Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Содержание курса направлено на изучение характеристики речевого общения в целом, особенностей письменного общения, специфики элементов речевого этикета, использующихся в письменной речи. Рабочая программа составлена на основе программы элективного (факультативного) курса по русскому языку «Русское правописание: орфография, пунктуация»; 10 – 11 классы. Сб: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И. Львова). – 3 – е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. – 215 с.
Структура программы:
I. Пояснительная записка
II. Содержание
III. Учебно-тематический план
IV. Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
v. Критерии оценки знаний обучающихся
VI. Учебно-методическое обеспечение
VII. Список литературы
VIII. Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ:
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
10 - 11 класс
Составитель:
Занина Е.В.,
учитель высшей
квалификационной категории
2014 – 2016
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089.
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы основного и среднего общего образования, утвержденный распоряжением министерства образования Иркутской области от 12 августа 2011 года № 920.
- Учебный план ОО на 2014-2015 учебный год.
- Программа элективного (факультативного) курса по русскому языку «Русское правописание: орфография, пунктуация»; 10 – 11 классы. Сб: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И. Львова). – 3 – е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. – 215 с.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от15.04.2011 № 75-37-0541/11 «О рабочих программах»
Место предмета в учебном плане
В школьномкомпоненте учебного плана на 2014 - 2015, 2015 – 2016 уч.гг. на изучение курса «Русское правописание: орфография, пунктуация» отводится 68 часов. Из них в 10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель данного курса - повышениe грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому содержание курса направлено на изучение характеристики речевого общения в целом, особенностей письменного общения, специфики элементов речевого этикета, использующихся в письменной речи.
Особенностью курса является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации; учитывая их системность, логику, существующею взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
В ходе уроков и обучающихся формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
В программе предусмотрено изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс (34 ч)
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:
от смысла – к средствам его выражения: в устной речи; в письменной речи.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (32 ч)
Орфография как система правил правописания (1 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как раздеты русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных:
1) -нас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-);
2) -раст-//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного);
3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, клан // -клон , зар .юр- (зависимость от ударения);
4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело/ / ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник ).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фал, гео, фон и т. п.).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -онък- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив и ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , -ка-, ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обе.з-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -тъся и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных
моделей слов ( н -н|ый[, без н ость| |, ост- н|ый| и т. п.).
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Речевой этикет в письменном общении (2 ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (8М8-сообщения, электронная почта, телефакс и ДР-)-
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
11 КЛАСС
Пунктуация (34 ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (14 ч)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др./
Знаки препинания между частями сложного предложения (9 ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (4 ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. Орфография - 32 ч. | ||
Орфография как система правил правописания | 1 | |
Правописание морфем | 19 | |
Слитные, дефисные и раздельные написания | 10 | |
Написание строчных и прописных букв | 2 | |
2. Особенности письменного общения - 2 ч. | ||
ИТОГО | 34 |
11 КЛАСС
№ | Раздел | Кол-во часов |
Пунктуация -34 ч. | ||
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 3 | |
Знаки препинания в конце предложения | 1 | |
Знаки препинания внутри простого предложения | 14 | |
Знаки препинания между частями сложного предложения | 9 | |
Знаки препинания при передаче чужой речи | 3 | |
Знаки препинания в связном тексте | 4 | |
ИТОГО | 34 |
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
уметь:
- осуществлять орфографический и пунктуационный самоконтроль;
- анализировать языковые единицы с точки зрения соблюдения письменных правил современной русской орфографии и пунктуации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа/ выполненной работы;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое письменно/устное оформление ответа.
Зачет
- ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения орфографических и пунктуационных норм литературного языка.
4) допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
Незачет
1) ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Программа элективного (факультативного) курса по русскому языку «Русское правописание: орфография, пунктуация»; 10 – 11 классы. Сб: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт.-сост. С.И. Львова). – 3 – е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. – 215 с.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ЕГЭ 2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2. – М.: ЭКЗАМЕН, 2015.
- Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русскя орфография. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1998.
Для учащихся
- Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.
- Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.
- Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо: факультативный курс. — М., 1974.
- Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
- Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
- Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
- Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
- Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.
- Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
- Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.
- Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
- Розенталъ Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
- Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Словари
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
- Букчина Б. 3., Калакуцкая Л, П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.
- Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
- Розенталь Д. Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1984.
- Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.
- Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984.
Для учителя
- Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
- Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.
- Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
- Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
- Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. — М., 1976.
- Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
- Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М., 1983.
- Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
- Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
- Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
- Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
- Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
- Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
- Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
- Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
- Розенталъ Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
- Фирсов Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.
Интернет- ресурсы
- (www.edu.ru) - федеральный Интернет-портал «Российское образование»;
- (www.fcior.edu.ru) - федеральный центр информационо-образовательных ресурсов;
- (www.shool-collection.edu.ru) - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
Орфография – 32 часа | ||||
| ||||
Русское правописание | 1 | |||
| ||||
Правописание корней | 1 | |||
Правописание гласных корня | 1 | |||
Правила, нарушающие единообразие написания | 1 | |||
Обозначение на письме согласных корня | 1 | |||
Правописание иноязычных словообразовательных элементов | 1 | |||
Правописание приставок | 1 | |||
Деление приставок на группы | 1 | |||
Правописание суффиксов. Типичные суффиксы существительных | 1 | |||
Типичные суффиксы глагола. | 1 | |||
Суффиксы причастий. | 1 | |||
Правописание окончаний. | 1 | |||
Окончания существительных. | 1 | |||
Орфографические правила на различение морфем. | 1 | |||
Правописание согласных на стыке морфем. | 1 | |||
Взаимосвязь значения морфемного строения и написания. | 1 | |||
Правописание ь после шипящих. | 1 | |||
Этимологическая справка как прием проверки написания морфемы. | 2 | |||
| ||||
Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | |||
Различение на письме служебного слова и морфем. | 1 | |||
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. | 1 | |||
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. | 1 | |||
Особенности написания производных предлогов. | 1 | |||
Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | 1 | |||
Образование и написание сложных слов (имена существи¬тельные, прилагательные, наречия). | 1 | |||
Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий). | 1 | |||
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 1 | |||
Работа со словарем «Слитно или раздельно?». | ||||
| ||||
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 1 | |||
Работа со словарем «Строчная или прописная?». | 1 | |||
Особенности письменного общения – 2 ч. | ||||
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 1 | |||
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли | 1 | |||
ИТОГО | 34 |
11 класс
№ | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
| ||||
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. | 1 | |||
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. | 1 | |||
Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации. | 1 | |||
| ||||
Знаки препинания в конце предложения | 1 | |||
| ||||
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. | 1 | |||
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. | 2 | |||
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. | 1 | |||
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. | 2 | |||
Обособление приложений. | 1 | |||
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. | 2 | |||
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. | 1 | |||
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и не выделения в письменной речи оборота со значением сравнения. | 1 | |||
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. | 1 | |||
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. | 1 | |||
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов. | 1 | |||
| ||||
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 1 | |||
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. | 2 | |||
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | 1 | |||
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | |||
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. | 2 | |||
Знаки препинания при сочетании союзов. | 1 | |||
Сочетание знаков препинания. | 1 | |||
| ||||
Прямая и косвенная речь. | 1 | |||
Оформление на письме прямой речи и диалога. | 1 | |||
Способы оформления на письме цитат. | 1 | |||
| ||||
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. | 1 | |||
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. | 1 | |||
Авторские знаки. | 1 | |||
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. | 1 | |||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-109380-1355671040.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-241998-1365931255.jpg)
Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Секреты орфографии»,8 класс
Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559202-1420457727.jpg)
рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-576535-1523203998.jpg)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 -11 класса
Материал для подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-602209-1426352216.jpg)
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663515-1441650204.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» для 10-11 классов
Учебно-методический комплекс по курсу делового русского языка нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексной коммуникативной компетенции ...