Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Бажан Светлана Михайловна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15_10.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1.    Особенности письменного общения

2

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

2

Формы речевого общения: письменные и устные. Формы письменных высказываний и их признаки.

1

Тема 2.     Орфография как система правил правописания

2

3

Роль орфографии в письменном общении людей.

1

4

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

1

Тема 3.     Правописание морфем

18

5

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.

1

6

Правила, нарушающие единообразие написания корня.

1

7

Группы корней с чередованием гласных.

1

8

Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

1

9

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

1

10

Правописание приставок.  Приставки на з (с) — фонетический принцип.

1

11

Все остальные приставки — морфологический принцип написания.

1

12

Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.

1

13

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1

14

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

1

15

Типичные суффиксы глаголов и их написание.

1

16

Образование причастий с помощью суффиксов.

1

17

Буквы н и нн в полных и кратких формах причастий.

1

18

Различение окончаний -е и -и в именах существительных.

1

19

Правописание личных окончаний глаголов.

1

20

Правописание согласных на стыке морфем.

1

21

Орфографический анализ словообразовательных моделей слов.

1

22

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1

Тема 4.     Слитные, дефисные и раздельные написания

10

23

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания.

1

24

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

1

25

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

1

26

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

1

27

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.

1

28

Особенности написания производных предлогов.

1

29

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов.

1

30

Образование и написание сложных слов.

1

31

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

1

32

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

1

Тема 5.     Написание строчных и прописных букв

2

33

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

34

Работа со специальными словарями, отражающими написания слов со строчной или прописной буквы.

1

Мостовский район  станица Андрюки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 станицы Андрюки муниципального образования Мостовский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № _1_

от 31    августа    2011   года

Председатель педсовета

                                                                                                ____________       Л.П.Лихова

                

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Русское правописание: орфография»

по         Русскому           .

Ступень обучения (класс)         среднее (полное) общее, 10 класс                                     .   

Количество часов 34 ч.              Уровень базовый 

                                                                                                                               

Учитель    Бажан Светлана Михайловна 

  1. Пояснительная записка

Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии культуры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.

Вот почему программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Кроме того, свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть реализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысла высказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет потребность человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.

И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).

Кроме того, огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова (или словообразовательных моделей), который развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы:

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфографии (первый год обучения) и пунктуации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Рабочая программа составлена на один учебный год

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или

 авторская программа

Рабочая  программа

1.

Особенности письменного общения

2

2

2.

Орфография как система правил правописания

2

2

3.

Правописание морфем

18

18

4.

Слитные, дефисные и раздельные написания

10

10

5.

Написание строчных и прописных букв

2

2

  1. Содержание обучения.

Особенности письменного общения (4 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: ГОВОРЕНИЕ (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — СЛУШАНИЕ (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); ПИСЬМО (передача смысла с помощью графических знаков) — ЧТЕНИЕ (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания.

 Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация и др.), жестов и мимики; ориентация на слуховое восприятие речи и зрительное — собеседника; возможность учитывать немедленную реакцию слушателя и реагировать на нее. Повторы, прерывистость речи — типичные свойства устного слова. Диалог и монолог как разновидность устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.

 Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительноетельное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма: древнеегипетское письмо (IV тысячелетие до н. э.) -» финикийское письмо (XII—X вв. до н. э.) -> древнегреческое письмо (IX—VIII вв. до н. э.) -> старославянское письмо (863 г.) -> русское (рукописное) письмо (988 г. — год крещения Руси) -> первые печатные книги (1554 г.) —> введение гражданской (церковной) азбуки (1710 г.) -4 частная реформа азбуки (1735 г., 1758 г.) —» создание орфографических правил Я. К. Гротом (1873 г.) -> реформа алфавита и орфографии (1918 г.) -> упорядочение Свода орфографических и пунктуационных правил (1956 г.).

 

Орфография (30 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему всегда одинаково»); 2) слитные, де-фисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).


 

Правописание морфем (16 ч)

Морфема как минимальная значимая часть слова.

Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфемный).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы или и в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- — -бер-, -тир- -тер-, -стил-- стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- (-ращ-) — -рос-, -скак- - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- -гор-, -твар--- твор-, -клан----------- клон-, -зар---------- зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло — ла, оро — ра, ере — ре, ело — ле.

Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

Использование орфографического и словообразовательного словарей для объяснения правильного написания корня слова.

Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з (с) — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфемный принцип написания. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.

 Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: -оват(ый), -евит(ый), -лив(ый), -чив(ый), -чат(ый), -оньк(ий) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ее-; -к~ и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), -е(тъ), -ирова(ть), -ича(ть), -ану(ть) и др. Различение на письме глагольных суффиксов ,-ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и-в глаголах с приставкой обез- (обезлесить — обезлесеть); -ться и -тся в глаголах.

Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).

Буквы н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих написание окончаний разных частей речи.

Различение окончаний -е и -и в именах существительных; окончания -ет, -ит, -ешь, -ишь, -ут (-ют), -am (-ят) в глаголах.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова (обобщение). Орфографический анализ словообразовательных моделей слов

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Работа с орфографическим словарем.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

Работа со специальными словарями, отражающими слитные и раздельные написания.

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со специальными словарями, отражающими написания слов со строчной или прописной буквы.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

Для учителя

1. Г. Г. Гранин. С.М. Бондаренко. А.А.Концевая. Секреты орфографии. М., 1994

2. Иванова В.Ф. Современная русская орфография: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. – М., 1991

3. Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. Орфография и пунктуация. Издательство: Высшая школа, 1994 г.

4. Быков Д. Л. Орфография. "ЛитРес", 2003.

Для ученика

1. Г. Г. Гранин. С.М. Бондаренко. А.А.Концевая. Секреты орфографии. М., 1994

2. Быков Д. Л. Орфография. "ЛитРес", 2003.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения  учителей

филологии от ________ №__,

_______________    М.А.Чернова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Е.В.Панкова  

«______»  __________ 2011г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

___________Е.В.Панкова

«___» __________ 2011  года

Мостовский район  станица Андрюки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 станицы Андрюки муниципального образования Мостовский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

По                  Русскому языку              .

Класс    10

Учитель Бажан Светлана Михайловна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю  1  час;

Планирование составлено на основе рабочей программы Бажан Светланы Михайловны, утвержденной решением педагогического совета МОУ СОШ № 6 станицы Андрюки протокол № _1_ от «30» августа 2010года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Практика речи» для 11 класса

Курс «Практика речи» предназначается для учащихся старших классов, проявляющих  интерес к изучению английского языка, предполагающих прохождение итоговой аттестации по английскому язы...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для учащихся 10-11 классов "За границу без проблем"

Преподавание курса предполагает применение современных информационных и педагогических интерактивных технологий. При прохождении тем используются такие методики и технологии как технологии критическог...