – 1, 2, 21 | ||
Языковые средства выразительности. | ЕГЭ I – 24 | ||
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и лексической сочетаемости). | ЕГЭ I – 3, 5, 22 | ||
Правописание иноязычных словообразовательных элементов. Е и Э в заимствованных словах. | |||
Орфоэпические нормы (произношение слова). Морфологические нормы (образование форм слова) | ЕГЭ I – 4 ЕГЭ I - 6 | ||
Морфематический принцип русского правописания. Использование словарей для объяснения правильного написания слов. | |||
Правописание гласных в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные | ЕГЭ I - 8 | ||
Группы корней с чередованием. | ЕГЭ I - 8 | ||
О/Ё/Е после шипящих. | |||
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | |||
Ы и И в корне после приставок. Понятие о фонетическом принципе орфографии. | ЕГЭ I - 9 | ||
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы | |||
Особенности письменного оформления развёрнутого высказывания | ЕГЭ II – 25 | ||
Правописание суффиксов имен существительных. | |||
Правописание сложных имен существительных. | ЕГЭ I - 13 | ||
Правописание суффиксов имен прилагательных. | ЕГЭ I - 10 | ||
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. | ЕГЭ I - 6 | ||
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | |||
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи | |||
Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. | Дефисное написание | ||
Образование и написание сложных слов. | |||
Правописание суффиксов глаголов. | ЕГЭ I - 10 | ||
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | ЕГЭ I - 11 | ||
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий и прилагательных. | |||
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение некоторых наречий. | |||
Особенности написания производных предлогов, союзов и омонимичных им форм. | ЕГЭ I - 13 | ||
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. | ЕГЭ I - 12 | ||
Различение приставки ни - и слова ни (частицы, союза). | |||
Различение приставки ни - и слова ни (частицы, союза). | |||
КР Итоговый тест в формате ЕГЭ (часть I, II). | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.
Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 6 класса «Орфография и пунктуация »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 6 класса «Орфография и пунктуация » ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».
Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...